В настоящее время обсуждение вероучительных вопросов происходит в интернете, на форумах. К сожалению, культура проведения диспутов уже утеряна, иногда беседа о высоком заканчивается руганью. Примером иного, традиционного обсуждения вероучительных вопросов стали диспуты между старообрядцами и ныне покойным о. Даниилом Сысоевым (РПЦ) в 2008 году. Их инициатором и ведущим был игумен Кирилл (Сахаров) (РПЦ). Представляем интервью игумена Кирилла о диспутах со старообрядцами.
Годы второй половины 80-х годов и начала 90-х патриарх РПЦ Алексий (Ридигер) однажды назвал временем «второго крещения Руси». Действительно, вначале советское, а затем и российское государство в этот период активно пошло навстречу верующим. Постепенно снимались препоны: перестали преследовать за исполнение «религиозных обрядов», стали дозволяться публичные церковные мероприятия, передавались храмы, руководители «партии и правительства» стали встречаться с клириками. Сегодня эти времена стали забываться. Чтобы немного разобраться в фактах, мы публикуем интереснейшее интервью с председателем Совета по делам религий Константином Харчевым.
В воскресенье 7 июня в церковном календаре — Неделя всех святых. С понедельника начинается Петров пост, предваряющий празднование памяти верховных апостол Петра и Павла.
Испокон веков Печорский край был одним из крупнейших книгописных анклавов Русского Севера. Традиция переписки и оформления рукописей активно развивалась здесь как в многочисленных скитах, так и в домах местных крестьян. Среди таких книжных родов, заслуживших репутацию хранителей старины, выделялся род усть-цилемских крестьян Мяндиных, наиболее известным представителем которого являлся каллиграф, оформитель, переплетчик и редактор-книжник целого ряда средневековых памятников Иван Мяндин.
В своей новой статье игумен Кирилл (Сахаров), настоятель московского храма святителя Николы на Берсеневке (РПЦ), размышляет о мистическом смысле всенощного бдения — вечерней службы, совершаемой накануне воскресных и праздничных дней. Игумен Кирилл подробно описывает уставные особенности службы по старому обряду и сравнивает их с современной практикой РПЦ. Особенное внимание он обращает на самое большое отличие — знаменный распев. По мнению игумена Кирилла, это не просто древнее пение, но концепция жизни, где человек «связан родственными узами с миром, Богом и себе подобными».
Деревня Фокино находится примерно в 40 км от Витебска. Некогда это было поселение староверов, которые в середине XVII века не приняли реформы, проводимые патриархом Никоном. Сейчас здесь живут только две престарелые бабушки: 90-летняя Елена и 79-летняя Фима. Они сохраняют веру предков и смотрят за хозяйством.
Многие публикации нашего сайта посвящены древнерусской музыке. Сегодня мы говорим о том, что нужно для полноценного возрождения знаменного пения — в плане соотношения письменных и устных источников. Как сделать так, чтобы рукописи не были музейными экспонатами, а пение действительно наследовало бы дораскольные традиции? Каким было древнерусское пение? Чем отличается русское многоголосие от партеса? На эти вопросы отвечает исследователь древнерусского богослужебного пения Вероника Юрьевна Григорьева.
Несмотря на то, что изучением истории старообрядчества сегодня занимаются большое количество исследователей, остается немало белых пятен, одним их которых является история неокружничества — крупнейшего духовного движения христиан, приемлющих Белокриницкую иерархию. Полноценной истории неокружничества также не написано, несмотря на то, что статьи по этой теме опубликованы в приложении к журналу «Церковь», «Во время оно» и на сайте «Самарское староверие». Редакция этого сайта несколько лет назад обещала опубликовать историю неокружничества под названием «История окружничесского раздора». Однако этот важный труд так до сих пор и не увидел свет. Сегодня мы публикуем статью, посвященную некоторым фактам из жизни противоокружников Ржева и судьбе последнего неокружнического епископа.
В рамках празднования Международного дня музеев на Рогожском прошел расширенный круглый стол. Руководитель Музейно-библиотечно-архивного отдела Митрополии иерей Алексей Лопатин подвел культурные итоги прошедшего года. Историки и искусствоведы рассказали о старообрядческом отношении к иконам, об иконописцах, коллекционерах и реставраторах. Два доклада было посвящено иконам и фрескам храма-колокольни во имя Воскресения Христова на Рогожском.
Личность и творческое наследие городецкого каллиграфа и художника, старообрядца-беглопоповца Ивана Гавриловича Блинова (1872–1944) стали привлекать исследователей довольно поздно: с начала 80-х гг. XX в. Господствовавшие в СССР идеологические установки не способствовали признанию и приятию его таланта. Между тем в предреволюционный период творчество И. Блинова было достаточно широко известно и ценилось даже в придворных кругах. Продолжаем интересное исследование жизни и творчества незаурядного человека.