Два с лишним столетия назад федосеевское согласие стало господствующей «умеренно радикальной» линией развития, однако параллельно существовали и другие точки зрения на эсхатологическую теорию. Федосеевские духовные учителя пытались путем критического рассуждения показать неразумность буквального понимания священного писания, что наиболее наглядно проявилось в сочинении конца ХVIII в. «Всепокорнейшее прошение Алексея Андреевича Каретника», в котором излагается теория духовного антихриста.
В наше время вопрос о частоте и практике причащения волнует очень многих и является весьма спорным. По сложившейся традиции, взрослые старообрядцы приступают к принятию Святых Таин в периоды многодневных постов, то есть максимум 4 раза в год. Однако Апостольские и Соборные правила четко указывают об осуждении непричащающихся: если человек пропустил три воскресных Литургии, то он отлучался от Церкви. Мы собрали мнения нескольких старообрядческих священнослужителей по вопросу практики причащения Святых Таин и подготовки к нему.
19 марта 2017 года в Доме причта, что на Рогожском, в рамках цикла лекций о современном положении старообрядчества за границей и в регионах России, организованного Культурно-паломническим центром имени протопопа Аввакума, состоялась лекция профессора Н. А. Морозовой «Старообрядчество в Литве: история и становление традиции, современное состояние и культура». Своими впечатлениями о прошедшей лекции с нашими читателями делится настоятель московского храма святителя Николы на Берсеневке РПЦ игумен Кирилл (Сахаров).
16 марта 2017 года в Московском старообрядческом духовном училище состоялась научно-практическая конференция «Актуальные проблемы старообрядчества». В конференции приняли участие ученые, преподаватели и студенты Московского старообрядческого духовного училища. Прозвучали доклады на тему психологических аспектов знаменного распева, старообрядческого начетничества и духовной секуляризации в Российской империи.
26 января 2017 года в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений в Москве, в храме Христа Спасителя, состоялась конференция «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее». Григорьева Вероника Юрьевна — кандидат искусствоведения, доцент Свято-Тихоновского гуманитарного университета, головщик Покровского храма в Рубцове, выступила с докладом «Песнопения Божественной Литургии наонной редакции: проблемы прочтения древнерусских источников и пути их адаптации для современных богослужебных хоров».
Согласно старообрядческой традиции, в Великий пост считается обязательным посетить своего духовного отца и совершить Таинство исповеди. В старообрядческих согласиях, приемлющих священство, также принято после исповеди приобщиться Святых Тайн (Тела и Крови Христовой). Безпоповские же старообрядческие согласия убеждены в том, что после раскола XVII века прервалась благодать священства и воцарился духовный антихрист, поэтому они обосновали учение о духовном причащении.
Как современным христианам надо относиться к политике и власти? Как относились к государственным деятелям наши благочестивые предки и какой образец завещали нам? На эти и другие вопросы рассуждает наш автор на основе памятника православной старообрядческой апологетики «Поморские ответы».
Где в действительности кроется древнерусская культура? Есть ли шанс ее сохранения и кто поможет в этом? На эти вопросы мы попытаемся найти ответы в статье.
«Приспе время, духовных подвиг начало», — сподобились услышать мы призыв церковный к Великому посту. Снова пришло время дать Богу «десятину всего лета» — Великий пост. Пост не должен быть просто переменой пищи. Вот слагаемые нашего постного пути к Пасхе Христовой: прощение и примирение, воздержание, чистота душевная и телесная, милостыня и молитва, и даже просто чтение Святого Писания.
Еще в начале прошлого столетия в деревне Дмитрово Калининской области существовал старообрядческий храм во имя преподобного Сергия Радонежского. В 1930 году настоятелем церкви стал о. Макарий Васильев, уроженец деревни Сысоево. В 1937 году священник был арестован и осужден на 10 лет ИТЛ, а его семья была выселена из церковного домика. Вскоре был разорен и храм. С этими печальными событиями закончилась история местного старообрядчества.