Наступил последний день перед Великим постом — Неделя сыропустная, или Прощеное воскресенье. Это день взаимного покаяния и умиротворения всех случившихся между нами недоразумений и разногласий, когда говорим друг другу: «Прости!», чтобы с чистым сердцем и радостной душою приступить к предстоящему подвигу. Иерей Глеб Бобков подобрал избранные слова святых отцов на евангельское чтение в Неделю сыропустную.
***
Аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесныи. Аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешении ваших (17-ое зачало Евангелия от Матфея).
Вот самое первое, что услышали мы в сегодняшнем евангельском чтении. Церковь нас готовит ко времени покаяния — сегодня последний день перед Великим постом. И смотрите, и узрите, что является важнейшей частью отпущения наших грехов — прощение и отпущение нами самими согрешений и проступков других людей.
Блаженный Августин, толкуя Святое Евангелие от Матфея на эти слова Спасителя и предыдущую пред ними молитву Господню, пишет так: «Поистине, не следует небрежно оставлять без внимания, что из всех этих поучений, в которых Господь наставлял нас молиться, Он определил, что главным образом следует запомнить то, что касается прощения грехов, в котором Он желал, чтобы мы были милосердны, потому что это единственная возможность избежать несчастий. Действительно, ни в одной другой молитве мы не молимся так, словно договариваемся с Богом. Ибо говорим: «И остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должником нашим» (16-ое зачало Евангелия от Матфея). И если мы лжем при этом договоре, то нет никакой пользы от всей молитвы. Ведь Он говорит так: Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».
И он же в толковании на Евангельские слова о прощении в 27 зачале от Луки: «…И не осуждайте, да не осуждени будете. Отпущайте и отпустят вам» так говорит: «Воззрите на самого Господа; послушайте самого Господа; помыслите, Кому мы — бедные каждодневно взываем: остави нам долги наша (16 зачало от Матфея)! Ты скучаешь, когда брат твой неотступно умоляет тебя: «прости мне, каюсь пред тобою!» А сам ты сколько раз это же говоришь Богу? При какой молитве не произносишь ты сего прошения? Ужели ж хочешь, чтобы Бог сказал тебе: «вот Я вчера простил тебе, третьего дня простил, столько-то дней прощал; доколе еще прощать?» Ужели хочешь, чтобы Он сказал тебе: «ты всегда приходишь ко Мне с этою молитвою, всегда говоришь: остави нам долги наша; всегда бьешь в сердце свое, но оно, как железо твердое, не смягчается?»
Полезно вспомнить также и слова Аввы Дорофея: Вспомни, что и ты побеждаешься страстию гнева, и судя по своей собственной немощи, имей сострадание к брату твоему, благодари, что нашел случай простить другого, чтобы и тебе получить от Бога прощение в больших и более многочисленных (согрешениях); ибо сказано: отпущайте, и отпустят вам (Лук. 6, 37).
Потому и называем день сей прощёным, что и самим его именованием напомнить важную и необходимую часть нашего спасения — прощение. Итак, простим друг другу грехи, чтобы и Бог нам простил наши.
Итогом же пусть будут слова из книги «Наставления святого Антония Великого»: «Щадите друг друга, да пощадит вас Господь. Ибо это внушает Он Сам, когда говорит: «отпущайте, и отпустят вам» (Лук. 6:37). Если кто из вас потерпит клевету, пусть примет это с радостью, и все свое предаст Господу, Который есть праведный Судья и Мздовоздаятель… А кто вознесет клевету на ближнего, пусть спешит смирить себя пред Господом и испросит прощение у ближнего своего, да пощадит его Господь. Не попускайте солнцу заходить во гневе вашем, как учит нас Писание (Еф. 4:26); но с корнем исторгайте из сердец ваших томящие вас злые помышления, какие имеете друг на друга, чтоб таким образом пресекать всякий зародыш недружелюбия, корень которого — ненависть и зависть. Эти две страсти суть самые злые, ненавистные и Богу, и людям; и ни с чем несообразно быть им в ком-либо из верующих, или рабов Божиих. Почему никто из нас да не хвалится, по крайней глупости своей, и не говорит: я взял верх над братом, и не будет ему пощады. Да ведает говорящий и помышляющий таковое, что он предал душу свою в руки смерти и наследием его будет место плача и скрежета зубов, червя неусыпающего и огня неугасимого».
Комментариев пока нет