Позвольте поинтересоваться, а кто именно отвечает на вопросы? Как зовут священника?
Кто именно отвечает на вопросы священнику в этом разделе?
Уважаемый Анатолий! Раздел «Вопрос священнику» — один из самых важных на сайте, и мы стремимся, с Божией помощью, сделать его действительно полезным и нужным. Таковым, в большей мере, он может стать для людей, которые только начинают свое знакомство со старообрядчеством и задать свой вопрос лично священнику нет возможности.
Батюшка, здравствуйте. У меня такой вопрос. Во время богослужения в церкви производится торговля свечами. Подобает ли это?
иерей Иоанн Севастьянов
Что такое слово «торговля» или «торговаться»? Это значит запрашивать цену, сбавлять, вести спорную беседу о предметах торговли и проч. Если у вас в храме творится что-либо подобное, то это бесчиние и дело беззаконное. Но если христианин, пришедший в храм помолиться, пожелает принести жертву Богу и затеплить свещу, но с собою он таковой не взял, и потому положит свою лепту на свещной ящик и попросит поставить свещу, или сам это сделает, то разве это будет торговля? Тем более, что часть этой жертвы идет на благоукрашение храма Божия.
Надо помнить, что и Христос изгнал торгующих, продающих и покупающих из храма не за то, что они желали принести жертву, установленную Богом чрез Моисея, а именно за то, что они производили беспорядок в храме, толкотню, шум, споры, обманы и проч. Вообще здесь Христос обличал страсть любостяжания, ибо торговцы наблюдали свои собственные интересы, заботились о своем личном обогащении. Конечно, ничего подобного нет и не бывает в наших храмах, когда верующий берет свещу и кладет в жертву свою лепту.
Доброго здоровья, отче. Меня интересует, почему по восстановлении епископата в РПСЦ не восстанавливается патриархат, в то время, как у беглопоповцев есть патриарх? Спаси Христос!
Во-первых. В древней Церкви не было четкого определения и разграничения титулов Патриарха, Митрополита и Архиепископа. Мы знаем, что исторически эти титулы перемежались и лишь только с огосударствлением Церкви стал вопрос о значении той или иной кафедры и ее Предстоятеле. И уже со времен строительства Константинополя начинается вселенский спор о достоинствах кафедр, об участии святых апостолов в их организации (как признаке достоинства) и т.п. Поэтому титул Патриарха с тех пор становится политическим титулом.
Самым ярким примером этого считается 28 правило IV Вселенского Собора о выделении Константинопольской кафедре почетного второго места в списке Патриархатов. То же самое касается и Московского Патриархата. Установление Патриархата в Русской Церкви было следствием возвышения Московской Руси и постепенного огосударствления Русской Церкви. Патриарший сан для Предстоятеля был вытребован русским правительством у восточных Патриархов. И Церковь ничего не имела против этого. Когда же государственная машина разрушила свой союз с Церковью, то отпала и необходимость в пышном титуле для Предстоятеля. Организационно и канонически для Предстоятеля Русской Церкви титул Митрополита или Архиепископа ничуть не ниже Патриарха, но титул Митрополита более историчен. Думаю, этим наши предки, в первую очередь, и руководствовались.
Но есть и другая причина для такого решения. Дело в том, что после восстановления епископского чина, в силу объективных обстоятельств, кроме Московской кафедры возникла зарубежная кафедра Русской Церкви — в австрийском селении Белая Криница. И эта кафедра также возглавляется старообрядческим митрополитом. Поэтому сейчас потомки христиан древней Русской Церкви имеют две братские митрополии, и ни у одной их этих кафедр нет желания возвышаться друг над другом.
Благословите, честный отче. Требуется ли перекрещиваться при переходе из РПЦ в РПСЦ? Есть масса вопросов, но задавать их в интернете, наверное, будет некорректно. Подскажите, куда или к кому можно обратиться в Санкт-Петербурге, чтобы их осветить. Заранее благодарен!
иерей Иоанн Севастьянов
Уважаемый Георгий! Любое перекрещивание в Православной Церкви категорически запрещено! Это богохульство! Человека можно крестить только тогда, когда он не крещен. Кроме этого, нельзя «переходить из РПЦ в РПСЦ». В Церковь Христову можно только прийти. Поэтому для прихода в Тело Христово нужно отбросить прежний опыт и подойти к этому, как к главному событию в своей жизни. Другой вопрос, каким образом совершается вхождение в Церковь. Это уже сугубо личное и конкретное дело, которое зависит от многих факторов. Для этого Вам действительно нужно лично встретиться со старообрядческим священником и получить ответы на все Ваши вопросы. В Санкт-Петербурге есть старообрядческие общины и Вы можете их найти на нашем сайте в разделе «Храмы и общины».
Доброго здоровья. Какую молитву читать перед учением?
иерей Иоанн Севастьянов
Уважаемая Евгения! Традиционно перед началом учения читается молитва Святому Духу — «Царю Небесныи»:
Царю́ небе́сныи, Уте́шителю, Ду́ше и́стинныи, Иже везде́ сы́и и вся исполня́я, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, душа́ на́ша.
Добрый Вечер, батюшка. У меня непростая ситуация. Я крестился в Русской Православной Церкви в 20 лет, к вере пришел сам. Но, как потом узнал, меня крестил священник обливательно. После изучения истории раскола увлекся старообрядчеством. Я являюсь старообрядцем, молюсь по старым обрядам. Хотел перейти в РПсЦ, я прошел там оглашение. Но до крещения не дошло... Многое смущало и отталкивало. Пробовал перейти в единоверие. Хотел, чтобы довершили таинство полным погружением. Не получается, нету времени. Многие священники говорили, что не перекрещивают, мол, таинство хоть и обливательно, но совершилось. Помогите, пожалуйста. Как мне быть? Я уже как два года скитаюсь в распутье. Раньше исповедовался...
иерей Иоанн Севастьянов
Уважаемый Михаил! Мне кажется, в этой ситуации Вам не следует спешить. Судя по всему, у Вас сейчас довольно сложная пора духовной жизни. Ваша душа в смятении. А когда на нас наступает смятение, лучше всего переждать этот период, а не делать чего-то неправильного или надуманного. Сейчас Вас Господь испытывает. Подождите, и к Вам вернется та внутренняя уверенность, которая была тогда, когда Вас оглашали.
А то, что многие священники говорят, что не нужно перекрещивать после поливательного крещения, то они не правы. Блаженной памяти патриарх Филарет перекрещивал даже архиепископов, которые не были правильно крещены. И его в этом поддерживал освященный Собор Русской Церкви в 1620 году. Так что это не новшество, а строгое следование святой традиции дораскольной Церкви.
Доброго здравия, батюшка. У меня будет 2 вопроса. Крещен в РПЦ, могу ли я ходить в Древлеправославный храм на службы, участвовать в таинствах и молиться? Всем сердцем чувствую, что РПЦ не моё, но не уверен в себе и своих порывах, ещё есть сомнения. И когда Господь меня вразумит, нужно ли мне будет перекрещиваться для принятия Древлеправославия? И второй вопрос. Как РПСЦ относится к адекватному национализму?
иерей Иоанн Севастьянов
Уважаемый Роман! Конечно же, Вы можете ходить в древлеправославный храм и молиться. Но участвовать в таинствах Вы не можете, пока не присоединитесь к Церкви. Присоединение к Церкви Христовой может происходить через Таинство Крещения и через Таинство Миропомазания. Всё зависит от конкретной частной ситуации. Поэтому Ваш вопрос необходимо решать индивидуально в старообрядческой общине.
Что же касается «адекватного национализма», то я не знаю, что это такое. Церковь не отвергает любовь к Родине, здравый патриотизм, чувство национального достоинства. Но в идеале «во Христе нет ни иудея, ни эллина». Т.е. для Бога нет лицеприятия к национальностям. Нет национальностей хороших и плохих! Также из библейской истории мы знаем, что Сам Бог часто распоряжался так, чтобы тот или иной человек или народ оставлял свои родные места и переселялся в чужестранные.
Сам Бог Своим промыслом управлял тем, что, например, на территории современной России жили другие народы еще 2000 лет. Поэтому Бог так устрояет Своим промыслом, чтобы человек не привязывался к тому или иному клочку земли, роду, племени. Национальная солидарность — это хорошо. А вот национальное соперничество — это только для тех, кто пока не понял смысла жизни.
Здравствуйте, батюшка. Мы женаты с февраля этого года, мне — 48 лет, а ему — 52, и у нас серьезное намерение венчаться. Можем сделать это во второй раз и сможете Вы нас венчать, если мой муж католик? Спасибо.
иерей Иоанн Курбацкий
Такие серьезные вопросы, как венчание, надо решать при личной встрече со священником. Ведь, помимо указанных Вами обстоятельств, могут быть и другие «нюансы». Если я правильно понимаю, у Вас уже было венчание. Если да, то по какой причине прекратился первый брак? Далее, Вы сами чувствуете, что венчаться с католиком нельзя. Возможно, это будет только после его присоединения к православной Церкви. Как это сделать? Захочет ли он? Это тоже надо «на месте» обсуждать и намечать пути решения проблемы. Поэтому не теряйте времени, поезжайте в храм и беседуйте со священником. И молитесь Богу, чтобы Он «направил» стопы ваши по словеси Своему (Пс.118).
Расскажите, пожалуйста, для чего в церкви употребляются колокола? При частных (заказных) службах можно ли производить звон?
Для чего в церкви употребляется колокольный звон?
Уважаемая Ирина! Колокола в церкви предназначены для того, чтобы созывать верующих к богослужению, возвещать отсутствующим в храме о времени совершения особенно важных частей богослужения, возбуждать к молитве. Изобретение колоколов приписывается святителю Павлину, епископу Ноланскому (431 г.). По преданию, св. Павлин, совершая прогулку по цветущим лугам в летнее время, утомился настолько, что прилег и скоро задремал. Приближался час богослужения, а усталый владыка всё ещё спал, и, вероятно, опоздал бы в храм, если бы не разбудил его приятный мелодичный звон каких-то неведомых колокольчиков. Очнувшись от дремоты, владыка понял, что это звенели полевые цветы — колокольчики, и тут у епископа мелькнула мысль сделать по форме и образцу цветов металлические колокола для призыва верующих в храм.
При заказных службах производить звон не только можно, но и должно. От этого видимая польза для православных христиан: услышав звон колокола, возвещающий о начале церковного богослужения, возможно, некоторые пожелают пойти в храм помолиться, вознести совокупные молитвы о себе и о тех, за кого совершается в данном случае в церкви богослужение; а если по своим житейским делам и не смогут пойти в храм, всё же призывный звон колокола напомнит им о совершающемся в храме богослужении, и они мысленно присоединятся к этой церковной молитве.
Доброго здоровья. Организуются ли РПСЦ паломнические поездки по русскому северу? Или другие организованные паломнические или туристические поездки по местам, связанным с историей старообрядчества? Спаси Христос.
иерей Иоанн Севастьянов
Уважаемая Ольга! Традиция паломничества в старообрядчестве жива и развивается. Старообрядцы никоим образом не отделяют себя от дораскольной Русской Церкви и поэтому, древние святыни Руси более чем актуальны для старообрядцев. Наши собратья осуществляют организованные поездки к таким святыням Севера, как Соловецкий, Александро-Свирский, Троице-Сергиев монастыри. Как известно, в том же Соловецком монастыре есть место связанное с историей первых старообрядцев — соловецких страдальцев за веру. Грандиозное ежегодное паломничество совершается в село Великорецкое Кировской области, к месту явления иконы святителя Николы.
Если говорить о местах сугубо старообрядческих, то на Севере, в первую очередь, это Пустозерск — место казни протопопа Аввакума. Среди других старообрядческих мест паломничества выделяется Москва: святыни Рогожского поселка, места страданий и служения наших предков — Андроников монастырь, место заключения протопопа Аввакума, место, где стоял Казанский собор на Красной площади, где служил мученик. В Москве, на Рогожском поселке ежегодно на праздник святых Жен-Мироносиц собирается огромное количество богомольцев со всех уголков старообрядческого мира.
Кроме этого, христиане стремятся на богомолье в Боровск — к месту успения боярыни Феодосии Морозовой (в последнее время к этому месту организуется Крестный ход из подмосковного города Верея). Общецерковным, традиционным и многочисленным стал Крестный ход на родине протопопа Аввакума на Нижегородчине, в селе Большое Мурашкино. Кроме этого, особым почитанием у наших христиан пользуется уральское местечко Шамары, где подвизались старообрядческие иноки Константин и Аркадий. Индивидуальные паломники посещают места бывших старообрядческих монастырей и скитов на Черемшане (Саратовская область), Иргизе (Нижегородская область). На юге старообрядцы организовывают поездки к святым местам Кубани (места порушенных старообрядческих скитов), Абхазии.
Но что хочу отметить, что все эти мероприятия имеют строго общинный характер. Наши паломнические поездки и мероприятия осуществляются не ради зарабатывания денег. У нас нет индустрии паломничества. Каждое такое мероприятие осуществляется отдельной инициативной группой и не похоже на предыдущее. Все зависит от доброй воли и организаторских способностей. Так что, организовать и совершить паломничество у нас может каждый.
Здравствуйте! Меня в старообрядчество привела мама в возрасте подростка. Это было мне интересно и занимало почти все мое свободное время. На тот момент (вторая половина 90-х) в г. Приморско-Ахтарске церковь начинала осваивать новое помещение в районе развилки, которое ранее было грязным ангаром, в чем я, в том числе, принимала активное участие. После уехала учиться в другой город в 1999-ом. В нашей семье были серьезные сложности, поэтому желания приезжать лишний раз не было, таким образом моя жизнь перетекла в светское русло. Вернувшись в родной город в 2003, обнаружила, что церкви уже две и между собою категорически негативно настроены. В каждой из...
иерей Иоанн Севастьянов
Здравствуйте, Анна! Всякие подобные раздоры происходят тогда, когда между людьми возникают определенные «сложности». А догматические и юридические обоснования всегда могут очень быстро найтись для оправдания этих «сложностей». Это происходит в старообрядческих общинах Приморско-Ахтарска, хутора Новопокровского и во многих других подобных местах и ситуациях. Причина всего этого — именно «сложности» во взаимоотношениях людей.
Думаю, что и в вашей семье проблема не в разности мировоззрений или религиозных традиций, а именно, в «сложностях». Даже по тем мелочам, о которых вы упомянули, можно судить о них. У вас «сложности» с родной мамой, с мамой мужа — вашей второй мамой. Насколько я понял, вы в начале сошлись с вашем мужем, а потом стали думать о венчании. Это все тоже «сложности». Я вам советую посмотреть на ситуацию с другой стороны. Наладьте отношения внутри вашей большой семьи, постройте отношения с теми, кто вам близок. И отношения с христианами тоже быстро наладятся.
Здравствуйте! Село, в котором родился и жил мой отец, — старообрядческое, и находится в Киевской области, Иванковский район, Село Красиловка. Отца давно нет, церковь несколько раз грабили и в конце концов сожгли. Население еще есть. Недавно я там был и пытался найти своих родственников, но все безуспешно. От местных жителей я узнал, что книги церковные сохранились и переданы в Москву. Подскажите, если известно, где они могут быть и как их можно посмотреть, с целью изучения своего рода, узнать, когда родились родственники отца, мой дедушка и бабушка? В церковных книгах же делались отметки о рождении и крещении? Спасибо! С уважением, Фатов...
иерей Иоанн Севастьянов
Уважаемый Александр Степанович!
Во-первых, вы не уточнили, ваш отец был старообрядцем? Вполне могло быть, что семья ваших предков, хоть и жила в старообрядческом селе, но старообрядцами не были, не имели отношения к общине.
Во-вторых, старообрядцы неоднозначно относились к официальным метрическим книгам (я так понимаю, что под словом «церковные», вы имеете ввиду метрические книги, в которых делались записи о рождении и крещении детей). Большое число старообрядческих общин до революции так и не решилось заводить у себя официальные метрические книги, контролируемые государством. Поэтому, вполне возможно, что в упомянутой вами старообрядческой общине вообще могло не быть метрических книг.
В-третьих, если такие книги были, то их вряд ли увозили из Киевской губернии в Москву. Не тот масштаб. Обычно такие книги попадали в областные государственные архивы. Поэтому вам свой поиск нужно начать с Киевского областного архива. А там специалисты подскажут, куда отправлялись метрические книги, например, из всего упомянутого вами района. Потому что, если в вашем родном селе не велись метрические книги, то родственники могли записать младенцев где-то в соседнем селе (такая практика встречалась). Выясняйте приблизительную дату рождения вашего отца и готовьтесь к кропотливой архивной работе!
Здравствуйте! Пишем художественную книгу и необходимо правильно указывать церковные обряды. Книга о временах до церковного раскола. Ответьте пожалуйста на интересующие вопросы, чтобы правильно и достоверно их отразить. 1. Проведение обедни в церкви священником (что и в какой последовательности входит в службу). 2. Говорит ли священник проповедь, каковы могут быть её темы? 3. Завершение службы: с причастием или нет? 4. Каковы особенности ритуала (двоеперстие и правила старого обряда). 5. Каков внутренний облик церкви 12 века? 6. Подходят ли в конце службы прихожане под благословение? Может ли быть так, что не все пришедшие на службу селяне поместились в храме, и большая их...
иерей Иоанн Севастьянов
Уважаемый Александр! К сожалению, мы не можем выступать консультантами в вашем благом деле написания художественной книги. Да и ваши вопросы настолько всеобъемлющи и неконкретны, что по каждому из них можно написать книгу. Я, например, не знаю, что такое ОМ. Тем более, что мы не знаем, о чем книга, в чем ее специфика. Наша рубрика называется «Вопросы священнику». Думаю, вам было бы лучше обратиться к профессиональным историкам и при этом как-то компактнее и четче сформулировать свои вопросы.
Здравствуйте! Пожалуйста, скажите, может ли человек, живущий далеко от старообрядческих общин, узнать ближе православную веру? Живу возле г. Бреста.
иерей Иоанн Севастьянов
Уважаемый Дмитрий, конечно же может! Отсутствие старообрядческой общины в вашем городе не может быть причиной для вашего невхождения в Церковь Христову. Есть огромное количество христиан, которые живут на определенном отдалении от места собраний общины, но при этом они имеют тесную связь с этой общиной. Вопрос в духовной связи с общиной. Вхождение в общину есть процесс единомыслия с ней. Принцип общинности — соборность. Но главная связь с общиной, естественно, через Таинства. Если человек участвует в духовной и богослужебной жизни общины — он и есть в общине. Конечно, те, кто живут далеко от общины, бывают реже на наших богослужениях. У нас в общине есть христиане из Ростовской области, Краснодарского края, Иркутской области, Венгрии, Германии, США и многих других мест. Из Америки, Венгрии приезжают не чаще одного раза в год. Но мы их знаем, о них молимся, они молятся о нас. Они участвуют в таинствах, совершаемых в нашей общине. Я являюсь их духовным отцом. Поэтому ни расстояния, ни обособленность не могут быть препятствием для вхождения человека в Церковь Христову.
В Белоруссии есть замечательная крепкая старообрядческая община во имя св. пророка Илии в городе Гомеле. Если у вас есть возможность, то свяжитесь с христианами из этого города. При желании, мы подскажем контактную информацию. Если нет и такой возможности, то пишите на наш сайт, будем по возможности отвечать вам или подскажем, где вы можете найти интересующую информацию.
Здравствуйте, батюшка! Я крещеная староверка, родом из казачьего села Янгиз, Сакмарского р-на Оренбургской обл. Интересуюсь, какой должна быть правильная могилка старовера. Моя мама говорила, что только крест, а вот на некоторых могилках на погосте в Сакмаре я вижу оградки, фото. Это допустимо? Недавно ушла из жизни моя мама, и это меня волнует. Заранее благодарна!
иерей Иоанн Севастьянов
Уважаемая Мария! Ваша мама была совершенно права. Действительно, на христианской могиле необходим только православный восьмиконечный крест. Все современные украшательства не более чем следование моде и проявление полуязыческого отношения к смерти.
Я Вам даже более скажу. У меня была старенькая духовная дочь, которая твердо заповедала своим детям, чтобы они поставили на ее могиле деревянный восьмиконечный крест и более ничего. И ухаживали за ее могилой до тех пор, пока будет стоять крест. Как только крест сгниет и упадет, чтобы они не ставили новый и ухаживать за ее могилкой прекратили. Дабы холмик поскорее сравнялся с землей. Это, конечно, не обязательный принцип, но он выражает отношение староверов к похоронным и поминальным традициям. Главное, это молитва и добрая память о покойнике!
Здравствуйте! Помогите мне, пожалуйста. Я староверка. Моя мама была староверка, она родом из Литвы, из под Обеляя, город на границе с Латвией. Но я практически ничего не знаю о своей вере. Мама моя вышла замуж за православного, украинца, но меня крестили в старообрядческой вере. Дело в том, что и мама и папа были скорее атеисты... Только уже перед смертью мама стала ходить в церковь и настояла на крещении внука, моего сына. Он крещен в Екабпилсе, в Латвии, в Древлеправославной Поморской Церкви в 2002 году, ему было 7 лет. В 10 он заболел, прогрессирующая мышечная дистрофия, не лечится нигде в мире....
иерей Иоанн Севастьянов
Дорогая Надежда!
Во-первых, я очень сочувствую вашему горю и желаю крепости и помощи Божией в несении вашего жизненного Креста.
Во-вторых, вы совершенно правильно уверены в том, что Бог един. Это непреложный догмат, на котором зиждется Православная вера. Но это не значит, что нет людей, которые бы не хотели строить свои отношения с Единым Богом не так, как Он предлагает, а так, как этим людям хочется. Так как люди все разные, то и представления об отношении с Богом тоже бывают разные. И, как следствие, из этого вытекает разная религиозная практика. Отсюда и такое многообразие человеческих коллективов, называющих себя христианами.
В-третьих. Если вы не желаете отказываться от своей веры, то вам было бы не лишне узнать, а что же эта ваша вера из себя представляет. Во что верили ваши предки и почему они были так обособленны от других русских христиан, называющих себя православными? Судя по тому, что вы бываете из тайги и в Сыктывкаре, и даже в Москве, то вы достаточно просвещенный и современный человек. Потратьте немного усилий для того, что разобраться, кто такие староверы, попробуйте встретиться с ними в той же Москве. И вы узнаете очень много интересного. Я уверен, что вы найдете ответ на ваш скорбный вопрос.
Добрый день! Как может русский бомж вернуться к нормальной жизни? Бомж со времён распада СССР. Не имеющий документов, места жительства. Но имеющий желание!
иерей Иоанн Севастьянов
Уважаемый Михаил! Это прекрасно, что кто-то решился вернуться к нормальному образу жизни. В этом деле главное преодолеть психологические преграды, а юридические решить не так сложно. Для этого человеку необходимо обратиться в Центр социальной поддержки лиц, временно оказавшихся без места жительства. В разных городах это учреждение может по-разному называться, но эти учреждения есть в каждом областном городе. Там человеку подробно объяснят, что и как он должен сделать.
Требования вполне выполнимы для того, кто хочет вернуться к нормальной жизни. Кроме этого, рекомендую обратиться в близлежащую Старообрядческую Общину. Там тоже могут помочь словом и делом. Напишите, где находится этот человек, и мы сможем подсказать адрес близлежащей Старообрядческой Общины.
Здравствуйте! В интернете видел фотографию «Церковь Старообрядцев х. Курган» в Азовском районе Ростовской области. В тексте написано было, что «В реестре объектов истории и культуры Министерства Культуры РФ развалины церкви числятся поставленными на гос. охрану (реш. №301 от 18.11.1992)». Однако, здание запущено, отсутствуют следы человеческого пребывания в нём. В наше-то время найти деньги для восстановления несложно, если настойчиво регулярно. Или это ошибка и здание не имеет к Вам отношения? С уважением, Виктор.
иерей Иоанн Севастьянов
Уважаемый Виктор! Действительно, в хуторе Курган расположена полуразрушенная старообрядческая церковь, которая включена в реестр охраняемых памятников. История этого храма достаточно трагична, почитать об этом можно на сайте нашей Общины. В настоящее время в хуторе Курган практически нет старообрядцев. Все они переселились в город Ростов-на-Дону и влились в Покровскую Старообрядческую Общину. Для старообрядцев храм — это, прежде всего, дом молитвы. Храм жив, пока жива Община. И сейчас храм пустует именно потому, что в округе не осталось старообрядцев.
Что касается вопроса восстановления храма как памятника, то это замечательное и похвальное дело. Но оно требует значительных материальных средств. Нам, к сожалению, не кажется, что «найти деньги для восстановления не сложно, если настойчиво регулярно». Мы не государственная церковь, живем только на собственные средства и поэтому, в настоящий исторический период, наши возможности очень скромны.
Здравствуйте, меня зовут Алексей, мне 14. Я верю в Бога, но меня всё время тянет к мастурбированию. Пожалуйста, помогите мне, дайте мне совет, как от этого избавиться. Я стараюсь этого не делать, но когда я захожу в интернет, там всё время выскакивают голые тёти, ну и я как бы не сдерживаюсь. Дайте мне совет. Как от этого избавиться, пожалуйста.
иерей Иоанн Севастьянов
Дорогой Алексей! На эту тему тебе нужно поговорить со священником лично. Найди какой-нибудь храм, лучше, подальше от твоего дома; желательно, где-нибудь на окраине и попытайся поговорить об этом с батюшкой. Ни в коем случае не бойся, что тебя засмеют или не поймут. Если вдруг тебе не понравится то, что скажет священник, или к тебе отнесутся неспокойно, ищи другого батюшку. Но обязательно расскажи об этом. Ни в коем случае не замыкайся. Это очень серьезная проблема, которая отразится на твоей жизни и сейчас и в будущем. Помощи Божией тебе!
Здравствуйте! Я слышал, что для большинства старообрядцев не существует утренних и вечерних правил в том изложении, в котором они употребляются в новообрядческой церкви, в виде молитвослова утренних и вечерних молитв. Скажите, чем заменяют утренние и вечерние молитвы старообрядцы и откуда вообще появился молитвослов?
иерей Иоанн Севастьянов
Уважаемый Павел! Молитвенное правило каждого христианина может быть различным. Чаще всего христианин согласует свое молитвенное правило с духовным отцом. Старообрядцы обычно совершают утром Полунощницу, а вечером Павечерницу. Если нет возможности совершать этот чин, то есть более краткие установленные Утренние и Вечерние молитвы. Эти молитвы изложены в Кратком Типике и перепечатаны в сборник Молитвослов, а также, на протяжении последних нескольких десятков лет, эти молитвы печатаются в старообрядческом Церковном Календаре.
Мне сложно сравнить чин наших Утренних и Вечерних молитв с новообрядческими, потому что у меня нет последних. Наш Молитвослов — это современный сборник чинов и молитв, которые собраны по мере необходимости для совершения домашнего правила. Все имеющиеся в нем молитвы и последования перепечатаны из дораскольных источников, но собраны воедино для удобства использования. В разделе «Библиотека» на нашем сайте можно найти и распечатать некоторые молитвы.
Батюшка, здравствуйте. Я христианка, крестилась в РПЦ. Детей также крестила в РПЦ. Об истории церкви и истории православной веры я знаю мало. Таинства совершаю редко, за исключением причащения детей. Но у меня давно созрело стремление к обстоятельному изучению и познанию веры, чтобы быть воцерковлённой и вести жизнь достойную христианке. Совсем недавно я встретила информацию о РПСЦ, увлеклась историей Церкви. Когда изучаю сайты РПСЦ, то ощущаю что-то близкое. Мне кажется, что именно в РПСЦ сохраняется подлинная вера в Христа. Но основывается это всё лишь на моих ощущениях. Я хочу спросить, как мне поступить? Не переходить же в другую Церковь, следуя возникшему...
иерей Иоанн Севастьянов
Уважаемая Елена! Замечательно, что у вас появилось трезвое отношение к своей вере в Бога. Эта искорка зажглась в вашем сердце неспроста! Думаю, в этой ситуации вам нужно руководствоваться только своей совестью. Ваша совесть Вас повела, она Вас и приведет туда, куда нужно. Поэтому, будьте честны с собой.
Что касается нашей Церкви, то мы всегда открыты всякому приходящему. Вам нужно только прийти в старообрядческую общину и познакомиться со священником или кем-то из старших братий. Вам ответят на все ваши вопросы. С вами проведут все необходимые беседы. Главное, не замыкайтесь в себе, делитесь своими переживаниями и опытом и помните, что наш путь к Богу есть только наш личный путь. И приводит нас к Богу не кто-то и не что-то, а Сам Господь. Будьте готовы к некоторым искушениям и трудностям. Имейте ввиду, что старообрядческие общины достаточно замкнуты, у нас наша вера не может быть вывернута для всеобщего обозрения. Поэтому, вначале вполне можете встретиться с некоторой настороженностью со стороны христиан. Когда вы познакомитесь поближе, вы поймете причину этой настороженности. При Вашем запросе мы готовы предоставить Вам адрес ближайшей старообрядческой общины.
Здравствуйте! Узнала сегодня о разночтениях в вашей и современной Псалтири, очень хотелось бы почитать. Подскажите, есть ли где-то такая возможность скачать книги, кроме вашей библиотеки? Благодарю.
иерей Иоанн Севастьянов
Уважаемая Марина! К сожалению, пока наша библиотека только формируется, и со временем мы постараемся включить в нее богослужебные книги. Где скачать старообрядческий Псалтырь, я не знаю, но советую лучше приобрести его в печатном варианте. Все-таки живая книга по-другому воспринимается. Приобрести его можно в старообрядческой книжной лавке на Рогожском или сделать заказ на пересылку на официальном сайте www.rpsc.ru
Здравствуйте! Старообрядчество на Руси было до крещения или пришло с крещением? Вообще, где можно узнать правду, как жила Русь до крещения и в кого верила? С уважением, Максим.
иерей Иоанн Севастьянов
Уважаемый Максим! Название сайта «Русская Вера» определяет причастность этого ресурса идеалам старообрядчества. Движение старообрядчества объединяет собой православных христиан, не принявших русскую церковную реформу XVII века. Поэтому никакого старообрядчества до Крещения Руси не было и быть не могло.
Я понимаю, что вас смутило название сайта. Ибо сейчас стало модным называть «старой верой» некую мифическую нехристианскую субстанцию, которая якобы существовала на Руси до ее Крещения. По мысли авторов этого сайта, Старая Вера — это дониконовская Православная христианская традиция.
Здесь вы можете получить информацию об этой Старой Вере. Если вас интересует «другая» «старая» вера, то информацию о ней на этом сайте вы получить не сможете. По крайней мере, положительной информации. Для этого есть огромное количество специализированных ресурсов, которые вы без труда найдете в сети.
Добрый день! Скажите пожалуйста, есть ли храмы и общины на Кубани? Я испытываю большое желание узнать истинное понятие старой веры.
иерей Иоанн Севастьянов
Уважаемый Эдуард! На Кубани есть много старообрядческих общин различных согласий. Вас что интересует и где Вы живете? Я постараюсь подсказать ближайшую.
Здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, какие иконы в старые времена могли приобрести простые христиане и кем они должны быть вылиты и написаны, и по каким правилам? Почему говорят о медном литье икон, а, на мой взгляд, в настоящее время они похожи на латунь и бронзу. К тому же цены на литые иконы, не говоря уже о написанных иконописцем, больше похожи (прошу прощения) на бизнес. Неужели старообрядцы раньше сталкивались с такими же ценами?
иерей Иоанн Севастьянов
Уважаемый Димитрий! Методы, способы и требования к изготовлению икон были установлены в Постановлениях VII Вселенского и Стоглавого Поместного Соборов. Приводить все эти выдержки в этом ответе не представляется возможным, ибо они достаточно объемны. Скажу только, что старообрядцы всегда старались следовать упомянутым канонам. Другое дело, что это не всегда было возможно в связи с гонительными временами.
Что касается материала изготовления металлических икон, то и латунь и бронза являются сплавами на основе меди. Поэтому литье и называется медным. Стоимость икон во все времена зависела от трудозатрат на их изготовление. Вы когда-нибудь видели, как изготавливаются краски из минералов для написания иконы? А Вы знаете, сколько этапов проходит при нанесении левкаса на доску?
Кроме этого, профессионализм иконописец приобретает десятилетиями. Отсюда большая себестоимость образов. В одной из летописей повествуется о том, что во времена Андрея Рублева, за икону, подобную его Троице, боярин передал Троице-Сергиевой Лавре деревню с тысячей душ крестьян. Если говорить о нынешних временах, то в этом деле существует огромная конкуренция. И уж точно ни у кого не возникает желания поднимать цены на изделия значительно выше их себестоимости.