Сегодня мы публикуем рассказ о путешествии в бывший старообрядческий скит на Амбурских озерах. Вроде бы и недалеко это место от Северодвинска, но добраться туда — целое приключение.
Мосточки в три бревна
Оставив за спиной дачные участки СНТ «Дружба-2», мы погрузились в лес. Идти предстояло по тропкам, пронизанным корнями старых сосен, по узким, шатким мостикам через ручьи и речушки… Но самое сложное и опасное — болотистые участки, которые преодолеть можно только по лежневой тропе. Чуть соскользнула нога с бревна — и топь намертво вцепляется в сапог, начинает затягивать… Без опытного проводника здесь делать нечего!
Нам повезло — нас вел известный краевед и эколог Алексей Климов, который прекрасно знает и древний скит, и дорогу к нему. Впервые он побывал там 36 лет назад. На каждый отрезок пути у него была своя необыкновенная история. Проходя под сенью вековых сосен, Алексей Иванович рассказал, что этот старый лес помнит топоры интервентов, явившихся сюда сто лет назад. Сейчас деревья здесь не рубят. Указал он и тропу, по которой из Амбурских в Большую Кудьму водили коров. На ходу раскрыл нам секрет «свилеватых» древесных стволов, закрученных по часовой или против часовой стрелки яростными морскими ветрами… Такое дерево считалось особенно прочным и охотно использовалось в строительстве.
Живописные виды вокруг невольно заставляли замедлять шаг и хвататься за фотоаппарат. Вот среди старых сосен и елей вдруг появляется муравейник выше человеческого роста. А вот приветствует путников вздыбленными корнями-лапами выворотень. Завораживают лесные речушки с неспешно текущей тёмной торфяной водой. То здесь, то там по краю тропы манят задержаться поздние ягоды черники и брусники. Но медлить нельзя — путь неблизкий, а вернуться надо засветло.
Горожанам дорога до Амбурских кажется трудной, но жители окрестных поселений ее таковой не считали.
— Еще живы женщины, которые девочками восьми-десяти лет бегали со станции Рикасиха к скитницам «на чай», — рассказал наш проводник. — Бежали 13 километров по мосточкам в три бревна, босиком. «Мы с утра сбегали, чая попили — и обратно, на Рикасиху».
Интересно, что чашки дети несли с собой, — суровые старообрядки не дозволяли пользоваться своей посудой.
Места здесь особые. Тут история сливается с современностью, да так, что не всегда одно отличишь от другого. Тропы с уложенными на них мшистыми бревнами и высокие мостики, по которым можно преодолеть ручьи и речушки в половодье, лишь кажутся древними. Они сделаны руками дачников, проживающих сейчас в Амбурских. Бывший скит уже давно стал дачным посёлком. Но часто в зарослях душистого багульника просматривались и ушедшие в землю полусгнившие бревна исторической лежневой тропы. По словам Алексея Ивановича, такие дороги устилались плахами (расколотыми вдоль на две половины бревнами), соединенными между собой креплением «ласточкин хвост».
По таким же плахам более ста лет назад ступали ноги Ксении Петровны Гемп, исследовательницы истории Русского Севера. В 1916 году она прошла по местам, где находились старообрядческие скиты, — побывала на озере Корода, в Пертозерском ските. Посетила и Амбурский женский скит, где впервые побывала еще в 1913 году.
«Строгими порядками Амбурский скит был известен во всех селениях Летнего и Онежского берегов Белого моря», — писала она в своей знаменитой книге «Сказ о Беломорье». Там же она отмечала, что скитниц редко было больше пятидесяти, в основном это были поморки и пинежанки. Все равны между собой, среди них выделялась лишь старшая — начетчица. Жизнь в обители была «скудная и трудная» — женщины заготовляли дрова, сено для овец, ловили рыбу в озерах, запасали ягоды и грибы на зиму. Делали на продажу веники, помелья, кузова, которые зимой везли через болото в Рикасиху. Присылали им помощь и старообрядцы из других мест.
Как и Ксения Петровна, мы пробирались к Амбурским через болото, но только другой дорогой. Путь, по которому шла она, сейчас стал непроходимым.
На болоте время словно замедляется. Следуя строгим указаниям проводника, мы то шли гуськом по скользкой лежневке, то размашисто шагали по травянистым кочкам, стараясь не ступить в коварные «окошки». Вечность спустя мы опять оказались в лесу.
И снова тропки, и хмурые сосны, и мостики через речушки… Но внезапно картина изменилась. Лес посветлел, а за деревьями блеснула озёрная гладь. Ещё немного — и мы достигли желанной цели!
Неумолимый ход времени
Древняя суть Амбурских раскрылась не сразу. Первое, что мы увидели, выйдя из леса,— дачные домики, огороды и современные теплички. Но вот в стороне показались деревянные кресты, прислоненные к стволам вековых сосен. Где-то за ними, в лесочке, одно из старообрядческих кладбищ. Могил уже не различить, но современные амбуряне помнят о них и относятся с должным уважением.
…История скита оборвалась во второй половине XX века. В 1960-х годах это удивительное место открыли для себя молодые туристы из Северодвинска, еще заставшие нескольких, уже очень пожилых, скитниц (последнюю из них по указанию властей вывезли отсюда в 1970-х годах на вездеходе). Позже эти туристы, полюбившие Амбурские, купили здесь дома — так появился дачный поселок.
К сожалению, время не щадит деревянные постройки скита и непоправимо меняет облик поселения. В 2020 году разрушилась амбурская колокольня, запечатлённая на множестве фотографий. Алексей Климов показывает место перед молельным домом, где она стояла, — очертания каменного фундамента ещё можно разглядеть.
— Лучшие фотографии, которые здесь можно было сделать, в прошлом, — констатирует он. — Все уходит.
Но многое и уцелело. Некоторые дачные домики старше, чем кажутся на первый взгляд, они помнят строгих старообрядцев. Сохранился большой молельный дом, а также дом последней наставницы скитниц Веры Васильевны Корельской. Алексей Климов рассказал, что родилась и выросла она здесь. Ее имя он нашел в переписи населения Российской империи за 1897 год. Показал он и темнеющие на берегу озера ветхие деревянные кельи простых скитниц.
Паломники
Компания у нас собралась необычная. Юлия — опытный турист, Марина и Алексей — экскурсоводы по Архангельской области, Анна Иосифовна — коррекционный педагог со стажем, я — корреспондент. Но самое интересное, что путешествие оказалось не только краеведческим, но и паломническим, — в составе группы были трое современных старообрядцев. Они состоят в Архангельской старообрядческой поморской общине древлеправославной поморской церкви (поморский толк брачного согласия). Для них посещение Амбурского скита несло особый духовный смысл.
Сергей Николаевич, наставник общины, рассказал, что планировал прийти сюда еще два года назад, но получилось это сделать только сейчас. До этого здесь уже бывали представители их общины — около двадцати лет назад.
— Конечно, я хотел бы увидеть, как здесь все выглядело прежде, — поделился Сергей Николаевич. — Сколько всего утрачено, не только здесь, на Севере, но и в других местах! Хорошо, что музеи сохранили то, что возможно.
Верно, давно уже нет в Амбурском ските сокровищ — большого собрания древних книг и икон, о которых писала Ксения Гемп. В советское время старообрядческое поселение грабили неоднократно. Даже на излете существования скита приходили сюда бандиты в поисках «антиквариата».
К счастью, значительная часть бесценных рукописных книг и икон все же уцелела и попала в музей. В Северодвинском городском краеведческом музее бережно хранится коллекция, связанная с Амбурским скитом: книги, иконы, два колокола с колокольни, предметы быта… Особая драгоценность — множество старых фотографий, дающих представление о последних десятилетиях жизни скита. Главный хранитель музея Елена Луцковская более двадцати лет занимается изучением Амбурских.
Перед тем как мы пустились в обратный путь, Сергей Николаевич и его спутники-единоверцы пропели краткую литию возле крестов у амбурского старообрядческого кладбища.
По дороге я думала, что Амбурский скит не исчез. О нем помнят, его продолжают изучать, сюда приходят паломники. Потомки старообрядцев живут в Северодвинске и работают на заводах (Алексей Климов упоминал, например, такие фамилии, как Хвиюзовы и Корельские).
А это значит, что история этого древнего места никогда не прервется.
Источник: vdvsn.ru
Комментариев пока нет