Без этого невозможно представить старообрядчество в целом и его безпоповскую ветвь в особенности. Сохранились свидетельства, что даже единоверцы, побывав на «торжище», испрашивали у своих священников молитву от скверны. Раньше все староверы четко различали чистую и поганую посуду. Например, чистая тарелка, которую «всего лишь» понюхала кошка, считалась поганой и ее нужно было «святить». После бани принято было как минимум умываться, а строгие установления безпоповцев предписывали читать молитву от скверны или отмаливаться лестовку — 100 поклонов.
Провинциальная Россия всегда была богата активными, деятельными людьми, которые радели о культурном развитии своей малой родины. Еще до революции 1917 года такие люди шли в авангарде культурного развития регионов страны. Они открывали театры, строили богадельни, помогали нуждающимся, несмотря на то, какой веры был тот или иной человек, благоустраивали жизнь своих сограждан. Сегодня мы расскажем о двух провинциальных династиях, некогда сыгравших большую роль в культурном облике старинного Ржева и самым интересным образом повлиявших на отечественную культуру уже во времена СССР.
Когда в последние годы говорят о диалоге между старообрядчеством и новообрядчеством, то часто подразумевают контакты между Московской Митрополией Русской Православной старообрядческой Церкви и Русской Православной Церковью Московского Патриархата. На самом деле диалог между церковными упованиями имеет гораздо более широкий охват. В последние годы всё возрастающую активность проявляют представители Русской Древлеправославной Церкви, которые уже много лет ведут диалог с представителями греческих старостильных деноминаций. В качестве основы своей богословской позиции РДЦ выработало «Краткое уведомление о Большом Московском соборе 1666-67 годов». На днях оно подверглось осмыслению на круглом столе российских ИПЦ.
Сегодня в России вспоминают одну из самых трагических дат в нашей истории: 22 июня на территорию СССР вторглись немецко-фашистские войска — началась Великая Отечественная война. В связи с этой датой представляем читателям историю спасения жителей Ржева в старообрядческом храме Покрова Пресвятыя Богородицы — один из знаменательных и отчасти даже чудесных случаев в период войны.
Христиане часовенного согласия во все века после раскола Русской Церкви продолжали созывать Съезды и Соборы, на которых решали важные вопросы церковного бытия, взаимоотношения с обществом и другими религиозными упованиями. Осенью 2014 года в городе Ревде Свердловской области состоялся очередной Собор христиан-часовенных. Заседания этого собора ознаменовались принятием некоторых важных решений, а также прозвучало объяснение, почему христиане часовенного согласия не принимают старообрядческое священство РПСЦ и РДЦ.
Выговская школа книгописания оформилась приблизительно к 20-м гг. XVIII столетия. Качество продукции местных мастеров отмечал еще П. И. Мельников-Печерский. Рукописи, созданные в скрипториях Выголексинской обители, явились своеобразным эталоном художественного мастерства не только для книжно-рукописного творчества крестьян Олонецкого края, но и для всех без исключения старообрядческих книгописных центров от Ветки до Сибири, послужив образцами для многих последующих поколений мастеров-каллиграфов и миниатюристов вплоть до периода затухания славянорусского книгописного искусства в 1920-х — 1930-х гг.
В старообрядческих храмах нередко можно встретить пожилых людей, которые и сегодня, спустя годы, подают молодежи пример того, как надо любить друг друга и дорожить своими «половинками». На Урале есть с кого брать пример молодым людям. Пожалуй, самая яркая пара — это Павел и Любовь Курищевы. Она — с прекрасным голосом, на клиросе, он — деликатный, скромный, справа, со всеми мужчинами. Вместе они много ездят по храмам, часто бывают в Екатеринбурге, на Пристани, в Русской Тавре, хотя живут в глуши лесов… Год назад они отметили изумрудную свадьбу, а нынче 20 января «встретили»… ситцевую. Пятьдесят шестая годовщина свадьбы называется, как и первая…
Роман английского писателя Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» — одна из самых любимых книг нашего детства. В памяти навсегда остался образ отважного моряка, сумевшего благодаря своему трудолюбию и находчивости не только выжить на необитаемом острове, но и сохранить человеческий облик и достоинство. Однако далеко не многие знают, что в романе Дефо Робинзон изображен глубоко верующим человеком, который, пережив выпавшие на его долю испытания, приходит к смиренному осознанию, что все тяготы и лишения ниспосланы ему Богом.
На что тратится жизнь обычного человека, живущего в миру? Все направлено на улучшение быта, повышение комфорта жизни. Однако парадокс в том, что чем лучше и легче живет каждый из нас, тем хуже и сложнее условия, в которых приходится выживать современному обществу. Именно поэтому герои нашей статьи уехали из больших шумных городов, чтобы молиться и трудиться в уральских лесах.
Кражи икон давным-давно стали одной из главных проблем провинциальных старообрядческих храмов и домашних молелен. Поэтому не случайно, например, в Прибалтике уже государство взялось за обустройство сигнализации в старообрядческих часовнях. Однако поток икон и книг пока не иссякает. Многие старообрядческие святыни контрабандным способом увозятся за границу, где либо оседают в собраниях коллекционеров, либо продаются на самых разных блошиных рынках. Попадают сюда иконы и книги, проданные за копейки потомками старообрядцев, которых откровенно можно называть «Иванами, не помнящими родства».