Многих читателей нашего сайта интересует жизнь и традиции старообрядцев, проживающих за пределами России. Мы стараемся регулярно публиковать статьи, посвященные этой теме. Так, например, не так давно были опубликованы материалы о жизни староверов в США, странах Латинской Америки и Австралии. Сегодня мы публикуем выступление латвийского старовера Д. А. Жилко, посвященное современной жизни старообрядцев Латвии.
(от редакции)
Уважаемые духовные отцы, возлюбленные во Христе братья и сестры, уважаемые гости!
Цель данной конференции: ознакомиться и оценить культурно-историческое наследие староверия Латвии, возможности его сохранения в сотрудничестве с государством, местным самоуправлением и иностранными инвесторами.
По предварительной договорённости с организаторами конференции, мне было поручено подготовить небольшой доклад о том, как обстоят дела в сельских храмах в Латгалии, о том, что беспокоит, какие на данный момент существуют трудности.
Но начну я своё выступление с представления «Информационного бюллетеня». Моя идея об издании новостного сборника была горячо поддержана магистром истории И.С. Платоновым, и совместно с нашим корректором Т.П. Волгиной выпущено уже два номера, готовится третий.
В феврале месяце на заседании ЦС в Ливанах обсуждался данный проект, принципиальных возражений он не встретил и в целом получил поддержку. Цель издания этой небольшой брошюрки, которую предполагается с Божьей помощью издавать раз в два месяца, самая насущная: донести до наших братьев по вере информацию о событиях, которые происходят в церковной жизни Латвии.
Часто приходится слышать, особенно от сельских жителей, что у нас в Церкви ничего не происходит. Происходит! Но, к сожалению, не все об этом знают. Регулярно происходят заседания ЦС, на которых принимаются важные для церкви Латвии вопросы, встречи с официальными представителями государства, детские праздники, летние лагеря, проводятся конкурсы, религиозно-научные конференции, различные семинары и другие мероприятия, отмечаются юбилеи заслуженных староверских деятелей, проводятся вечера памяти, старшие наставники благословляют на служение молодых наставников…
Конечно, обо всём этом есть информация на интернет-сайтах, но ведь основная-то часть староверов-поморцев Латвии интернетом не пользуется. И в том, чтобы оперативно и достоверно, без искажений доносить информацию до большинства наших прихожан, есть острая, жизненная необходимость! По моим данным, похожий «Информационный бюллетень» в 30-х годах прошлого века регулярно издавал ЦС Польши в городе Вильно. Были попытки издавать похожие брошюрки и в 90-х годах в Латвии. В 2007 году выходили аналогичные новостные сборники при ЦС Республики Беларусь. Почему бы нам не возродить традиции наших предков, не возродить издание регулярных новостных сборников?
Особенно хочу подчеркнуть, что данное издание ни в коей мере не умаляет и не претендует на роль таких солидных изданий, как «Общецерковный календарь» или «Поморский вестник». У каждого из вышеназванных изданий есть своя ниша на информационном поле, своя роль. У «Информационного бюллетеня» в данном случае — новости: оперативные, коротенькие заметки о происходящих событиях. Насколько он будет нужен, интересен и востребован, покажет время.
Далее о наболевшем: как вы, наверное, знаете, я временно исполняю обязанности наставника в Кривошеевской общине. В Великом посту наставник Пантелишской общины Александр Петрович принёс ключи от соседней Пантелишской общины и попросил меня проводить службы и там. Причин, по которым так произошло, несколько. Но одна из главных — отсутствие причетников!
Отсутствие или острая нехватка грамотных и квалифицированных наставников и причетников в Латгальских храмах — это большая беда. Но, на мой взгляд — конечно, не сразу, потихоньку этот вопрос можно разрешить. Мы уже на пути к разрешению. При РГСО существует ГДУ, в котором высококвалифицированные преподаватели готовят и наставников, и причетников, и вероучителей.
Как показывает практика, если в общине регулярно проводятся службы, то и количество прихожан возрастает. В Кривошеевской общине в 2010 году числилось всего 30 исповедников. В 2011 году — 91. В 2012 — 99. В Великом Посту 2013 года исповедовалось 120 человек. Одна женщина в довольно зрелом возрасте в 2011 году приняла крещение. Весной этого года крестили младенца. Есть ещё желающие принять крещение, причём уже в зрелом, сознательном возрасте. Для сравнения: в этом году в Пантелишках исповедовались 34 человека. История, как говорится, повторяется.
Вторая, на мой взгляд, проблема — это полное отсутствие каких бы то ни было документов в обеих общинах. Нет ни Земельной книги, ни инвентарного дела. Например, надо застраховать строение от несчастного случая или написать проект, а в Пантелишской общине прихожане даже не знают, есть ли у них юридический адрес. Т.е. община вроде есть, а по документам её нет! Не буду вдаваться в рассуждения, кто в этом виноват и почему так произошло.
Но ситуация на данный момент такова, и из этого надо исходить. Если с занесением в Земельную книгу Кривошеевской общины дело близится к завершению, то с Пантелишской общиной надо начинать всё сначала.
Сбор документов, переписка с чиновниками, архивные справки — на всё это ушло три (!) года, а дело ещё не завершено! Всё ещё продолжаются переговоры с представителями Строительного Управления и Земельной службы. Приходится сталкиваться с невероятной бюрократией, обилием чиновников и их некомпетентностью. Как только получим запись в Земельной книге (если, конечно, получим), предстоит самое интересное!
На данный момент вся земля волостная, т.е. государственная. Срок подачи заявок на возврат земли в собственность прошёл уже несколько лет назад. Теперь землю, которая когда-то принадлежала общине, надо выкупать у государства. Ну не парадокс ли это? И самое обидное, что помощи ждать неоткуда. Надеяться приходится только на себя.
Обращались к известному рижскому юристу за консультацией, ждали совета два месяца, потом от его услуг отказались. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Это то, что касается документов. Я не говорю о текущих ремонтах и благоустройстве территории. Я не говорю о канонических и духовных вопросах, которых, несомненно, тоже очень много.
Конечно, можно ничего не делать и всё оставить как есть. Некоторые чиновники даже предлагали нам: подписывайте документ, мы за вас всё сделаем и отдадим вам землю в аренду за символическую плату. Вот только будет ли она символической после очередных выборов? И такая ситуация во многих общинах.
Да, ещё одно интересное событие: перед выборами заметно возросло движение вокруг Бондаришского храма. Как рассказывают местные жители, вроде бы волость выпилила кусты, приезжают какие-то люди, фотографируют храм. То, что самоуправление взялось за благоустройство территории вокруг храма (если, конечно, это самоуправление) — это очень хорошо, но об этом почему-то не поставлено в известность ни руководство ЦС, ни председатель Бондаришской общины господин Ермаков. Получается так, что если мне не нравится цвет забора у некоего хозяина, то я могу без его разрешения приехать и выкрасить его забор в понравившийся мне цвет.
А может, Бондаришки уже принадлежат Малиновской волости, а мы об этом просто не знаем? Не хотят ли из Бондаришского храма сделать очередной музей? Кто эти люди и с чего это вдруг стали так заботиться о заброшенном храме? Интересно было бы узнать ответ.
Далее. Варварские кражи, которые пронеслись опустошающим ураганом и продолжались в период с весны по осень 2012 года, вскрыли целый ряд неприятных для нас моментов. Некоторые храмы до сих пор не оборудованы охранной сигнализацией. Основная причина, из-за которой они до сих пор не защищены — это отсутствие средств у самих общин.
ЦС обращался за помощью к государству, но нам в помощи отказали. ЦС оборудовал несколько сельских общин сигнализациями. Это Кривошеево, Пантелишки, Фольваровка, Штыканы. Кстати вчера вечером с помощью ЦС в Пантелишскую моленную поставили дополнительный GPRS — модуль. На сигнализации так же перечисляли средства РГСО и Екабпилсская община. Но на данный момент средства закончились.
Ещё одна проблема, которая открылась в связи с кражами — это отсутствие ревизионных книг и чёткого описания общинного имущества. На данный момент существует замечательная программа, созданная Информационным центром Министерства внутренних дел Латвийской республики. Надо кому-то ехать по сельским общинам, фотографировать и описывать оставшиеся после краж иконы и книги.
В Резекненском районе эту обязанность берёт на себя В.В. Никонов. Кто-то мог бы проделать данную работу и в Даугавпилсском районе. Но опять встаёт вопрос: кто сможет оплатить затраченное время, ведь на эту работу может уйти несколько недель, или поможет оплатить хотя бы топливо? Ведь на одном энтузиазме далеко не уедешь. ЦС не является коммерческой организацией. Пожертвованные средства на нужды ЦС — закончились. Настоящие меценаты-староверы, готовые реально и конкретно помочь, похоже, тоже закончились, остались одни пустые разговоры!
Когда я принимал дела Кривошеевской моленной, у нас в церковной кассе не было ни одного сантима. Бог нам помог, и мы смогли собрать немалые денежные средства и отремонтировать крышу, изготовить новые ступеньки, новые перила при входе в храм, своевременно производим текущие ремонтные работы. Сейчас нам предстоят серьёзные затраты по выкупу нашей же земли у государства, но и с этой задачей, надеемся, справимся.
В данный момент мы проводим ревизию и опись оставшегося церковного имущества в Пантелишской общине. Из икон — три новых литых Креста… В кассе ни одного сантима. Крест на куполе покосился, вот-вот упадёт, стекла на колокольне выбиты, многие доски, которыми обшит храм — прогнили, от входных дверей осталось одно название, крыша течёт, документов нет, фундамент рушится… Но начало есть, у нас уже есть отличная охранная система. А ещё у нас есть Вера! И Бог нам поможет, а не иностранные инвесторы!
Это была только маленькая картинка с натуры из жизни современных латгальских староверов. Но настоящие староверы с Божьей помощью справлялись и не с такими задачами.
Богу нашему слава, ныне и присно и во веки веком. Аминь!
Доментиан Жилко
Комментариев пока нет