Любому старообрядцу известен указ «Об укреплении начал веротерпимости», изданный 17 апреля 1905 года, который даровал религиозные свободы староверам и другим подданным Российской империи. Однако мало кто помнит, что первые послабления старообрядцам были разработаны во второй половине XIX века. 3 мая 1883 г., накануне своей коронации, Александр III подписал указ «О даровании раскольникам некоторых прав гражданских и по отправлению духовных треб».
В 2022 году в Нарьян-Маре будет реализован проект по созданию старообрядческого музея исторической памяти земли пустозерской «Сила Веры». Идея была представлена на втором конкурсе президентских грантов 2021 года, но поддержки не получила. Затем документы подали на конкурс департамента внутренней политики НАО. В нем участвуют социально ориентированные некоммерческие организации, реализующие проекты в сфере развития межнациональных отношений, и представляющие интересы коренных малочисленных народов Севера.
Экспедиция Ассоциации самых красивых деревень и городков России путешествует по Республике Бурятия и Иркутской области. В поисках самых привлекательных населенных пунктов страны исследователи проезжают около 4 тыc. км.
24-26 июня 2022 года состоялась научная конференция «Иконопись и народные промыслы: их связь и взаимное влияние». Благодаря тому, что конференция проходила в Ростове Великом, на мероприятие приехало в два раза больше исследователей, чем обычно. В этот раз мероприятие было посвящено околоцерковным промыслам. В частности, участники конференции узнали, что мастерские ростовских умельцев выполняли заказы, поступавшие со всей Руси, включая Киев и остальную Малороссию.
В этом году исполняется 150 лет со дня рождения известного старообрядческого предпринимателя, создателя первого российского автомобильного завода и мецената Сергея Павловича Рябушинского.
Предлагаем вниманию читателей статью исследователя И. С. Наградова, посвященную взаимоотношениям купцов-старообрядцев Выжиловых и власти в XIX — начале XX века.
В этом году исполняется 160 лет со дня разделения христиан-староверов белокриницкого согласия на окружников и неокружников. В 1862 году было издано так называемое «Окружное послание», которое вызвало сильнейший раздор. Одним из действующих лиц этих событий был предстоятель старообрядческой Церкви архиепископ Белокриницкий и всех древлеправославных христиан митрополит Кирилл (Тимофеев).
Диспуты, как форма полемики между старообрядцами и новообрядцами, были чрезвычайно популярны в начале XX века. На них обсуждались не только обрядовые и богослужебные отличия, но и богословские, церковно-канонические вопросы. Среди таковых было и распространенное в синодальной церкви учение о гонениях.
Большой резонанс вызвал опубликованный на нашем сайте материал «Беседа о гонениях». В нем было рассказано о беседе старообрядческих начетчиков с синодальными миссионерами на тему: «Рассмотрение упрека современных старообрядцев православной церкви за строгие меры, какие применялись к их церкви в прежние времена». Среди вопросов, присланных читателями, часто встречается такой: «Широко известно о гонениях на христиан-старообрядцев. Сегодня новообрядцы заверяют, что их церковь к гонениям не была причастна, а гонениями занималось исключительно государство. Правда ли это?» Сегодня мы публикуем подборку фактов и документов по этой теме.
90 лет назад, в мае 1932 года, на Дальнем Востоке вспыхнуло крупное вооруженное восстание местных старообрядцев, которое карательные органы сталинского режима не могли усмирить целых четыре месяца. Что так возмутило русских людей, которые до этого в течение полувека сумели обустроить в диком таежном краю Приморья самобытное процветающее сообщество? О причинах и последствиях Улунгинского (Кхуцинского) восстания «Ленте.ру» рассказал кандидат исторических наук Вадим Караман, ведущий библиотекарь Музея истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева (Владивосток).