В марте 1896 года, то есть 120 лет назад, на ученом собрании Русского физико-химического общества (РФХО), происходившем в физическом кабинете Санкт-Петербургского университета, Александр Попов совместно со своим постоянным ассистентом Петром Рыбкиным организовали беспроволочную передачу текстового сообщения из двух слов. Хотя демонстрация радиосигнала определила первенство Попова в изобретении радио, тема эта оказалась очень спорной. О том, почему в большинстве стран изобретателем радио считается итальянец Гульельмо Маркони, читайте в статье.
В Третьяковской галерее нельзя не заметить огромную картину Василия Перова «Никита Пустосвят. Спор о вере». В центре композиции фигура, не вызывающая симпатий: старец с исступленным, безумным выражением на лице — священник-старовер Никита Добрынин. Это карикатурный, предвзятый образ. Именно так — «пустосвятом» — его назвали новообрядцы. Уничтожить человека, снабдив его унижающим ярлыком, — старая как мир традиция. На церковном Соборе 1666–1667 годов, 350 лет назад, Никита Добрынин был проклят. Спор о вере продолжался. Но продолжался он не словом, а мечом, с чего и начался. Жестокость гонений на староверов не могла оставить равнодушными многих историков. И сегодня многие стали задумываться о том, что за эти изуверства должно быть принесено покаяние, наподобие покаяния за инквизицию и другие черные страницы прошлого, которое не устают приносить римские первосвященники.
Публикуем статью одного из самых приближенных лиц к епископу Анастасию — доктора искусствоведения Н. Г. Денисова. Уже свыше 30 лет Николай Григорьевич, получив благословение владыки Анастасия, продолжает изучать старообрядческое пение и культуру. В день памяти владыки Николай Григорьевич поделился своими воспоминаниями о первой встрече с ним и о том, каким запомнился ему приснопамятный архипастырь.
9 апреля 2016 года исполняется 30 лет со дня кончины епископа Анастасия (Кононова). Воспоминаниями о служении владыки Анастасия, о том, каким он был человеком, администратором и пастырем, делится матушка Ирина Бобкова, супруга покойного протоиерея Евгения Бобкова, внучка архиепископа Иосифа (Моржакова).
Это не рядовое событие для Старообрядческой Церкви: представитель древнейшего народа манси, населяющего север современной Свердловской области, который испокон веков являлся и остается языческим, принял исконное русское православие. Его предки поклонялись солнцу, реке, лесу, истуканам. Жили в таежных лесах, редко выходили в цивилизацию. У этого манси все иначе. Принял дораскольное православие и не обижается, когда соседи дразнят его «богомолом». Строго держит пост. В посты исповедуется. И с христианской гордостью носит нательный крест…
Интервью игумена Кирилла (Сахарова), настоятеля московского храма святителя Николы на Берсеневке (РПЦ), о последних событиях в жизни РПЦ МП. Что движет предстоятелем РПЦ? Нужна ли была его встреча с папой? Чем руководствовались на Западе, внося в Символ веры филиокве? Что плохого, если наступит единение христиан? Сегодня свое мнение на эти и другие вопросы высказывает наш постоянный автор игумен Кирилл (РПЦ).
Крестопоклонную неделю называют «Средопостная», т.к. приходится она на середину Великиго поста. Крест в каноне назван «четвероконечным миром», ибо поистинне является осью христианского мира, серединой и сердцевиной, вокруг которой выстраивается сакральное пространство духа. Поклонение Кресту должно усладить горечь поста, ибо он «освящение водам, очищение воздуху, освящение и просвещение всякому». А еще Крест назван «триобоюдным мечом», рассекающим тьму. Тьму страстей и неведения.
В продолжение серии статей, касающихся различных вопросов безпоповского вероучения и мировоззрения — духовном причастии, о чувственном и духовном антихристе, предлагаем сочинение Афанасия Герасимовича Мурачева, часовенного беспоповца, написанное им в марте 1977 г. на обличение шурнишенской ереси. Текст представляет собой полемическое сочинение против духовного понимания Антихриста.