Село Южаково. Для многих это название не скажет ничего, хотя не так давно оно было местом притяжения сотен уральских староверов. Стекались сюда из деревень в церковь, тут служил священник, окормлявший староверов Алапаевского, части Нижнетагильского, Режевского и Невьянского районов.
В советские годы власть уничтожила церковь и общину, ликвидировала почти все документы, хотя крохи их чудом остались в областном государственном архиве. Мы съездили в село, пообщались с главой, с людьми и выяснили – память о старообрядцах тут хранят, как зеницу ока.
О том, что Южаково когда-то было заметным центром Старой Веры, я узнал от Екатерины Григорьевны Бачининой, старожила села Арамашево. Сама она, правда, не старообрядка, но о хранителях «древлей веры» отзывалась уважительно и рассказала, как ее односельчане-староверы ездили в Южаково – на праздники, исповедаться, ребенка окрестить.
…Если ехать из Екатеринбурга через Реж, а затем в сторону Алапаевска через село Липовское, деревни Фирсово, Мостовая, Кайгородское, Корнилово, то часа через полтора попадаешь в Южаково.
Обживали эти места старообрядцы, а основание села совпадает по времени со строительством первых железоделательных заводов на Урале в начале XVIII века. Первопоселенцы-староверы построили себе деревянную часовенку. Они занимались хлебопашеством, скотоводством, владели ремеслами — от производства стекла, зеркал и пимокатанья до скорняжного дела и выпечки хлеба.
Особенно южаковцы славились своими пряниками. Кондитерское дело было семейным, работали все – жены, снохи, дочери. И по сей день секреты староверов-хлебопеков и кондитеров передаются тут из поколения в поколение.
Большое красивое село раскинулось вдоль реки Ямбарка, притока реки Нейва, километров на пять. Можно себе представить красоту, величавость и богатство этого кержацкого села в начале XX века. Не случайно было оно своеобразным «Иерусалимом», куда сходились паломники-староверы поклониться и помолиться лику иконы особо почитаемой в этих местах Святой Преподобной Параскевы.
До наших дней история ее появления в селе Южаково не дожила, равно как и сама икона, но известно, что при нужде лик с благоговением переносился в окрестные села. Например, ее перевозили из села Кайгородово в деревню Мостовую, затем в Южаково, Мурзинку, в Петрокаменское.
После 1917 года следы иконы Святой Преподобной Параскевы теряются. Единственный лик ее, как и лик святого Антония Печерского, сохранился в виде народной иконы в церковном здании поселка Мурзинка, в минералогическом музее — этот населенный пункт знаменит своими самоцветами, и расположен между селами Петрокаменское и Нейво-Шайтанское, на параллели Нижний Тагил – Алапаевск.
В Южаково о древлеправославной вере помнят. Гордость за предков и уважение к их памяти чувствуются в беседах с селянами: и с директором школы, и с простыми людьми, и с представителем власти.
— На старообрядцах все село держится, — говорит глава местной власти Виталий Акулов, мужчина лет тридцати пяти, и с сожалением вздыхает. — Хотя в селе теперь нет ни церкви, ни часовни, где бы звучали древние молитвы. Таковы последствия деяний советской власти.
Но ухоженность тут во всем: и в старообрядческом кладбище в сосновом бору, и в общей опрятности сельского быта. Что же мешает одной из действующих общин Старообрядческой Церкви протянуть руку помощи этим людям?
В школьном музее — экспозиция о прошлом села, в том числе и по истории местного старообрядчества. И вот самое поразительное – школьный стенд во всю стену с фотографиями бородачей – старообрядцев с орденами и медалями, защищавшими в годы Великой Отечественной войны с оружием в руках «За Веру и Отечество».
Музей создавала школьный учитель села Вера Козинова при активном содействии директора школы Елены Воронцовой. Экспозиция поделена на несколько частей: промыслы, творчество, быт и культура, религия и духовность. А если принять во внимание, что население современного Южаково на 90 процентов – прямые потомки староверов, то есть ни чего сюда до сих пор не привнесено искусственно, то вся экспозиция – это сохраненная история села. И – память о героях-воинах.
…С этих фотографий глядят на нас целые семьи старообрядцев — как жили они семейно, так семьями и Родину защищали. Внуки, правнуки – теперешние школьники каждый день проходят под пытливыми и строгими взглядами своих дедов и прадедов-староверов, и нет среди южаковской молодежи «иванов не помнящих родства».
А чтобы связь духовная во времени не прервалась, глава местной администрации, реально готов оказать любую посильную помощь тем, кто пожелает начать развивать здесь духовность, а мечтаем он о том, чтобы в селе засияла куполами старообрядческая церковь, и полетел над округой колокольный звон… В Южаково и земельный участок с намоленным местом есть.
Есть еще на Среднем Урале осколки духовности и бережное отношение к историческому наследию. Мне хочется еще раз побывать в этом селе, поговорить с людьми, послушать их рассказы, и помочь им хотя бы словом, ведь на их плечах и на плечах их детей будет лежать возрождение древлеправославной веры. А мы поддержим…
Сергий ПАНОВ
Фоторепортаж автора
Южаково – Реж
Приложение «На горах» к газете «Община», № 4 (31), июль, 2012
Комментариев пока нет