21 сентября (8 сентября по старому стилю) Православная Церковь отмечает первый двунадесятый праздник церковного года. Первый он и по хронологии событий новозаветной истории, потому и называется в церковных песнопениях «началом нашего спасения». Рождение Божией Матери явилось исполнением пророчеств о том, что вскоре придет на землю Христос, Спаситель мира. Во имя этого праздника освящено немало старообрядческих храмов, главным образом Древлеправославной Поморской Церкви.
Число заявок от Церкви с просьбами о передаче ей в собственность храмов, приходов и монастырей растет. На какое имущество претендует Церковь? Что предлагает государство, какие возникают проблемы и как их надо решать, «Российской газете» рассказал заместитель руководителя Росимущества Игорь Юрьевич Бабушкин.
Во все времена старообрядцы общими усилиями решали проблемы общины путем благотворительности, опекая «престарелых» и «нищую братию», помогая строительству храмов, богаделен, училищ, лазаретов. Современному староверию есть чему поучиться у предков. В попечителях и благотворителях, жертвовавших огромные суммы, не было ни грамма скупости, жадности, сребролюбия, как видно на примере истории благотворительности в городе Саратове.
В Екатеринбурге продолжается многосерийная эпопея с возвратом старообрядцами в собственность здания бывшей Свято-Троицкой церкви, в которой в советские годы располагался противотуберкулезный диспансер. Первая победа уже завоевана: минувшим летом община получила от здания ключи. Тем временем медицинское учреждение полностью выехало в новый корпус на окраине столицы Среднего Урала. Но получить ключи — это, пожалуй, лишь полдела. Потому что теперь, с одной стороны, начинается самое интересное, а с другой — самое важное. И от того, как поведут себя уральские старообрядцы, зависит, как к ним будет впредь относиться общественность и журналисты.
Николо-Улейминский женский монастырь под Угличем часто посещают паломники, которые охотно делятся воспоминаниями о тихой, размеренной, благочестивой жизни в монастыре. Сегодня мы публикуем воспоминания инокини Ливии из села Русская Тавра, которая несколько месяцев жила и трудилась в обители.
Известный российский блогер-тысячник Антон Афанасьев, действительный член Русского Географического Общества, представляет очередной фоторепортаж. Сегодня автор показывает и рассказывает, как делали деревянные ложки на Руси.
На съезде интеллектуалов, который состоялся в этом году в лагере «Ржевская обитель», прозвучали доклады и на исторические темы. Кандидат исторических наук Р.А. Майоров выступил с докладом «Возникновение старообрядческих согласий, их развитие, взаимоотношения между ними». Сайт «Русская вера» публикует интереснейший отрывок из сообщения ученого — рассказ о таких безпоповских согласиях, как странники, они же бегуны и часовенные.
Представляем новую статью Марины Волосковой о старообрядческом священнике Василии Георгиевиче Беспалове, осужденном и невинно убиенном в годы сталинского террора.
Продолжая тему сравнения старого и нового чина Литургии, игумен Кирилл (Сахаров) описывает, как различается она при архиерейском служении. Автор, побывавший на праздничной службе в Покровском соборе на Рогожском поселке, отмечает простоту и строгость торжественного старообрядческого богослужения.
Великие потрясения XX века сильно подорвали значение семьи: оказались утраченными имена предков, знание истории своего рода. Наши современники в лучшем случае знают имена прадедов, редко кто может проследить историю своей семьи «до седьмого колена». К счастью, увлечение генеалогией получает в наше время все большее распространение. Как начать восстановление своей семейной истории, рассказывает наш новый автор Дмитрий Мелков.