Бывший мужской Спасо-Андроников монастырь по праву можно назвать одним из красивейших мест столицы. Крохотная территория, значительно урезанная в годы советского богоборчества, стала домом для Музея имени преподобного Андрея Рублёва (ЦМиАР), основание которого буквально на руинах монастыря спасло бывшую обитель от полной ликвидации.
Так исторически сложилось, что с конца XVIII века Спасо-Андроников монастырь находился между двумя знаковыми местами старообрядчества. Юго-восточнее от него (сегодня – на расстоянии нескольких автобусных остановок) расположено Рогожское кладбище, ныне духовный и интеллектуальный центр Русской Православной старообрядческой Церкви.
С юго-западной стороны от монастыря, буквально в 7-10 минутах ходьбы, до 1930-х годов располагался общероссийский центр староверов филипповского согласия – Братский двор. Он был основан около 1790 года выходцами из с. Кимры Кашинского уезда Тверской губернии, в Дурном переулке (ныне Товарищеском), на территории частного домовладения №6.
Однако не это вписало Спасо-Андроников монастырь в историю старообрядчества. В августе 1653 года, ранним воскресным утром, с патриархова двора в Андроньеву обитель на телеге, с «растянутыми» руками (вероятно, привязанными к противоположным бортам телеги), привезли узника — «великоревностного Аввакума протопопа».
Сам будущий священномученик описал эти события так:
«Таж меня взяли от всенощнаго Борис Нелединской со стрельцами; человек со мною с шестьдесят взяли: их в тюрьму отвели, а меня на патриархове дворе на чепь посадили ночью. Егда ж россветало в день недельный, посадили меня на телегу, и ростянули руки, и везли от патриархова двора до Андроньева монастыря и тут на чепи кинули в темную платку, ушла в землю, и сидел три дни, ни ел, ни пил; во тьме сидя, кланялся на чепи, не знаю – на восток, не знаю – на запад. Никто ко мне не приходил, токмо мыши, и тараканы, и сверчки кричат, и блох довольно. Бысть же я в третий день приалчен, — сиречь есть захотел, — и после вечерни ста предо мною, не вем – ангел, не вем – человек, и по се время не знаю, токмо в потемках молитву сотворил и, взяв меня за плечо, с чепью к лавке привел и посадил и лошку в руки дал и хлебца немношко и штец дал похлебать, — зело прикусны, хороши! – и рекл мне: «полно, довлеет ти ко укреплению!» Да и не стало ево. Двери не отворялись, а ево не стало! (…) Сидел тут я четыре недели».
***
Рассказывает Татьяна Игнатова, младший научный сотрудник научно-просветительского отдела ЦМиАР:
— По всей видимости, темной палаткой, ушедшей в землю, был подвал каменной трапезной начала XVI века. Сейчас это служебные помещения музея, показывать их посетителям, к сожалению, пока невозможно.
Музей им. Андрея Рублёва уделяет этой теме самое пристальное внимание. Огромное научное значение имела выставка «Следуя отеческим преданиям», прошедшая с ноября 2005 по январь 2006 года, и приуроченная к ней конференция. Интерес посетителей к экспозиции был огромным. Лично мне приходилось водить по ней и группы школьников, и педагогов из Ивантеевки, приехавших на старообрядческую выставку с целью повышения квалификации. В последующие годы в ЦМиАР экспонировались произведения искусства (книги, иконы темперные и меднолитые, иконные образцы и прориси, а также архивные документы и фотографии) таких старообрядческих центров, как Невьянск, Сызрань, Поморье (2011 г.).
К сожалению, в постоянной экспозиции тема старообрядчества представлена скромнее. Самым пронзительным памятником трагедии раскола, представленным в выставочных залах, могут считаться три иконы, написанные в первой трети XVII века для иконостаса Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря. Эти огромные, написанные в меру человеческого роста (их высота 197 см.), иконы праотцев Иосии, Вениамина и Неффалима были созданы буквально за 20-30 лет до начала 8-летней осады Соловецкой обители и, несомненно, стали свидетелями произошедшей там трагедии.
Надо отметить, что три знаковых образа музейного собрания: «Спас Нерукотворный» третьей четверти XIV века, «Распятие» рубежа XIV – XV веков и новгородская икона «Святитель Никола, с житием», написанная в 1551-1552 годах, происходят из московских старообрядческих храмов.
Икона «Распятие», одна из моих «любимых» в экспозиции. Я с трудом назову древний образ более совершенный, на мой взгляд, по лаконичности и глубине повествования. В нем замечательно всё: небогатая, но от этого максимально выразительная палитра; мягкие ромбовидные силуэты Богоматери и Иоанна Богослова; гармоничная, уравновешенная композиция, вписанная в широкий равнобедренный треугольник. Этой статичной композиции «Крест — фигура Богоматери — фигура Иоанна Богослова» противопоставлен красивый, полный динамики, но в тоже время плавный изгиб фигуры Христа, наполненной тихим внутренним сиянием.
Замечательно, что эта икона происходит из московского старообрядческого Успенского собора на Апухтинке, куда вложили своё иконное собрание братья А. И. и И. И. Новиковы.
Старообрядческая Гребенщиковская община города Риги в 1976 году передала в дар музею греческую икону XV века «Богоматерь Одигитрия». Показывая в экспозиции иконы строгановских мастеров, невозможно не вспомнить смелую авантюрную покупку 1350 первоклассных икон из Благовещенского собора Сольвычегодска, совершенную купцом-федосеевцем Николаем Андреевичем Папулиным.
Конечно, нет. Обзорная экскурсия подразумевает знакомство с музеем: монастырской территорией и шедеврами собрания. В экспозиции мы рассказывает об основных тенденциях развития иконописи: домонгольский период, время региональных иконописных школ, иконопись Грозненского времени и стилистика Оружейной палаты. Наша постоянная экспозиция просто не предназначена для обзорной экскурсии по истории старообрядческой иконописи, она выстроена по другому принципу.
Да, сейчас интерес посетителей к старообрядческой культуре явно возрос. Полагаю, для этого есть много причин, о чем нужно говорить отдельно. В настоящий момент наш научно-просветительский отдел готовит специальную тематическую экскурсию «Памятники истории старообрядчества в экспозиции ЦМиАР», однако, это будет не «ликбез», а рассказ для уже подготовленного слушателя.
Все мы понимаем необходимость создания отдельного музея старообрядческой иконописи, где можно было бы рассказать и об иконографических отличиях старообрядческий иконы от «никонианской» (и различий этих гораздо больше, чем перстосложение и написание имени Христа; это и изображение креста, и символика евангелистов, и написание той или иной редакции текста, и изображение одежд святого и т.д.), где можно было бы показать, чем Гуслицкая икона отличается от Ветковской, и в чем влияние «романовских писем» на иконопись Невьянска. Здесь мы огромные надежды возлагаем на наших соседей — Рогожскую слободу, в особенности после прошедшего там круглого стола по проблемам реставрации, сохранения и экспонирования памятников иконописи.
Это не совсем так. Во-первых, тема старообрядческой культуры и искусства постоянно в той или иной интерпретации звучит в нашем лектории. Например, на конференции «Филевские чтения», которая раз в 2 года проходит в ЦМиАР, доклады по старообрядческому искусству уже составляют целый блок.
В 2008-2009 годах цикл занятий «Семейного клуба» был посвящен культуре и искусству XVII века, в связи с чем тему церковного раскола и старообрядчества просто не могли обойти. Так, например, старший научный сотрудник нашего музея, кандидат филологических наук, Марина Евгеньевна Башлыкова читала лекцию «Старообрядческая литература. Житие протопопа Аввакума», мое занятие называлось «Художественные особенности старообрядческой иконописи. Проблемы атрибуции».
Осенью этого года, предположительно с октября, мы планируем начать цикл занятий, посвященный старообрядческой иконописи, основным центрам и их художественным особенностям. В лектории сотрудники музея постараются компенсировать то, что невозможно сделать в постоянной экспозиции.
Это будут занятия, адресованные самому широкому кругу слушателей: ученикам старших классов, студентам и всем тем, кто интересуется отечественной культурой.
Мы планируем рассказать, как «никоно-алексеевская» церковная реформа повлияла на богослужебные тексты, чинопоследования таинств, обряды и как это отразилось в иконописи; как, например, по изображению одежд св. Александра Невского можно узнать конфессиональную принадлежность иконописца; как возникали знаменитые центры старой веры: Выг, Романов, Невьянск, — и как там были организованы иконописные, меднолитейные, книжные мастерские. Более подробную информация позже будет опубликована на нашем сайте.
Комментариев пока нет