Долгие годы многие исследователи рассматривали старообрядчество как закрытое от взаимодействия с внешним миром явление национального характера, связанное с носителями русской традиции и русского языка и малодоступное для людей других культур и других национальностей. Проповедь Старой Веры среди других народов такими авторами называлась бесперспективной.
Однако бытие и история старообрядчества в значительной степени опровергли это утверждение. Известно, что носителями Старой Веры в XVII-XIX веках были не только русские, но и представители других народов, например, сибирских или северных, населявших Российскую Империю. Известны целые малые народы, такие, как коми-язвинцы, которые практически полностью исповедовали старообрядчество. В XX–XXI веках к старообрядческой Церкви присоединяются люди самых разных национальностей и исповеданий, в том числе и не проживающие на территории бывшей империи. Среди них немцы, шведы, евреи и многие другие.
На самом деле, в богословии старообрядчества нет ничего такого национального, что бы могло категорически противоречить религиозной и культурной адаптации представителей иных конфессий и традиций. То же двуперстие является абсолютно универсальным символом, понятным на любом языке мира, в любой системе координат и знаков. С ним, например, нельзя сравнивать национальное греческое «имясловное» перстосложение, употребляемое в восточных церквях и при этом понятное только на одном языке.
Присоединение общины угандийских христиан на практике подтверждает факт того, что основы старообрядчества, по своей сути, являются вселенскими и универсалистскими.
Вместе с тем, нельзя не признать низкую активность самих старообрядческих согласий в проповеди Старой Веры. Об этом явлении немало говорилось на состоявшемся соборе РПСЦ.
С важными инициативами по вопросу проповеди веры выступили несколько известных священников. А настоятель старообрядческой общины преп. Серапиона Черемшанского, о.Михаил Родин, предложил ряд мер, призванных укрепить миссионерское направление деятельности Церкви. Он обратил внимание делегатов собора, что не только Африка, но и целые районы нашей страны с некогда старообрядческим населением остаются совершенно «невозделанными».
О. Михаил предложил создать институт миссионеров или проповедников (в статусе образованных и активных мирян или священников), которые могли бы заниматься организацией общин на местах и будировать «спящие» регионы к возрождению духовной жизни. Собор РПСЦ одобрил предложение о. Михаила Родина и постановил: «Поручить иерею Михаилу Родину подготовить проект положения о миссионерстве и организации новых общин».
Мы попросили о. Михаила прокомментировать его предложения.
Батюшка, расскажите немного о месте своего служения.
Это старинный город Балаково, который находится на расстоянии 50 км от Иргизских и в 100 км от Черемшанских монастырей. То есть всё это рядом. И наши места, и город наш был основан старообрядцами, но сейчас почти ничего не осталось, одни слёзы.
Я в своё время согласился этим заниматься: работал на двух работах, параллельно занимался регистрацией общины, и службы на мне. Но не везде в таких погибающих общинах есть такие люди (молодые и активные), которые видят необходимость в этом. Есть некоторые места, куда надо направлять таких людей.
А что должно возникать на новом месте, скажем, в плане ремиссионирования старообрядческих регионов?
Я считаю, что на новом месте обязательно должен быть какой-то центр притяжения, складывающийся вокруг знающего, добросовестного, честного, порядочного, искренне верующего человека или группы людей. Пусть он не обязательно станет батюшкой, но хотя бы председателем общины. Будет хлопотать, чтоб священника направили. Если нет такого человека, то бабушки постепенно умирают, молодёжь не присоединяется: она либо в безверии, либо крестит детей в никонианских храмах, и получается, что эти места просто становятся пустыми.
По вашему опыту, что нужно делать в первую очередь?
Вначале нужно наладить контакт с существующими христианами, если таковые имеются. Во-первых, устроиться на работу, трудиться, показывать пример христианской жизни, и вокруг него постепенно появятся люди, которые, видя твое благочестивое житие, сами захотят примкнуть к Церкви, если ещё не примкнули.
Постепенно нужно выходить на средства массовой информации, искать контакт с газетами, телевидением, радио. Сообщать о жизни христианской общины более широкому кругу людей и, одновременно, заниматься регистрацией. Это непросто. Мы полтора года занимались этим, потому что пока нет команды сверху, чтобы общину зарегистрировали, часто придираются к запятым.
Что сложнее, зарегистрировать документы или получить землю под строительство?
И то и другое сложно, если есть установка у местных властей не помогать. Была, в частности, такая установка в Балаково. Четыре года прошло с момента основания общины до того, как нам выделили землю. Выражаясь современным языком, нас футболили, но в результате этих хождений мы их, видно, замучили и они согласились выделить нам участок земли под строительство храма.
Неужели местное руководство не знало о старообрядческой истории этого региона?
Видимо, был наказ от никонианского саратовского Архиерея, чтобы нам не помогать, «резинить». Из-за этого всё было очень проблемно, долго и сложно.
Возвращаясь к идее миссионерских отделов. Может быть, действительно, или в Митрополии, или в епархиях создать должность специального священника с юридическим образованием, который будет ездить по этим местам, иметь зарплату какую-то. Он сможет помогать регистрации общин, организовывать молитвенную жизнь и даже, при наличии сана, совершать таинства и требы. Возможно ли такое?
Мы как раз думали об этом. Только не обязательно юридическое образование. У меня, например, юридического образования нет, главное — это желание и элементарная грамотность общая, и этого достаточно. Но нужна поддержка, потому что одному человеку это очень трудно. Не все готовы одновременно работать, содержать семью и заниматься общинными делами, сил может не хватить.
Но если есть поддержка от Епархии (финансовая, юридическая и моральная), т.е. человек знает, что за его спиной есть сила духовная и его не бросят просто так, то в таком случае проводить такую работу легче. Нужна поддержка официальными письмами, телефонными звонками, ходатайствами и встречами, без этого никак. Поэтому я предложил подумать о том, чтобы разработать хотя бы положение о миссии и миссионерах (некоторым это слово не нравится, но пока другого у нас нет) и этим заниматься.
Мы в Епархии уже пытаемся это сделать, потому что у нас целая область брошенная. В Пензенской области нет ни одного священника, ни одного храма, ни одной зарегистрированной общины…В местах компактного проживания населения со старообрядческими корнями нередко действуют люди, которые прикрываются именем старообрядцев, пытаются наших христиан переманить к себе, и если мы не будем ничего делать, то это закончится очень плачевно. У нас целый регион! Это на нашей совести будет, поэтому что можно — надо делать, и не жадничать. Это не такие большие деньги. В месяц Епархия любая, я думаю, может тысяч 10 давать батюшке подрабатывать.
Последний вопрос. Наверное, вы сталкивались с людьми, у которых когда-то предки были старообрядцами. Какой ключ к этим людям, чтобы вернуть их назад? О чём с ними надо говорить?
Всё зависит от людей, потому что некоторые люди совершенно не знают ни истории, ни своих корней, ни разницы между старообрядчеством-новообрядчеством и всем остальным.
Некоторые что-то знают, но говорят: «У нас ведь нет церкви, а надо ребёнка покрестить, исповедоваться, куда идти?». Поэтому ключи в разных случаях разные. Самый главный ключ ко всем людям, я считаю, это личный пример. Когда есть человек самоотверженный и горячо старается Богу угодить и людям послужить. Они, видя такого человека, сами зажигаются от него и хотят помочь. Есть такая поговорка: «Помогают той лошади, которая везёт».
Если ничего не делается, то они сами расслаблены, эти люди, а если видят, что человек сил не жалеет, стараются помочь и всегда готовы поддержать.
Беседовал Глеб Чистяков
Комментариев пока нет