Праздник Воскресения Христова, или иначе Пасха, в православии считается центральным событием богослужебного года. Это торжество связано со многими народными и церковными обычаями. Некоторые обычаи, например, красить яйца и печь куличи, являются общепринятыми, другие — Причащение св. Христовых Тайн на Пасхальную службу и посещение в Пасху кладбищ — воспринимаются неоднозначно. О пасхальных обычаях, принятых в Русской Древлеправославной Церкви, мы сегодня беседуем с благочинным Западносибирского благочинья (Сибирская епархия РДЦ) протоиереем Андреем Марченко.
***
У нас в приходе Святую Пасху встречают традиционно — за трапезой в кругу семьи после храмового богослужения. Во многих общинах Древлеправославной Церкви бывает и общая приходская трапеза, во время которой нередко исполняются пасхальные и иные церковные песнопения. Эти своего рода церковные агапы весьма способствуют укреплению близких, братских отношений между прихожанами.
В наших зарубежных приходах, а именно в Румынии, помимо общих трапез, бывают и торжественные крестные ходы по населенным пунктам, в которых расположены храмы. В частности, в селении Слава Черкесская на Пасху принято совершать крестный ход с восхождением на довольно-таки высокую и крутую гору, расположенную недалеко от селения.
На вершине этой горы больше ста лет назад одним из наших священников был установлен поклонный Крест. Там христиане совершают молебен Пасхе, и уже затем прямо на вершине горы у подножия Креста они разделяют друг с другом братскую трапезу.
Я не могу рассуждать об обычаях других конфессий, но в Древлеправославной Церкви на Пасху причащаются. Например, в приходе, в котором я служу настоятелем, на пасхальной службе верные всегда причащаются: как дети, так и взрослые. Безусловно, не все, но, тем не менее, немало.
На Причащение на Пасху не только нет запрета, но есть прямое указание. Так, в Номоканоне при Большом потребнике в правиле 225, которое прямо посвящено затронутому вопросу, говорится:
Когда должни суть причаститися право живущии. Ведомо буди и сие, яко должни суть право живущии, и среду, и пяток, хранящии всего лета, причащатися пречистых таин, сиречь в великую пасху, в день Христова Рожества, в праздники святых апостол, и Богородицы. Аще и сия посты хранят, и елицы достойни суть, неподлежат канону.
Итак, видим, что о Причащении на Пасху право живущих верных сказано, что они не просто могут причащаться, но и «должни суть».
О том, что еще сравнительно недавно Причастие на Пасху было общее всем, видится и из Типикона (Церковного ока):
А миряном, от жен воздержатися во весь святый великий пост, аще ли падется с женою своею, во святый пост то ни на Пасху да не причастится занеже весь пост обезчествовал (гл. 32, л. 75 и об.).
Ясно, что, если кто пост сохранил, то на Пасху должен причаститься. То есть запрет причащаться на Пасху — это, согласно церковному Уставу, наказание для сластолюбцев, а не благочестивый обычай для всех верных.
И наконец, со страниц Цветной Триоди Церковь свидетельствует верным, что только тот из них подлинно празднует Святую Пасху, кто причащается Крови и Плоти Христовой:
Пасха бо Сам Христос есть и Агнец вземляи грехи мира на олтари в безкровней Жертве в пречистых тайнах честнаго Тела и животворящей Крове Своея от иерея Богу и Отцу приносимыи, и Тому достойно причащающиися, истинную ядят Пасху (Цветная Триодь. М.: Печатный двор, 1648. Л. 217 об. – 218).
Как сказано в Священном Писании, при двух или трех свидетелях станет всяк глагол (Мф. 18:16).
Я привел три авторитетных церковных свидетельства, которые вполне доказывают, что христиане могут и должны причащаться на Пасху, и что несправедливо и против правил поступают те священнослужители, которые препятствуют христианам исполнить этот свой духовный долг.
Этот обычай никак не регламентируется да и не предписывается церковным уставом, однако он имеет вполне православные корни. Во Христе ведь все живы, и Пасха — это праздник победы жизни над смертью, торжество как ныне живущих христиан, так и уже умерших. Таким образом, вполне прилично посетить в пасхальные дни могилы упокоившихся в вере братий и сестер, чтобы на их могилах прославить воскресшего Господа пением Пасхального тропаря или, например, стихер Пасхе или пасхального канона.
Обычай посещать гробницы в дни св. Пасхи появился многие века назад. О его древности мы находим свидетельство, например, в Киево-Печерском Патерике:
В 6971 (1463) году в Печерском монастыре свершилось такое знамение. При князе Семене Александровиче и при брате его князе Михаиле, при архимандрите печерском Николе за пещерой присматривал некто Дионисий, по прозвищу Щепа. Пришел он в Великий день в пещеру покадить тела усопших, и когда дошел до места, которое называется Община, то, покадив, сказал: «Отцы и братья, Христос воскрес! сегодня Великий день». И прогремело в ответ как гром мощный: «Воистину воскрес Христос» (Слово 38).
Как видим, нет ничего нового и уж тем более предосудительного в том, чтобы разделить пасхальную радость с умершими. Однако все это нужно совершать с благоговением, как подобает христианам, и не сопровождать посещение кладбищ пьянством, веселием или скорбными трапезами, подобно язычникам и двоеверам. Также в пасхальные дни не должно совершаться на кладбище, да и вообще, никаких заупокойных молитв, но лишь славословие Пасхе. И самое главное — посещение кладбища не должно препятствовать, замещать или каким-либо иным образом идти в ущерб посещению храмового богослужения в эти святые дни.
Таких указаний нигде не обретается, но логика требует, чтобы в начале пасхальной трапезы вкушалась благословленная в храме пища, по сути, она ведь ритуальная, символическая, олицетворяющая собой окончание поста и милость Божию, таким образом, разумно именно с нее и начинать трапезу. Что же первое отправит человек в рот, кусочек творожной пасхи, кулича, яичко или что иное из благословленного в храме, — это не имеет принципиального значения. Но начинать трапезу нужно, несомненно, с благословленных снедей, ибо именно для этого их приносили в храм.
Усваивать пасхальным яйцам какое-то особое значение, безусловно, неправильно. Помимо яиц, священник на Пасху благословляет ведь и другие снеди: различные молочные и мясные продукты, чтобы вкушающие от них делали это во здравие себе и во славу Божию. В молитве на благословение снедей говорится: «благослови и ныне, Владыко, пасху сию, хлеб и мед и масло и млеко и сыр и яица и мяса», — как видим, яйца упомянуты в ряду прочих продуктов и никак не выделены из общего числа, таким образом, и нам не следует выделять оные.
Как и вообще неприлично делать продукты питания предметом забавы. Особенно это относится ко взрослым людям, которым все-таки приличествует серьезность в делах, а не детское легкомыслие. Обобщенно же скажу, что все народные обычаи, связанные с пасхальными яйцами, не имеют под собой ничего церковного, кроме, естественно, одного обычая — скушать эти яйца и поблагодарить Бога за дарованную пищу.
Особенно следует отметить самый, наверное, нехороший обычай, связанный с пасхальными яйцами. Это когда по незнанию и простоте пасхальным яйцам усваивается некое сакральное значение, их размещают на домашнем иконостасе рядом с иконами и прочими святынями. Таким образом еда превращается в фетиш, что для христиан совершенно недопустимо, ибо это сродни языческому магизму и оккультизму.
Против сакрализации благословленных на Пасху снедей и с обличением этого неблагочестивого обычая Церковь обращается к христианам со страниц Цветной Триоди:
Вестно же буди, яко сицевых принесенных брашен, и сыра и набелы принос, несть пасха, ниже агнец, якоже неции глаголют и приемлют, и ему со всяким говением, якоже некоей святыни причащаются, но простое приношение. Не аки бо сие в жертву Богу приноситися имать, но токмо да начинающим по посте брашно и сыр ясти от иерея предложенными и молитвами в снедь благословенно будет (Цветная Триодь. М.: Печатный двор, 1648. Л. 217 об.).
Пользуясь случаем, хочу поздравить всех христиан с грядущим Праздником Воскресения Христова: Воскресни, Господи, помози нам и избави нас имене Твоего ради!
Беседовал Глеб Чистяков
"Аще и сия посты хранят, и елицы достойни суть, неподлежат канону." — растолкуйте, не понимаю!