Постятся люди по-разному и с разной целью. Весной, когда наступает Великий пост, с каждым годом все большему количеству людей хочется «попробовать на вкус» эту старинную православную традицию: ныряют же многие в крещенскую прорубь и ничего — и азартно, и свежо, и дух захватывает! Нечто похожее испытывают и те, кто решает для себя: всё, буду поститься!
И окунаются с головой в новый мир. Тут их встречают подводные камни. Это и спортивный интерес — поститься строго по уставу, да по монастырскому или же — огромные траты денег на все виды постной продукции сразу. На самом деле, из многолетней практики людей, соблюдающих постные обычаи, неоправданным для новоначальных оказывается и первое, и второе.
Одна моя знакомая рассказывала, пришла как-то в гости к семье, которая решила Великим постом ограничить себя в пище. Уже прошла неделя поста, вторая, и они стали ныть и говорить ей: «Скажи, что ты ешь? Мы едим соевые продукты, овощи, фрукты, орехи и все ходим какие-то голодные…». Она сказала, что готовит каши, блюда из бобовых, супы…
«Нет, ты нам скажи: что ты ешь?», — не унимались они. «Мы уже на рыбу перешли, мы больше не можем…». Трудно понять «новобранцам» простой факт: чем сдержанней по составу меню поста, тем лучше усваивается пища, тем легче поститься. Однако чтобы усвоить и переварить эту истину, нужно ее постичь. А этому как раз и учат посты.
Мост длиной на семь верст, как зовется Великий Пост в русской загадке, является настоящей кулинарной школой для женщины-хозяйки. Ведь нужно «из ничего» приготовить что-то вкусное и съедобное, и не когда-нибудь, а сегодня, завтра, послезавтра… до самой Пасхи. Конечно, первая реакция: вперед, по магазинам, в поисках постной продукции, ведь на огороде еще ничего нет, а за зиму «подпольные» запасы тоже подтаяли…
И тут хозяйка как ни в какое другое время задумывается над тем, что же такое полезное купить? Как же выжить в пост да еще в эпоху глобального наступления модифицированной продукции? Ведь организм за последние годы привык к тому, что продукты — ненастоящие. «Человек есть то, что он ест». А ест человек сегодня модифицированный крахмал, восстановленное молоко, восстановленный сок, загустители, подсластители, усилители вкуса и запаха ароматизаторы, «идентичные натуральному», консерванты, т. е. собственно фикцию в красивой упаковке — в виде опубликованного обмана на этикетке.
Однажды весной мне удалось открыть рецепт квашеной сныти, и я с радостью угощала ею друзей и знакомых. Их удивлению и восторгу не было конца — они не могли понять, что же это за вкусный продукт я им предлагаю!
— А ты знаешь, что слово «снедь» происходит от слова «сныть»? — просвещал меня один из них за салатом из квашеной сныти с помидорами. А «хлеб» от слова «хлебать»? — Да, пищу нужно жевать. От этого все пищеварение: и слюна, и полноценные желудочные соки. А проглотил, забил чем-то желудок — это же не пища!
— Мне кажется, если человек пережевывает пищу, задействуются еще и какие-то волевые начала, — говорил другой. — Когда человек прекращает жевать, он становится управляемым, становится просто механизмом с «дозаправкой».
Действительно, думала я, что еще нынче объединяет отдельного человека со всем обществом, как не желудок? Так «цивилизованное», «высокотехнологичное» общество внушает: «Желудкам» жить и работать надо, только для того, чтобы есть». А подобными «человекожелудками» легче и управлять…
— Вы слышали, в магазин на Б. Спасской постную колбасу привезли! — раздаются восторги среди любителей поститься соевыми продуктами: мясом, майонезом, сыром и т. д. Говорят, в Москве продаются даже соевые сметана, творог и торты! Эту радость можно понять, но не всегда можно разделить: соевый продукт хозяйка никогда не приготовит сама. Это тот же «кот в мешке», которого ей предлагает индустрия синтезированного питания.
А где купить, к примеру, гречневую муку? А где патоку — основу медовых напитков — сбитней и необходимый компонент пряничного теста, и другие забытые полезные продукты питания? Наш рацион с давних пор сильно обеднел. Кто-то в пост балуется шампиньонами, кто-то рядовками, кто-то морожеными смесями овощей, кто-то отдает предпочтение консервам и «закруткам», кто-то килограммами ест оливки или мед… Кто-то решил поститься без соевых продуктов, кто-то полностью отказался от сахара, кто-то — от дрожжевого хлеба. Тут уж каждому — свое.
Каждый постящийся знает, как в пост обостряются, утончается восприятие органов вкуса. Человек начинает различать «мертвую» и «живую» пищу, т. е. энергетику того или иного продукта: ту, которая забирает у него энергию и ту, которая дает ему бодрости и сил. При нашем ущербном, неполноценном рынке питания особенно незаменим оказывается опыт именно поста.
А для каждой хозяйки Великий пост становится еще и великой кулинарной школой. И из каждого поста извлекаются бесценные уроки. Как правило, постящиеся хозяйки общаются, переписывают рецепты, передают их, так сказать, из рук в руки. И каждая спешит поделиться своим открытием с подругой. И за счет этого в пост в среднем осваивается два-три новых блюда.
—————
А. Кузнецова
По материалам газеты «Покровский вестник»
молиться некогда, все марш на кухню осваивать рецептики
интересно
Очень интересная статья, поделитесь своими рецептами)))).