Статьи
Митрополит Иларион (Алфеев): «Мы никогда не ставим старообрядцев в один ряд с инославными»
Диалог между Русской Православной старообрядческой Церковью и Русской Православной Церковью сегодня происходит в режиме богословских собеседований. Основным вопросом повестки дня стало уточнение канонического статуса Белокриницкой иерархии. Минувший собор РПсЦ поддержал продолжение этой работы. Вместе с тем по содержанию этого межцерковного диалога высказываются самые разные, нередко противоположные точки зрения. Сегодня мы публикуем ответы председателя Отдела Внешних Церковных Связей Московской Патриархии митрополита Илариона (Алфеева) на вопросы, касающиеся этого диалога, а также других актуальных проблем современной жизни.
В.Г. Подшибякин: «Владыка Анастасий росту был маленького, но на нервы действовал сильно!»
После распада СССР прошло уже 24 года. Выросло целое поколение людей, которые не знают, что такое Советская власть. Изменилась ситуация внутри каждой конфессии. Сейчас людям нет необходимости скрывать свои религиозные убеждения, ушло в прошлое понятие «регистрации» для священнослужителей, по-другому строятся взаимоотношения Церкви и государства. О том, как строились церковно-государственные отношения в 1970-1980-е годы, нам рассказал старший инспектор (1977–1991 гг.) Совета по делам религий при Совете министров СССР Вячеслав Георгиевич Подшибякин. Именно он в эти десятилетия курировал все старообрядческие согласия в СССР.
Введение Пресвятой Богородицы
Во имя праздника Введения Пресвятыя Богородицы в церковь освящен целый ряд храмов старообрядческих женских монастырей, однако приходских храмов с таким наименованием не так много. Случайно это или нет, а также об истории и современном дне этого двунадесятого праздника читайте в статье Анастасии Лопатиной.
Доклад протоиерея Евгения Чунина «О деятельности комиссии по диалогу с РПЦ»
На прошедшем в октябре 2015 года Освященном Соборе РПСЦ обсуждался вопрос о ведении диалога с Русской Православной Церковью о каноническом статусе Белокриницкой иерархии. Представляем версию доклада председателя Комиссии по диалогу с РПЦ протоиерея Евгения Чунина, подготовленную для публикации в прессе.
Что могут рассказать памятники церковного искусства о полемике новообрядчества и старообрядчества?
8 ноября 2015 года в Музее имени Андрея Рублева прошла лекция историка Глеба Станиславовича Чистякова и искусствоведа Татьяны Викторовны Игнатовой под общим названием «Исправленному верить?». Г.С. Чистяков выступил с обстоятельным докладом «Антистарообрядческие фальсификации: история и современность». Искусствоведческим вступлением к исторической лекции стало сообщение-эссе Татьяны Викторовны Игнатовой — куратора музейной программы «Путь шедевра…», в рамках которой и прозвучало выступление Г.С. Чистякова. Ниже приведены материалы сообщения Т.В. Игнатовой.
В.Г. Подшибякин: «Со старообрядческим духовенством я находил общий язык». Часть 1
После распада СССР прошло уже 24 года. Выросло целое поколение людей, которые не знают, что такое Советская власть. За эти годы в нашей стране всё кардинально поменялось. Не является исключением и религиозная жизнь. О том, как строились церковно-государственные отношения в 1970-1980-е годы, нам рассказал старший инспектор (1977–1991 гг.) Совета по делам религий при Совете министров СССР Вячеслав Георгиевич Подшибякин. Именно он в эти десятилетия курировал все старообрядческие согласия в СССР.
Под крышей дома своего
Видели ли вы дома старообрядцев? А ведь дома уральских городов и городков, поселков и деревень, где жили целые поколения хранителей Старой Веры, имеют как минимум одну отличительную особенность. Про эту особенность крайне редко рассуждают ученые, но даже сами старообрядцы в наши дни редко придают ей значение, поскольку или не запомнили или же не слышали ничего о ней.
Житие преподобного Моисея Угрина
С 28 ноября (15 ноября по старому стилю) начинается Рождественский пост. Воздерживаясь от мясных и молочных продуктов, а в конце поста и от рыбы, православные христиане готовятся к великому празднику Рожества Христова. Пост и молитва — два крыла, которые возносят душу от земли на небо. В статье говорится также и о значении целомудрия, приводится в качестве образца житие преподобного Моисея Угрина.