Несмотря на то, что изучением истории старообрядчества сегодня занимаются большое количество исследователей, остается немало белых пятен, одним их которых является история неокружничества — крупнейшего духовного движения христиан, приемлющих Белокриницкую иерархию. Полноценной истории неокружничества также не написано, несмотря на то, что статьи по этой теме опубликованы в приложении к журналу «Церковь», «Во время оно» и на сайте «Самарское староверие». Редакция этого сайта несколько лет назад обещала опубликовать историю неокружничества под названием «История окружничесского раздора». Однако этот важный труд так до сих пор и не увидел свет. Сегодня мы публикуем статью, посвященную некоторым фактам из жизни противоокружников Ржева и судьбе последнего неокружнического епископа.
В рамках празднования Международного дня музеев на Рогожском прошел расширенный круглый стол. Руководитель Музейно-библиотечно-архивного отдела Митрополии иерей Алексей Лопатин подвел культурные итоги прошедшего года. Историки и искусствоведы рассказали о старообрядческом отношении к иконам, об иконописцах, коллекционерах и реставраторах. Два доклада было посвящено иконам и фрескам храма-колокольни во имя Воскресения Христова на Рогожском.
Личность и творческое наследие городецкого каллиграфа и художника, старообрядца-беглопоповца Ивана Гавриловича Блинова (1872–1944) стали привлекать исследователей довольно поздно: с начала 80-х гг. XX в. Господствовавшие в СССР идеологические установки не способствовали признанию и приятию его таланта. Между тем в предреволюционный период творчество И. Блинова было достаточно широко известно и ценилось даже в придворных кругах. Продолжаем интересное исследование жизни и творчества незаурядного человека.
У ревнителей русского старообрядчества недавно обнаружились единоверцы в Центральной Африке, на берегах великого озера Виктория. Чем старая вера оказалась так привлекательна для народов банту и как они наладили связь с далекой Москвой, редакции «НГР» рассказал священник Русской православной старообрядческой церкви Никола Бобков.
Старообрядческие начетчики представляли собой особую группу внутри старообрядческих согласий. Оказавшись в предельно сложных исторических условиях, защитники древлего благочестия выработали уникальную и исторически дотоле неизвестную (также мало изученную на данный момент) форму неотмирного существования, в центре которой лежала именно книжная культура. Публикуем последний материал из цикла статей историка подмосковного старообрядчества Юрия Исаева, в которых он описывает судьбы последних гуслицких начетчиков из сельца Богородское и размышляет о причинах разрушения старообрядческой общины и уникальной книжной культуры, лежащей в ее основе.
Вот уже более 350 лет прошло со времени церковного раскола XVII века, однако публицисты, исследователи и богословы до сих пор спорят о его причинах и глубине последствий. Сегодня глубокие онтологические темы, порожденные расколом, стали предметом художественного творчества. Так, в фильме Николая Досталя «Раскол» сделана попытка не только отобразить обрядовые стороны событий середины XVII века, но и проанализировать проблему взаимодействия Церкви и государства, религии и общества, христианской совести и служебного долга. По сути, эта же тема затронута в фильме «Левиафан» Андрея Звягинцева. В рамках проекта «Церковь и мир» эту тему обсуждают режиссер фильма «Раскол» Николай Досталь и глава отдела внешних церковных связей Московской Патриархии (РПЦ) митрополит Иларион (Алфеев).
Старообрядческие села Малороссии представляли собой относительно замкнутые религиозные анклавы: будучи тесно интегрированными в местную экономическую жизнь, они тем не менее старались оградиться от чужого культурного и церковного влияния. Свидетельство этому — своеобразные «конституционные» документы, определявшие нормы нравственности и морали в этих общинах. Эти старинные старообрядческие кодексы удивительно похожи на древнеславянские документы, такие как «Русская правда». Вместе с тем запреты, имеющиеся в них, показывают, насколько распространены были в то время те или иные не вполне благочестивее народные обычаи, традиции и привычки.
Публикации, посвященные знаменному пению и вообще традиционной музыке, стали одними из самых популярных на нашем ресурсе. Особый интерес читателей и даже дискуссию среди специалистов по пению вызвало интервью современного исследователя старообрядческого пения, доктора искусствоведения Н.Г.Денисова. Сегодня мы публикуем отклик на это интервью известного специалиста по древнерусской музыке, кандидата искусствоведения, доцента МГУКИ Мелитины Вадимовны Макаровской.
Личность и творческое наследие городецкого каллиграфа и художника Ивана Гавриловича Блинова (1872–1944) стали привлекать исследователей довольно поздно: с начала 80-х гг. XX в. Господствовавшие в СССР идеологические установки не способствовали признанию и приятию его таланта. Между тем в предреволюционный период творчество И. Блинова было достаточно широко известно и ценилось даже в придворных кругах. За свой творческий период Иван Гаврилович переписал и оформил около 200 древнерусских книг самых разных жанров, некоторые из которых до сих пор не выявлены и не описаны. Предлагаем интересное исследование жизни и творчества незаурядного человека.
Орденов, медалей и других наград за участие в Великой Отечественной войне у уральского старообрядца Харлампия Шмонина немало. Пожалуй, главные из них — «За отвагу», медаль Балтийского флота и орден ВОВ второй степени… Кстати, Харлампий был последним старообрядцем, участником войны, из числа екатеринбургских прихожан. Потому о нем и помнят тепло…