В центре бывшего Дебальцевского котла живет немалая община русских староверов — потомков первых переселенцев, осваивавших земли под Донецким кряжем и в Диком поле. На поселок Ольховатка упали сотни снарядов, но никто из жителей не погиб и не был ранен. Здесь Русь осталась почти нетронутой, такой же, как и была четыреста лет назад…
Предлагаемый читателям материал представляет собой выдержки из дневников, писем и воспоминаний немецких солдат, офицеров и генералов, впервые столкнувшихся с русским народом в годы Отечественной войны 1941–1945 годов. По существу, перед нами свидетельства массовых встреч народа с народом, России с Западом, которые не теряют своей актуальности и в наши дни.
Огромный вклад в нашу великую победу внесли медики. Все годы войны они были рядом с бойцами и возвратили в строй более 70% пострадавших в боях и 90% больных воинов. И среди прихожан-старообрядцев Калуги есть фронтовой врач-хирург Зоя Борисовна Пименова (в девичестве — Чичкина), заслуженный врач РСФСР. Она родилась в 1922 г. в Калуге. Избрав профессию врача, она окончила ускоренный курс института и в 1943 г. была призвана на фронт. Награждена орденом Отечественной войны II степени, медалями: «За боевые заслуги», «За трудовое отличие» и многими юбилейными наградами.
Климент Федорович Путилов теперь уже редко приходит в церковь: годы берут свое. Но и в 93 года сохранил он бодрость духа, ясный ум и чувство юмора. Когда он смиренно приходит молиться, мало кто знает, что он полковник в отставке, фронтовик, да к тому же участник боев на территории Калужской области, в которых получил тяжелое ранение. В преддверии дня Победы мы попросили его рассказать о себе, о судьбе, о войне, включая борьбу с бандеровцами в конце 40-х — начале 50-х. Пусть эта публикация станет выражением нашей глубокой признательности его подвигу.
История старообрядчества неразрывно связана с историей России. Уже в первые дни войны старообрядческая Архиепископия обращается к своим чадам с призывом стать на защиту Отечества. Старообрядцы с оружием в руках защищали Родину, трудились в тылу и собирали пожертвования на оборону страны.
В преддверии 70-ой годовщины Великой Победы задумаемся на мгновение: все ли мы знаем о том, где и как воевали наши отцы, деды и прадеды, за какие подвиги получили они боевые награды, когда и при каких обстоятельствах погибли и где захоронены наши родственники, не вернувшиеся домой с фронта?
На юге и западе нынешней Украины в свое время было основано немалое число старообрядческих монастырей. Эти территории, долгое время находившиеся вне сферы интересов Российской Империи, представляли собой относительно тихий заповедник, в котором могли свободно существовать иноческие общины и монастырьки, исповедующие дораскольный церковный обряд. В годы Второй Мировой войны и после нее этой спокойной жизни наступил конец.
Известно, что в странах Европы сегодня по-разному оценивают итоги Второй Мировой войны. Кое-где началась ползучая реабилитация нацизма. Отдельные СМИ пытаются принизить роль СССР в разгроме гитлеровской Германии, а иногда и возложить ответственность в развязывании войны на советское руководство. Сегодня на страницах сайта «Русская вера» кандидат исторических наук, преподаватель РГГУ, эксперт Всемирного русского народного собора, журналист-международник, специалист по истории стран Центральной Европы и проблемам Евросоюза Вадим Вадимович Трухачёв рассказывает о военной памяти в Европе и Чехии, об отношении чешского народа к событиям Второй Мировой войны.
94-летний ветеран Великой Отечественной войны, старообрядец, чудом нашел семью. Чужие люди, прослышав, что старик, герой войны, доживает свой век в интернате и страшно тоскует, приехали к нему со словами: А будь, дедо, нашим дедом! Собирайся! Домой!
Судьбы священнослужителей первой половины XX века удивительно похожи: это относительно благополучное бытие до революционных событий 1917 года и драматическое существование после этого рубежа. Жизнь старообрядческого протоиерея Андрея Попова, однако, делилась еще и на другие периоды — от Первой мировой войны до Второй мировой.