Старинные иконы — совсем как люди. Они тоже страдают физически, болеют, стареют, нуждаются в заботе. И у каждой своя биография. В истории нашего государства было два периода, когда иконы, как и людей, арестовывали, ссылали и уничтожали по идеологическим соображениям. После церковного раскола одним из таких «соображений» стала иконография, «противная учению Святой церкви (1).
Иконографические признаки старообрядческих памятников можно разделить на две группы. Первые были унаследованы из дореформенной иконописи: это дониконовские редакции текстов и старая орфография, форма Креста и иконография святых, соответствующая древней традиции, а не указам Синода, и проч. Вторые сформировались после церковного раскола непосредственно в старообрядческой иконописи. В первую очередь — это возникновение иконографии собственно старообрядческих святых, а также формирование местных устойчивых изводов и композиций.
Среди иконографических особенностей, прямо унаследованных от древнерусской иконописи, первое место, несомненно, принадлежит двуперстию. Знаменитое двуперстие стало символом неподчинения церковной реформе и первейшим иконографическим признаком старообрядческих памятников.
Действительно, на большинстве памятников древнерусского искусства мы увидим благословляющую десницу Спасителя, святителей, ангелов, сложенную двуперстно.
Спаситель на иконе благословляет, т.е. как бы осеняет предстоящих крестным знамением, Своею благодатью, ограждает молящихся силою Честнаго и Животворящего Креста. Символика сложения перстов в данном жесте: два поднятых перста символизируют соединение божественной и человеческой природы Господа Исуса Христа; три сложенных перста символизируют Святую Троицу (2).
Необходимо заметить, что в иконописи встречаются разные варианты изображения перстов у Спасителя и святых, поскольку жесты на иконе имеют разное значение: моление, обращение, указание, сосредоточение, призыв к вниманию и проч. Но жестом именно благословения на большинстве древнерусских икон является двуперстие. При этом, действительно, есть ряд древних памятников, на которых изображено иное, именословное перстосложение.
Относительно его точной семантики в древнейших памятниках я побоюсь высказать какое-то предположение, т.к. эта тема очень далека от моей основной научной специализации. Этому вопросу посвящена специальная литература, и он, собственно, выходит далеко за рамки моего сообщения.
Часть таких древних памятников исследователи соотносят с конкретными византийскими, или афонскими прообразами. Приведу лишь один пример:
Московская икона «Богоматерь Одигитрия» 1520-х годов — явление для русской иконописи почти уникальное: очень нетипичное положение правой руки Богоматери. Исследователи нашли ее прототип — это чтимая богородичная икона «Ктиторская», или «Алтарница», датируемая первой четвертью XIV века, из Ватопедского монастыря на Афоне (3). В 1902 году известнейший исследователь византийских древностей Никодим Павлович Кондаков опубликовал прорись с Ватопедской святыни (4): при внимательном рассмотрении рисунка становится очевидно, что на афонской иконе перстосложение у Младенца Исуса именословное.
Вернемся к московской иконе. На ней десница Христа изначально изображена с именословным перстосложением.
Живопись в прекрасной сохранности, при ближайшем рассмотрении фрагмента очевидно, что переписывания перстов не было. Такое изображение десницы полностью повторяет афонский образец.
Наличие двух вариантов изображения благословляющей десницы в древнейших памятниках русской иконописи отметили еще наши предшественники в середине XVI века. В связи с чем на поместном Церковном Соборе, созванном митрополитом Макарием и состоявшемся при Иване Грозном в 1551 году, было принято решение:
«(…) Также бы и детей своих и всех православных християн поучали и наказывали, чтобы ся огражали крестным знамением по чину знаменовалися крестно-образно, правою бы рукою. Сиречь десницу упражняли ко крестному воображению, большой палец да два нижних перста в один совокупив, а верхний перст с средним совокупив, простер мало нагнув» (Стоглав. Глава 31 «О крестном знамении…» (5).
В 1653 году патриарх Никон издает «Память» — указ, в котором он единолично изменяет перстосложение, заменяя двуперстие троеперстием. Чуть позже, на Московском Поместном соборе Русской Церкви, состоявшемся в 1656 году, было решено отлучать от Церкви тех, кто осеняет себя двуперстием (6). Московский собор 1666 года подтвердил это решение и, кроме того, постановил для архиерейского благословения персты «совокуплять» именословно (7), что отныне стало «пропагандироваться» и иконописью господствующей Церкви.
Старообрядцы же сохранили двуперстие, во-первых, как более древнюю форму сложения перстов, во-вторых, как утвержденную Церковным Стоглавым собором 1551 года, как для священнического благословения, так и для осенения себя крестным знамением, в-третьих, как более точное выражение символического значения.
Замечательно тема символики двуперстия-троеперстия обыграна в сериале «Раскол». В 6-й серии фильма царица с боярышнями перебирают жемчуг и рассуждают об изменении перстосложения. Феодосия Морозова разъясняет: «Крестное знамение на себя во имя Исуса Христа кладем. Кто себя крестом осеняет, тот со Христом сораспят. Спаситель был на кресте — не Святая Троица. (…) Почему два перста слагаем? В память о божественной и человеческой сути Спасителя нашего — Христа. А большой да два последних соединяем — вот вам и память о Святой Единосущной Троице».
Поэтому первейшая особенность старообрядческих икон — изображение благословляющей десницы только с двуперстием.
Двуперстие стало символом старообрядческого противостояния никоновским реформам. Это нашло отражение в таких вот миниатюрах из полемических сборников.
Нередко встречаются памятники старообрядческой иконописи, где двуперстие — не просто необходимая иконографическая деталь, а смысловой центр всего произведения.
Таким примером является икона «Спас Эммануил», созданная в Москве во второй половине XIX века (8). Десница, сложенная в двуперстие, написана явно увеличенной, она является смысловым и композиционным центром образа.
Вот еще пример «программного» создания старообрядческой иконы. Старообрядческое происхождение этого образа начала XVIII века бесспорно. В разгар ожесточенного преследования староверов со стороны государства Иван Иванов Колычев, автор иконы, пишет образ святителя Алексия Московского с явно преувеличенным, акцентированным двуперстием. Два пальца, указательный и средний, пропорционально значительно больше, чем сама ладонь.
Однако одним только двуперстием Иван Колычев не ограничился. Он взял за прототип своей иконы, ни много ни мало, великолепный образ святителя Алексия, созданный в 1680-х годах в Оружейной палате — царской иконописной мастерской, предположительно, мастером Зиновьевым. Царский мастер написал, что естественно, именословное перстосложение.
Иван Колычев копирует (конечно, в меру своих способностей) икону из царской мастерской, но при этом еще и «исправляет» перстосложение. Это, безусловно, очень смелый, демонстративный поступок, а произведение Ивана Колычева — это самый настоящий иконописный манифест.
Поскольку после событий церковного раскола двуперстие стало одним из знаков непокорности господствующей церкви, то были факты переписывания двуперстия на древних иконах и замена его на новое — именословное — сложение перстов.
В принципе представители господствующей Церкви не требовали в обязательном порядке переписывать древние иконы, но считали это вполне желательным. Известный борец с расколом, нижегородский архиепископ Питирим (1665-1738), писал в своем антистарообрядческом сочинении «Пращица», что если кто-нибудь переправит двуперстие на иконе, то «в таковом преписании несть никоего погрешения» (9).
По официальным документам, яростная борьба с двуперстием продолжалась до 1763 года. В сентябре 1763 года Синод объявил о том, что изображение двуперстия не должно считаться «признаком раскола», а в марте 1764 года был издан указ Екатерины II, распространивший постановление Синода о двуперстии на все старые обряды (10). К сожалению, подлинные дела об изъятии и освидетельствовании икон из старообрядческих моленных рисуют несколько иную картину…
В качестве примера явного переписывания перстов приведу икону Богоматери «Казанская». Подлинное личное письмо выполнено охрами приятных теплых медовых оттенков. «Новые» персты Исуса написаны краской более пастозной и гораздо более разбеленной. Переписанные пальчики обведены контрастным контуром, за счет чего еще больше бросаются в глаза. Это пример тоже демонстративного акта. Ревностный новообрядец не просто исправил персты, но подчеркнул живописными средствами сам факт исправления. Такое переписывание можно назвать вульгарным, грубо демонстративным.
Приведенная в пример «Казанская» была, вероятнее всего, образом для домашнего моления. Она не являлась храмовым образом, не отличалась какими-то особыми художественными достоинствами. Это рядовая икона. Более того, она создана в то время, когда ожесточенная борьба с двуперстием (по крайней мере, как это заявлялось в официальных документах) уже пошла на спад. Можно предположить, что исправлением перстов мог гордиться и любоваться только владелец иконы. То есть перед нами пример переписывания ради переписывания.
Примером переписывания перстов именно на древнем дониконовском образе является «Дивногорская» икона Троицы Ветхозаветной, датированная концом XV–начало XVI века. Написана икона была в Твери, а происходит из Троицкой церкви села Дивная Гора близ Углича, за что и получила свое поэтичное название.
Икона удивительно красивая по колориту. Особенно изысканно выглядят голубые пробела на лиловом плаще левого ангела. Именно его персты и были переписаны.
Живопись кистей рук у ангелов сохранилась по-разному. Хуже всего — у среднего, однако само двуперстие переписано не было.
Самая лучшая сохранность живописи рук — у правого ангела.
Сравним руки крайних ангелов — и факт переписывания перстов станет очевиден.
Кисти рук ангелов написаны золотистой охрой с нежными розовыми и оранжевыми подрумянками, светло-песочного тона притенениями и красными описями. Живопись завершают белильные движки: на наиболее выступающие участки кистей нанесены по три коротких мазка белил, положенные параллельно. Сочленения суставов пальцев условно выписаны полукруглыми мазками песочной охры. А выступающие косточки в местах соединения пальцев с кистью обозначены кружками того же оттенка.
И только один перст написан более темной и глухой охрой, без моделировки объема, без розовых отсветов и белильных движек, без обозначения суставов — это приписанный мизинец именословного перстосложения. При совсем близком рассмотрении заметно, что именно на этом мизинце, и только на нем, образовалась мелкая сеточка кракелюра. Причиной этому, вероятно, несколько иная консистенция или состав краски, взятой для приписывания мизинца. Однако надо заметить, что «подправлено» перстосложение очень деликатно и глаз, как говорится, не режет.
Другой случай «исправления» перстов — это переписывание иконы целиком, что обычно связано с необходимостью ее поновить. Рассмотрим храмовую икону «Отечество с Вознесением и Троицей Ветхозаветной», датированную второй половиной XVII века.
Икона перенесла серьезную современную реставрацию, сложное укрепление деревянной основы, левкаса и красочного слоя. Раскрытие иконы от поздних записей позволило обнаружить как минимум два переписывания.
В правой части иконы подлинная живопись сохранилась лучше, поэтому левая рука Господа Саваофа расчищена до авторского слоя, где мы видим двуперстие. Левая часть иконы сохранилась гораздо хуже. Реставраторы оставили живопись из разных слоев, чтобы не разрушить целостность композиции.
Десница Саваофа сейчас «состоит» из фрагментов живописи разного времени: запястье и нижняя часть ладони авторские, а именословное перстосложение — из последнего поновления. Кроме этого, над указательным пальцем десницы можно рассмотреть крохотные остатки кончиков пальцев из авторской живописи (см. под цифрой «1» на иллюстрации) и указательный перст промежуточного поновления (2).
О том, что изначально Господь был изображен, благословляющим двуперстно, мы абсолютно точно знаем благодаря сохранившейся левой руке. Однако впоследствии икона переносила какие-то страдания, что пагубно отразилось на состоянии ее живописи. Икону необходимо было поновить. Что и было сделано. Только при поновлении у иконы появились детали новообрядческой иконографии, в частности — именословие.
Более сложный случай подобного переписывания-поновления — когда мы не знаем точно, как именно были изображены персты изначально. Примером может быть одна из известнейших икон из постоянной экспозиции ЦМиАР — ростовский образ «Спас в силах» последней четверти XV века.
Икона тоже перенесла серьезные травмы и поновления. У нее опилено нижнее поле. Доски иконного щита расходились по всей высоте, вследствие чего по стыку досок был утрачен первоначальный левкас. К несчастью, утрата левкаса с подлинной живописью повлекла исчезновение фрагмента с благословляющей десницей. Левкас был восстановлен, а в XVIII веке живопись поновлена по всей поверхности иконы. Впоследствии в музее икона была расчищена до авторской живописи. Лишь на месте полностью утраченного авторского слоя оставили живопись позднего поновления: это именословное благословение и правая нога Христа.
Сейчас на фоне красновато-охристых одежд Спасителя мы видим контрастное именословное благословение XVIII века, написанное по зеленоватому санкирю. От первоначальной живописи десницы уцелели только два кончика перстов, указательного и среднего.
Изображение Христа Вседержителя на престоле в окружении бесплотных небесных сил и символов евангелистов известно с V-VII веков. В византийской традиции XII-XIII веков они встречаются в книжной миниатюре и храмовых росписях. Однако окончательное сложение этой иконографии произошло на Руси и связано с именем Феофана Грека. Наиболее раннее произведение этой иконографии — икона «Спас в силах» в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля (1405 год), авторство которой приписывается Феофану Греку. На иконе Спаситель благословляет двуперстно.
Двуперстие мы видим и на маленькой иконке «Спас в силах» кисти Андрея Рублева, и на огромном центральном образе деисусного чина из Успенского собора во Владимире (1408 год). Большая часть икон «Спас в силах», созданных в XV веке, имеют двуперстие, но встречаются и с именословным благословением. Чаще именословие на данных иконах встречается в первой половине XVI столетия. Таким образом, мы можем лишь предположить с большой долей вероятности, что изначально на ростовской иконе тоже было двуперстие.
Однако есть случаи, когда высказывать даже предположения о переписывании/непереписывании перстов крайне затруднительно. Приведу пример. Перед нами икона святителя Николы, написанная в Твери, в конце XV века.
Икона перенесла сложную реставрацию: мы видим множественные вставки левкаса и фрагменты поновлений разного времени. Авторская живопись сохранилась только в верхней части иконы: это лик Николы и небольшой фрагмент фелони. Руки Николы раскрыты до авторского слоя лишь в небольших фрагментах (изгиб пальцев левой руки), что, вероятно, связано с очень плохой их сохранностью. В целом же руки и низ фелони находятся под записью XIX века. На этой поздней записи XIX столетия мы видим именословное перстосложение.
Однако утверждать о переписывании перстов во время поздней правки нельзя, т.к. мы не знаем, каким было авторское изображение. Вполне вероятно, что оно могло быть именословным, как на древних памятниках, приведенных в самом начале статьи. Кстати, святитель Никола нередко изображался на древних иконах с именословным перстосложением. Возможно, запись XIX века просто повторяет древнюю иконографию.
Не зная данных рентгеновского исследования, не зная акта реставрационного раскрытия, мы не можем в данном случае говорить о переписывании.
Но что совершенно удивительно, встречаются обратные случаи, когда старообрядческие мастера переписывали именословное перстосложение новообрядческих икон на двуперстие.
Указание на такие факты обнаружил, например, Александр Сергеевич Преображенский — кандидат искусствоведения, преподаватель МГУ — в Трудах Воронежской ученой архивной комиссии: «В 1686 г. на Дон ушел иконник поп Самойло Ларионов, занявшийся там переписыванием именословного перстосложения на двуперстие» (11).
Проиллюстрировать это можно на примере иконы из частного собрания, открытой и описанной Ириной Леонидовной Бусевой-Давыдовой, доктором искусствоведения, известнейшим исследователем поздней и старообрядческой иконописи.
Как пишет И.Л. Бусева-Давыдова, икона «Богоматерь Тихвинская», судя по стилистическому и иконографическому признакам, была создана в первой четверти XVIII века. Учитывая особенности письма, характерные для «школы Оружейной палаты», и именословное благословение Младенца, можно с уверенностью заключить, что автор живописи принадлежал к господствующей Церкви. Однако впоследствии икона попала к старообрядцам, которые записали мизинец правой руки Христа и изобразили его приклоненным к большому пальцу. «После раскрытия записи на ручке обнаружился лишний, шестой перст» (12).
Действительно, персты Исуса, сложенные именословно, написаны светлым тоном без ярких контуров и прописанных ногтевых пластин. Приписанный позже мизинец немного темнее по тону. На нем выписан ноготок.
В 1800 году императорским указом вводится единоверие. Единоверие было создано как особая часть господствующей Церкви и предназначалось для тех, кто формально не хотел оставить старые обряды, но согласился перейти в подчинение господствующей Церкви и Синоду.
Учреждение единоверия способствовало тому, что священнослужители господствующей Церкви стали практически безразлично относиться к иконам с двуперстием. Двуперстное благословение перестало быть само по себе поводом для конфискации икон.
В одном из следственных дел от 1866 года по изъятию икон из старообрядческой моленной пишется:
«В указе Святейшаго правительствующаго Синода от 1858 года изображено: (…) чтимыя раскольниками иконы по большей части отличаются от икон (…), чтимых православными, одним только двуперстным сложением, которым однако же сии последния ни мало не соблазняются…» (13).
Однако, как свидетельствует исправление на иконе Богоматери «Казанской» из музея Тульчи, ревностные новообрядцы и в XIX веке продолжали «соблазняться двуперстным сложением».
Обобщая все выше сказанное, еще раз подчеркну, что случаи исправления перстосложения можно условно разделить на два типа:
1. переписывание только десницы. Это переписывание всегда демонстративное, программное, но оно может быть выполнено вульгарно (Богоматерь Казанская) или деликатно («Дивногорская» Троица);
2. переписывание всей иконы с целью поновления. В этом случае исправление перстосложения не является самоцелью, но неотъемлемой частью живописных работ.
Также в музеях, галереях и антикварных салонах можно встретить иконы, состояние живописи которых не позволит нам «на глазок» выносить какие-то суждения (Свт. Никола). Наконец, есть древние дониконовские иконы, изначально написанные с именословным перстосложением (Богоматерь Одигитрия 1520-х годов). Самое главное — не начинать «охоту на ведьм» и не искать новообрядческие исправления там, где их не было. История иконописи, как человеческая жизнь, штука крайне сложная, в ней есть место всему, даже случаям переписывания новообрядческих икон иконниками-староверами.
1. Цит. по.: Пивоварова Н.В. Старообрядческая часовня за Леонтьевской церковью в Ярославле и ее иконы (по документам РГИА) //Страницы истории отечественного искусства 16-20 века. Вып. 13. СПб., 2007. С. 79.
2. Подробнее см.: СПРАВ.: Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря. М., 1996. С. 152-154; Старообрядчество. Иллюстрированная энциклопедия. М., 2005. С. 80-81. ЛИТ.: Новицкий И.А. Клятва Стоглава. М., 2010; Шахов М.О. Старообрядческое мировоззрение: Религиозно-философские основы и социальная позиция. М., 2002. С.92.
3. Иконы Москвы XIV-XVI веков. Каталог собрания ЦМиАР. Выпуск 2. М., 2006. С. 157.
4. Кондаков Н.П. Памятники христианского искусства на Афоне. СПб., 1902. С. 171, рис. 67, табл. XIX.
5. Стоглав. Издание 3-е, исправленное. СПб., 2011. С. 83.
6. Новицкий И.А. Клятва Стоглава. М., 2010. С. 57-58.
7. Новицкий И.А. Клятва Стоглава. М., 2010. С. 65.
8. Опубл.: Святые образы. Русские иконы 15 — 20 веков из частных собраний. М., 2006. С. 204-205, 399.
9. Бусева-Давыдова И.Л. Старообрядческая иконопись и ее границы: материалы к дискуссии // Старообрядчество в России (XVII-XX вв.): Сб. науч. тр. Вып. 4 / Отв. ред. и сост. Е.М. Юхименко. М.: Языки славянских культур, 2010. С. 502
10. Свящ. Иоанн Миролюбов, свящ. Евгений Саранча «Единоверие» // Православная энциклопедия. Т. 18. М., 2008. С. 42-50
11. о. Стефан Зверев Св. Митрофан, епископ Воронежский, в борьбе с расколом // Труды Воронежской ученой архивной комиссии. Вып. 1. Воронеж. 1902. С. 5. Цит. по: Бусева-Давыдова И.Л. Старообрядческая иконопись и ее границы: материалы к дискуссии // Старообрядчество в России (XVII-XX вв.): Сб. науч. тр. Вып. 4 / Отв. ред. и сост. Е.М. Юхименко. М.: Языки славянских культур, 2010. С. 501
12. Бусева-Давыдова И.Л. Старообрядческая иконопись и ее границы: материалы к дискуссии // Старообрядчество в России (XVII-XX вв.): Сб. науч. тр. Вып. 4 / Отв. ред. и сост. Е.М. Юхименко. М.: Языки славянских культур, 2010. С. 500
13. Ф. 203 Оп. 321 Д. 50 1866 г. Лист 3. «Дело об освидетельствовании двух икон, оставшихся по смерти призренницы Преображенскаго богаделеннаго дома московской мещанки Пелагеи Евстигнеевой, раскольницы, присланных при отношении Преображенскаго богаделеннаго дома».
Комментариев пока нет