Святыня «Дары волхвов», привезенная из далёкого афонского монастыря, побывала в Москве, Санкт-Петербурге, Минске и готова уже к отправке на Украину. В кипящий революцией Киев она пребудет 24 января. И уже звучат голоса, что прибытие святынь поможет примирить враждующие стороны.
Как бы то ни было, многотысячные очереди к этому раритету вызвали широкую дискуссию в российском обществе. Часть ученых выразили сомнение в том, что эти «дары» действительно хранятся со времен младенчества Христа. Их оппоненты выразили убеждение, что подлинность святыни в данном случае не имеет решающего значения.
Главное, по их мнению, это совершение паломнического и молитвенного подвига, сопереживание факта Рожества Христова. А какими обстоятельствами это вызвано — уже дело среднее.
Вместе с тем, участившиеся случаи привоза зарубежных святынь вызывают закономерный вопрос у россиян: почему не уделяется соответствующее внимание отечественным, российским святыням, древностям и прочим духовно-историческим ценностям?
Почему сотни тысяч граждан тратят время и силы для посещения заморских артефактов, но совершенно игнорируют отечественные святыни и раритеты, находящиеся буквально в двух шагах? Вопросы эти непростые, требующие серьезного осмысления и определенных выводов.
Мы попросили прокомментировать эти вопросы авторитетных представителей старообрядческих согласий.
Протоиерей Андрей Марченко
Русская Древлеправославная Церковь
Подлинность святыни, безусловно, имеет значение, ибо все материальные предметы, посредством которых Бог совершал описанные в Библии чудеса и исцеления, были, все-таки, подлинными. Это и мощи пророка Елисея, и медный змий, платки и пояса апостола Павла.
Между тем, вполне естественно, что спустя многие столетия сложно на сто процентов выяснить историческую достоверность той или иной святыни, поэтому подлинность практически всех существующих в настоящее время реликвий измеряется лишь верой поклоняющегося ей. То есть невозможно с полной уверенностью утверждать достоверность некой святыни, впрочем, в отношении многих из них невозможно с полной уверенностью и отрицать их подлинность.
Шарлатаны и коммерсанты от религии очень хорошо понимают этот момент и нередко эксплуатируют простосердечную веру людей в целях обогащения. Именно коммерческая составляющая является основной в современном буме массового паломничества и ажиотаже вокруг гастролей по стране различных реликвий.
Иерей Иоанн Курбацкий
Русская Православная Старообрядческая Церковь
Вопрос сформулирован таким образом, что возможен только один вариант ответа. Разумеется, желание поклоняться сомнительным раритетам, тем более благоговейное, не должно быть поощряемо. Не стоит и повторять, что православные христиане поклоняются только Христу и Святой Троице.
Почитание священных предметов или реликвий основано на том, что они обладают чудодейственной силой, источник которой может иметь исключительно божественное происхождение. Это предполагает их подлинность, то есть наличие уверенности в том, что источник силы незамутнен и чист. Поскольку духовно слабый человек не способен различать действие божественных и бесовских сил, гарантией подлинности святыни выступает Церковь Христова.
Подлинность подтверждается древним и непрерывным церковным преданием. Но главным признаком подлинности святыни для Церкви является производимое ею действие. Именно так был определен истинный Крест Христов при святой царице Елене. В древности положено было проводить освидетельствования мощей. По плодам их познаете их (Мф. 7:16). Основными плодами Божественной Силы должны быть добрые плоды духовные, которые перечисляет апостол Павел (см. Гал. 5:22-23) — плач и искреннее покаяние.
По поводу молитвенного усердия можно сказать то же самое. Усердие должно иметь своим источником одного только Христа и целью также только Христа. Усердие не по уму и ложная благоговейность могут привести к душевному помрачению и духовной гибели неразумного человека.
Максим Гусев, журналист
Русская Православная Старообрядческая Церковь
На мой взгляд, подлинность значение имеет определяющее. Вернее, должна иметь. По моим наблюдениям, есть святыни, которые не вызывают сомнений — в Троице-Сергиевой Лавре, например, или мощи св. Николы в Бари и тому подобные. А есть те, которые широко разрекламированы, однако что-то интуитивно отталкивает от них — «Дары волхвов», о которых я до нынешнего года вообще никогда не слышал, в их числе.
Полагаю, что историческая достоверность значительно важнее, чем людское «усердие» и «расшибание лба». Ведь с усердием можно просто молиться в церкви или даже дома в своем «святом уголке», для этого мощи или иные святыни не нужны.
Я объехал некоторое количество католических храмов той же, скажем, Италии, где общехристианских святынь немало. Скажем, могила апостола Петра в Ватикане, достоверность которой никогда и никому не проверить. Отрадно там побывать и постоять подле нее, но не более того.
Поэтому я никак не пойму «благоговейного желания поклониться сомнительному, но разрекламированному раритету» у старообрядцев. Недавно митрополит Корнилий в разговоре со мной (это не вошло в интервью) справедливо заметил, что в Покровском соборе на Рогожском десятки святынь. И если есть у людей желание прикладываться к мощам, препятствий к этому нет никаких.
Однако очередей не наблюдается, тогда как реклама непонятных «святынь» влечет людей. Они тратят драгоценные часы своей жизни, тогда как это время стояния в очереди можно посвятить родным и близким, молитве дома или в храме, и пользы от этого будет куда больше, чем от радости пятичасового стояния на морозе или под проливным дождем.
В конце-концов, у нас есть крестные ходы, которые длятся недолго и в которые можно ходить, чтобы по итогам хождения приложиться и поклониться святыне. Но, увы, коллективный характер восприятия, когда, подойдя к очереди, хочется встать и вместе со всеми стоять, чтобы достоять, способен брать верх и над староверами. И это, если позволить себе грубое сравнение, все равно, что в конце года в Европе или в Америке сезон распродаж — в течение года люди отказывают себе в «удовольствии» что-то купить, а в распродажные дни бегут со всех ног, стоят ночами, чтобы купить дешевле.
Очень похоже на ситуацию с мощами. С другой стороны, если у людей есть желание отстоять очередь к «святыне» (ставлю в кавычки, ибо есть большие сомнения в таковой по отношению к некоторым, привезенным из прекрасного далека, раритетам) — это, наверное, лучше, чем, если бы они провели это время с вредом для души — ходили бы на развлекательные концерты, в ночные клубы или на дискотеки, или просто праздно проводили время. Наверное, стоя в очереди, думают люди все же о чем-то возвышенном и духовном. Надеюсь на это.
Протоиерей Андрей Марченко
Русская Древлеправославная Церковь
Нарастающая популярность зарубежных реликвий обусловлена широкой рекламой, которая сопровождает их привоз в Россию. О том, какое воздействие производит на человеческое сознание грамотно проведенная рекламная компания, давно всем известно. Здесь вопрос исключительно в предпочтении или каких-то иных скрытых интересах тех, кто способен на организацию такой широкой рекламной компании.
Сейчас их интересы на стороне зарубежных артефактов. Говоря современным языком, тем, в чьем распоряжении на данный момент находятся русские святыни, не хватает талантливого специалиста по промоушенгу. Впрочем, возможно, они просто честные, скромные люди, не желающие наживаться на религиозном чувстве верующих.
Пробуждать же интерес к отечественным духовным, историческим и культурным ценностям, безусловно, и можно, и нужно, но основные ресурсы здесь находятся в руках государства. Например, духовную ценность такой общенародной святыни, как Свято-Троицкая Сергиева Лавра, не смогли поколебать даже безбожники.
И это благодаря тому, что на защите этой святыни стояло огромное количество и государственных деятелей, и деятелей культуры. Таким образом, стимулирование интереса к отечественным духовным, историческим и культурным ценностям должно стать частью государственной программы.
Это, естественно, будет способствовать возрождению у русских людей утраченной общенациональной идеи, а соответственно, постепенному укреплению и духовно-нравственному оздоровлению всего русского народа. На настоящем же этапе, задача, прежде всего, духовных пастырей заниматься просвещением в приходах, прививая христианам интерес и любовь к Русской Церкви, к ее истории, к ее святыням и к ее святым.
Иерей Иоанн Курбацкий
Русская Православная Старообрядческая Церковь
Зарубежные артефакты, если и приобретают популярность в нашей стране, то не сами по себе, а в результате целенаправленного действия заинтересованных в этом кругов. То, что мы наблюдаем в последнее время, раньше называлось «опиумом для народа», причем очень концентрированным.
Не стоит обращать особое внимание на то, зарубежная ли святыня или русская. Святыня сама по себе не имеет национальности. Это противопоставление не совсем правомочно. Полуязыческий культ некоторых отечественных персонажей, существующий в конфессиях, именующих себя христианскими, ничем не лучше «даров волхвов», привезенных нам лукавыми греками.
Речь тут скорее должна идти о том, что большая часть нашего общества оказалась поражена мистическими недугами и подвержена ненормальным настроениям «православного» язычества, искания чудесного в ущерб душевному спасению, духовная подмена. Вот именно это и опасно. И Он (Исус Христос), глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение. И, оставил их… (Мк. 8:12). Утрачена вера, а ее место занимает примитивное язычество. Бог уже не цель, а средство, некая волшебная палочка.
Отсюда становится понятно, что народ, не имея веры, не знает и своих святынь, в том числе тех, которые находятся в нескольких шагах от храма Христа Спасителя в том же Кремле.
Но надо помнить, что основная наша отечественная, духовная, историческая и культурная ценность — это Христос. И пробуждаться нужно именно верою во Христа. И нам (тем, кто уже принадлежит к Христовой Церкви, и, прежде всего, пастырям Церкви) надлежит проповедовать «Христа распята… Божию силу и Божию Премудрость» (I Кор. 1:22-24). Прочие ценности к этому сами приложатся, если они подлинные ценности.
Максим Гусев, журналист
Русская Православная Старообрядческая Церковь
Здесь, подозреваю, логика ровно та же, что и на светском туристическом рынке. Свои святыни — они вроде бы всегда под рукой и к ним можно съездить в любой момент. К тому же, скажем, для сибиряка или уральца выехать в Турцию, Египет, Грецию или Италию, где, как известно, есть немало общехристианских святынь, подчас дешевле, чем съездить в Подмосковье или по «Золотому кольцу» на три-четыре дня.
К тому же — кто и где широко рекламирует русские святыни? Плюс — они «неинтересны», потому что доступны и как-то «примитивны». А вот «великая» «святыня» из какого-нибудь греческого монастыря — это же и звучит солидно, а значит, и духовно она сильнее, и поможет быстрее. Уверен, именно так рассуждают многие из тех, кто стоит в диких очередях часами и днями.
Причем, подозреваю, «запад» сознательно вкладывается в «раскручивание» таких святынь и, надо отдать должное, весьма эффективно. А у России, видимо, такой цели нет. Хотя лично мне куда милее наши исконные святые. К ним пробудить интерес можно, но лишь вмешательством государства — пока не будет развита инфраструктура, поездки к русским святым останутся уделом малого числа паломников.
Человек современный не ассоциирует поездок без маломальского отдыха — неплохой гостиницы и кафе, где можно расслабиться, транспортной доступностью и так далее. Однако, на мой взгляд, если показывать по центральным телеканалам не слезливые фильмы о «святыньках», а хорошие документальные полотна с минимумом православного налета, пользы для сонма отечественных святынь будет значительно больше. Тогда их будут активно посещать, к ним будут стекаться люди из разных уголков России.
Но в ближайшее время ждать этого, мне думается, не стоит, хотя коллеги-журналисты в своей повседневной работе подчас все же переориентируются на духовные ценности, но идет это слишком медленно.
Впрочем, и люди измельчали — им сейчас доступно все: книги, повествующие о культурно-исторических и духовных ценностях, фильмы, поездки стали реалистичными, но все гонятся за еще большим и еще лучшим. И, увы, мы имеем то, что имеем. Мифическая «святыня» из-за рубежа интереснее, чем исконно-русская, своя, подлинность которой неопровержима.
Впрочем, как редактор газеты, я понимаю эту проблему и стараюсь приобщать людей к отечественной истине, хотя и про «заморские» святыни рассказываю. А читатель пусть сам выбирает.
Комментариев пока нет