Как встречали делегации старообрядцев насельники Троице-Сергиевой Лавры в 1988 и 2018 годах
Троице-Сергиева Лавра — колыбель русского православия, место жизни и подвигов преподобного Сергия Радонежского, который является одним из самых почитаемых святых. В народе его называют отцом русского иночества, игуменом русской земли, трудами которого была основана монастырская жизнь на Руси и даже само русское государство. Сергий Радонежский, человек пустынного жития, никогда не бравший в руки оружия, стал для нашего народа духовной опорой в сопротивлении монголо-татарскому игу, вдохновителем русских князей и воинов на борьбу с неприятелями. Он благословил московского князя Димитрия Донского на Куликовскую битву, которая состоялась в 1380 году.
Для старообрядцев Сергий Радонежский является особо почитаемым русским святым, эталоном Руси, которую мы утратили после церковного раскола XVII века. Почитают староверы и Лавру — место, где бережно и свято хранится память о подвижниках отеческого благочестия. Сайт «Русская вера» подготовил материал, в котором читателю предлагается сравнить посещение старообрядцами Лавры на промежутке в 30 лет.
Посещение Лавры делегацией старообрядцев в 1988 году. Как это было
Первое официальное посещение Троице-Сергиевой Лавры делегацией старообрядческой Церкви состоялось в уже далеком 1988 году, летом, в праздничные дни 1000-летнего юбилея крещения Руси. Это была другая эпоха, другое государство и совсем другое время. В Москве, на Рогожском, был созван юбилейный Освященный Собор, на котором планировалось избрать первого Московского и всея Руси старообрядческого митрополита, дабы, как и во дни святого крещения Руси (первым возглавил русскую Церковь греческий митрополит Михаил), старообрядческая Церковь возглавлялась Митрополитом. Делегацию из Румынии в последний момент не пустили румынские власти (там в те годы существовал авторитарный режим Николая Чаушеску, который был свергнут лишь в 1989 году, спустя год после описываемых событий — прим.ред.). Из Австралии прибыли только миряне, а наиболее представительная группа зарубежных старообрядцев прибыла из США: из Орегона во главе с Прохором Григорьевичем Мартюшевым и с Аляски — с диаконом Павлом Фефеловым. Старообрядцев Советского Союза представляло духовенство всех имеющихся приходов. Многие приехали на Собор с семьями, причтом и певцами.
Освященный Собор и торжественные мероприятия проходили с 18 по 31 июля 1988 год. Надо отметить, что проведению юбилейного Собора тогдашние советские власти не препятствовали. На Соборе были приняты важнейшие решения, которые имеют значение и в наши дни. Во-первых, митрополитом Московским и всея Руси был единодушно избран архиепископ Алимпий (Гусев), а во-вторых, было утверждено новое название старообрядческого согласия христиан, приемлющих белокриницкую иерархию — Русская Православная старообрядческая Церковь (РПсЦ).
Однако Освященнй Собор начался с другого памятного события — посещения удела преподобного Сергия Радонежогоско города Сергиев Посада (в 1988 году — Загорск). 18 июля, на праздник обретения честных мощей преподобного отца нашего Сергия Радонежского, в Покровском кафедральном соборе с 7 часов утра началось богослужение. В 14 часов начали молебен Пресвятой Троице в Успенском Храме-колокольне (ныне храм Воскресения Христова), где и предстояло заседать Освященному Собору. В 15 часов состоялось открытие Собора, а уже в 17 часов соборяне и гости отправляются на автобусах в Троице-Сергиеву Лавру на поклонение Святым мощам преподобного Сергия. Автобусы «Икарус» были предоставлены властями.
Сама подготовка к этой поездке была непростой. Далеко не все советские чиновники и представители РПЦ были рады визиту старообрядцев в Загорск. Вот что рассказывает старший инспектор (1977–1991 гг.) Совета по делам религий при Совете министров СССР Вячеслав Георгиевич Подшибякин:
***
Празднование проходило по самой широкой программе. Помню такой эпизод. Белокриницкие старообрядцы просили посетить Троице-Сергиеву Лавру. Начальство отнеслось к этому без энтузиазма. Тем не менее вместе с о. Леонтием Пименовым мы добились согласия на эту поездку, чтобы всё было по-протокольному. И это был кошмар! Все упираются: и советское начальство, и руководство Лавры. В итоге «пробили». Согласились. Наняли автобус. Я был с ними. Заходим в офис. Нас встретил начальник этого офиса, которому о. Леонтий Пименов «попенял» за выбритое лицо.
— Всё, — думаю, — донесут!
Донесли! Я сам тогда испугался. Начальство спрашивает:
— Что у тебя там в Лавре?
Говорю:
— Что я могу сделать? На язык ему наступить?
— Ты должен смотреть за своими людьми! А кто извиняться будет за это «скобленое рыло»?
— Ну, скобленое. А что теперь сделаешь? — Ничего.
Так на этом тоне и расстались. Просили пропеть молебен в Духосошественской церкви — не дали! Молчком ушли. Но чем мне нравятся старообрядцы — никто ничего не писал, никто никому не жаловался.
Позднее один из главных участников той поездки, протоиерей о. Леонтий Пименов, делился своими воспоминаниями:
С душевным волнением и сердечным трепетом ступают старообрядцы на священную землю, по которой ходили своими святыми стопами преп. Сергий, преп. Никон, преп. Максим Грек и другие русские святые, их же имена Ты, Господи, веси, и им же несть числа. На обратном пути побывали и на месте городка Радонеж — родине преп. Сергия, где недавно ему воздвигнут памятник из светло-серого гранита.
По мнению главы информационно-издательского отдела РПсЦ в 2005–2018 годах А.В. Антонова,
эта поездка стала символом новой эпохи — эпохи открытости, взаимоуважения, свободы духа и веры.
И действительно, спустя 30 лет делегацию старообрядцев встретили совсем по-другому.
Делегация старообрядцев в Троице-Сергиевой Лавре: 30 лет спустя
В понедельник, 23 апреля 2018 года, после празднования недели свв. Жен-Мироносиц на Рогожском состоялась паломническая поездка делегации Русской Православной старообрядческой Церкви в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Более 80 паломников прибыли к местам подвига преподобного Сергия Радонежского.
Эта поездка стала во многом знаковой. Конечно, старообрядцы малыми и большими группами посещали Лавру и раньше, но только в этом году нас встретили особенно тепло. Что примечательно, ровно тридцать лет прошло с первого посещения Лавры, многих из той поездки 1988 года уже нет в живых. В отличие от паломничества в 1988 году, спустя 30 лет старообрядческую делегацию приняли весьма приветливо: открыли мощи святых, провели интересную экскурсию, вкусно накормили и даже разрешили петь знаменным распевом в полный голос, не ограничивая в количестве песнопений. Такого ранее никогда не было. Но обо всём по-порядку.
Организовала поездку возрождающаяся Сергиево-Посадская община РПсЦ во главе с Дионисием Севастьяновым. В составе делегации было более 80 человек из разных уголков земного шара, в том числе 4 священника: о. Михаил Родин (г. Балаково), о. Максим Андреев (п. Шувое), о. Кирил Шахзад (Пакистан) и иерей Иоаким Валусимби (Уганда). По дороге заграничные гости пропели на урду (государственный язык республики Пакистан — прим. ред.) псалом 69.
Прибытие гостей и соответствующий приём стали возможными по договоренности членов Сергиево-Посадской общины РПсЦ с наместником Троице-Сергиевой Лавры архиепископом Феогностом (Гузиковым). Встречали и всюду сопровождали делегацию помощник наместника Лавры архимандрит Иеремия (Соловьев) с насельниками Лавры.
Вначале гости посетили Троицкий собор, где поклонились мощам преподобного Сергия Радонежского — рака с мощами специально была открыта для участников поездки. В Никоновском приделе Троицкого собора участники поездки почтили почивающие под спудом мощи преп. Никона Радонежского — ученика преп. Сергия, а также пропели стихеры Пасхе знаменным распевом.
В другом приделе Троицкого храма — Серапионовой палате приложились к святым мощам (также почивающим под спудом) игумена Троице-Сергиевой Лавры архиепископа Новгородского Серапиона, Митрополита Московского и всея Руси Иоасафа, архиепископа Дионисия, архимандрита Радонежского, а также к частицам мощей апостола Андрея Первозванного, первомученика Стефана, святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и многих других угодников Божиих. Здесь гости торжественно пропели величания святым.
Далее паломников разделили на 3 группы и к каждой из них определили отдельного сопровождающего из насельников Лавры. Это были грамотные и активные экскурсоводы, которые очень интересно рассказали нам об истории монастыря, провели по его территории, показали основные святыни и достопримечательности. Гости посетили Успенский собор, хранящий в себе великолепные фрески и иконостас XVII века. Тут ежедневно совершается 2 литургии, а также находится гроб преп. Сергия Радонежского.
Побывали в церкви преподобного Сергия с Трапезной палатой — одной из самых больших и красивейших в лаврском архитектурном ансамбле. Здесь приложились к мощам преп. Максима Грека, пропели ему величание и пасхальные песнопения — раку с мощами также открыли специально для старообрядцев.
Очень понравилось паломникам в монастырской трапезной: обед был поистине пасхальным и невероятно вкусным. Во время трапезы архимандрит Иеремия рассказал об известном случае из жития преподобного Сергия, который произошел зимою 1390 года. Во время монастырской трапезы преподобный Сергий Радонежский вдруг встал из-за стола и, сотворив молитву на глазах у изумленной братии, низко поклонился и произнес:
Радуйся и ты, пастуше стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобою.
Затем он снова уселся за стол, продолжая обед. Когда после трапезы братия приступила к нему, прося объяснить, что означает его странное приветствие, Сергий ответил:
Это Стефан-епископ, спешащий в Москву, остановился на своем пути и поклонился Святой Троице, и нас грешных благословил.
И действительно, в тот час святитель Стефан, епископ Пермский, подъезжая к Москве, вдруг вспомнил, что в стороне от его дороги остается Троице-Сергиев монастырь. Он приказал остановиться и, сойдя с повозки, сотворил молитву, а потом благоговейно поклонился в сторону обители. С тех пор на трапезе в Лавре существует обычай вставать с воспоминанием этого случая из жизни великого подвижника.
После застолья каждому паломнику архимандрит Иеремия лично вручил брошюру о жизни преподобного Сергия. Экскурсия продолжилась посещением Церковно-Археологического Кабинета Московской Духовной Академии. Сейчас это музей, где размещено более 20 тысяч экспонатов в 10 залах. Просмотр музейных ценностей сопровождался интересным рассказом экскурсовода. Особенно запомнился, пожалуй, зал с уникальным по количеству собранием меднолитых изделий: иконы, кресты, складни, нательные крестики.
В завершение экскурсии те, у кого остались силы, поднялись на 88-метровую колокольню, прикоснулись к самому большому Царь-колоколу России весом в 72 тонны и полюбовались окрестностями.
————
Подводя итог нашей поездки, хочется поблагодарить руководство Лавры: архиепископа Феогноста (РПЦ), архимандрита Иеремию (РПЦ) и их помощников за такой теплый исторический прием 30 лет спустя, а также чтеца Дионисия Севастьянова (РПсЦ) за организацию поездки. Спаси Христос!
————
После посещения Лавры паломники направились к вокзалу, где находилась старообрядческая Сергиевская церковь. Создатель и организатор возрождающейся местной общины Дионисий Севастьянов рассказал историю храма, поделился планами по обретению земельного участка и строительству нового храма.
Меняются люди, меняется время, меняются государи, но Лавра остается местом, куда хочется приехать. Помолиться, прикоснутся к святыне, молча спросить совета. 30 лет — это очень короткий промежуток времени и миг для вечности. Но как всё поменялось… А главное — поменялись мы! Что может сделать человек в одиночку? — Практически ничего, ведь он даже в поле не воин. Но что может сделать он же с Божией помощью, очистившись постом молитвой? — Весьма много! Например, укрепить и возродить из пепла раздоров самую большую страну на карте мира!
Преподобный отче Сергие, моли Бога о нас!
Еще по теме:
————————
Галерея Русской веры
Фотографии с поездки →
————-
@ Фото: Владимир Саяпин
Автор не рассказал о том, как никониане потребовали помолится вместе с ними перед трапезой, "организаторы поездки" даже согласились с этим. И только благодаря решительным действиям староверского священства этого не случилось.
Что-то Вы, Александер /имя то какое, нерусское! :)/ хватили! Уж если там кто и помолился, так насельники лавры /человека три вместе с архимандритом/ со старообрядцами, но не наоборот. А приехать в гости, безплатно поесть, обслужиться по полной программае, а уехав, нахамить, как называется? Подскажу, на букву "С" слово начинается.
Интересно, если бы на Рогожское приехала делегация Троице-Сеергиевой лавры, их бы накормили и открыли мощи кафедрального собора для поклонения?
Alexander, у Вас искаженный взгляд и неверные данные. В совместной трапезе поступили мудро и это тоже маленькое чудо нашей поездки по молитвам преп.Сергия! Организаторы справились достойно, паломники не остались голодными, старообрядческие священники не нарушили правил, а архимандрит Иеремия поступил по любви, за что ему особая благодарность от участников. Видели бы вы, с каким искренним чувством он рассказывал нам во время трапезы истории из жизни монастыря и как после трапезы лично каждому дарил книжицу о Сергие Радонежском!