Статьи
Где церкви брать средства?
Казалось бы нам, христианам, чадам Божиим, знающим слова Господа, провозгласившего: «Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6:31-34), и, что «никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь» (Еф.5:29).
Сколько стоит спасение?
Дух коммерции, захлестнувший Московскую Патриархию, начал потихоньку, но весьма настойчиво стучаться в двери русского старообрядчества. И хотя он не приобрел еще размаха эпидемии, думается, что им все же нужно заниматься, ибо лучше предупредить болезнь, нежели в последствии, когда она поразит весь организм, с ней бороться.
Почему мы не проявили интереса
«Да приведет Господь расстоящаяся паки воедино, и в любви друг ко другу да исповедуем и славим едиными устами и единым сердцем Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную» (Из Деяний новообрядческого собора 1971г.).
Дом Мой — дом торговли?
«Исус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул» (Мар.11:15).
Митрополит Амвросий
28 октября 1846 года к старообрядческой Церкви присоединился босно-сараевский митрополит Амвросий. О митрополите Амвросии писалось и говорилось много. Значительное внимание уделил его личности известный писатель П. И. Мельников (известный под псевдонимом Андрей Печерский), служивший чиновником министерства внутренних дел и ведавший делами раскола.
Письмо митрополита Амвросия белокриницкой братии от 16 августа 1849 года из города Цилли
Приводимое ниже послание митрополит Амвросий направил из места ссылки в Белую Криницу. Это письмо, проникнутое духом искренней христианской любви к духовенству и пастве, представляет собою одно из ярких свидетельств глубокой преданности владыки Амвросия святой древлеправославной вере.
Поиски архипастыря
Когда в Боснии славянский народ изнывал под тяжелым турецким игом, в России в это время старообрядцы терпели гонения и преследования от своего же русского правительства. В 1825 году стал царствовать император Николай I, который издал ряд указов с целью полностью уничтожить старообрядчество в России. Старообрядцам воспрещены были богослужения, у них отбирались и уничтожались храмы и монастыри. Они были лишены гражданских прав. Их положение в России было хуже, чем положение славян в Турецкой империи.
Церковные разногласия
Царское правительство принимало все меры к тому, чтобы уничтожить Белокриницкую иерархию. Оно не ограничивалось прямым преследованием, были пущены в ход и разного рода нелепые слухи, вымыслы и клевета против старообрядческой иерархии и против личности митрополита Амвросия.
Запечатленная святыня
В 2005 году исполняется сто лет со дня объявления в России свободы вероисповедания. Это знаменательное событие стало возможным благодаря указу «Об укреплении начал веротерпимости», подписанному императором Николаем Вторым. Документ увидел свет 17 апреля 1905 года.
Михаил Естафьев. Русский хозяин в Орегоне
Вновь перечитываю перед поездкой в Орегон работы Владимира Павловича Рябушинского (1873-1955), старообрядца, представителя видного рода купцов и предпринимателей. Умер он в Париже, похоронен на известном “русском” кладбище Сен-Женевьев де Буа.
Духовные центры старообрядчества
Духовными центрами становились места, где сохранялась возможность вести духовную деятельность. Преимущественно это были монастыри и скиты.
Современное устройство древлеправославной Церкви
Гонители древнего православия лишили старообрядческую Церковь епископов. Когда епископ Павел Коломенский мужественно выступил против реформ Никона, он был предан мученической смерти. Остальные архиереи, опасаясь участи Павла, молчаливо согласились с новыми церковными порядками. Таким образом, древняя святая Церковь временно осталась без епископов, лишь со священниками и диаконами.
Начало гонений на старообрядчество
Мучения и казни совершались и в других местах Московского государства. За шесть лет до сожжения пустозерских узников были преданы мученической смерти сотни преподобных отцов и исповедников истинной веры в славной Соловецкой твердыне. Эта обитель вместе со многими монастырями и скитами русской Церкви отказалась принять новые книги.
Собор 1666-1667 гг.
Низложив Никона, собор избрал на его место нового патриарха, Иоасафа, архимандрита Троице-Сергиевой лавры. Затем приступили к решению вопросов, вызванных церковной реформой.
Исповедники древлего православия
Реформы Никона встретили сильное сопротивление со стороны ряда духовных деятелей того времени: епископа Павла Коломенского, протопопов Аввакума Петрова, Иоанна Неронова, Даниила из Костромы, Логгина из Мурома и других. Вожди религиозной оппозиции пользовались в народе огромным уважением за их истовое пастырское служение. Они смело говорили правду в глаза сильным мира сего, не заботились о своих личных выгодах, служили Церкви и Богу со всей преданностью, с искренней и ревностной любовью.
Двуперстие и троеперстие
Поскольку самым известным примером реформ Никона является перемена перстосложения, остановимся на этом вопросе. Русская Церковь до Никона творила крестное знамение двуперстием: три пальца (большой и два последних) складывали во имя Святой Троицы, а два (указательный и великосредний) во имя двух естеств во Христе — Божеского и человеческого.
Реформы патриарха Никона. Начало раскола
Патриарх Никон решил изменить древнее церковное предание и начал вводить в русскую Церковь новые обряды, богослужебные тексты и другие новшества без одобрения собора. Он вступил на московский патриарший престол в 1652 году. Еще до возведения в патриархи он сблизился с царем Алексеем Михайловичем.
Рогожский некрополь
Солдаты, возвращавшиеся с очередной русско-турецкой войны, принесли с собой в Москву страшную моровую язву — чуму. В декабре 1770 года в первопрестольной столице началась эпидемия, особенно усилившаяся в марте 1771 года. По распоряжению графа Григория Орлова, командированного Екатериной II для организации борьбы с мором, все кладбища в черте города были закрыты. В числе закрытых кладбищ оказались и два старообрядческих, известных еще с 1718 года и принадлежавших староверам, приемлющим священство: одно, бывшее за Тверскими воротами, и другое — у Донского монастыря. Взамен этих двух кладбищ поповцам по указу Правительствующего Сената выделили землю для захоронения умерших от эпидемии в трех верстах от Рогожской заставы, направо от Владимирского тракта. Место было выбрано не случайно: там находилась старообрядческая деревня Новоандроновка. Здесь были устроены карантин, больница и небольшая деревянная Никольская часовня для отпевания усопших. Так и возникло знаменитое Рогожское кладбище.
Павел Великодворский, блаженный ктитор Белокриницкой Митрополии
Великий подвижник Старой Веры Павел Белокриницкий (в миру Петр Великодворский) родился в 1808 году в старинном селе Зимогорский Ям валдайской возвышенности. Родители Петра были христиане древлеправославного исповедания. Отец Василий Великодворский служил при зимогорском волостном правлении писарем и одновременно содержал постоялый двор, где по обыкновению останавливались его многочисленные одноверцы ездившие в Петербург из разных губерний.
А.И. Солженицын (из послания Третьему Cобору Зарубежной Русской Церкви)
Мы предлагаем читателю отрывок из статьи Солженицына А. И. «Третьему Собору Зарубежной Русской Церкви».
А. И. Солженицын. «И вновь о старообрядцах»
Мы предлагаем читателям отрывок из статьи А. И. Солженицына «И вновь о старообрядцах».