11-12 сентября 2024 года в Доме Пашкова Российской государственной библиотеки состоялось примечательное и знаковое мероприятие — международный молодежный форум «Казачество — сквозь века», посвященный 110-летию начала Первой мировой войны. На нем было представлено несколько десятков докладов и сообщений по истории казачества начала XX века, его участию в Первой мировой и гражданских войнах. Также были затронуты проблемные вопросы казачества, такие, как отсутствие должного образования, слабая гражданская активность, падение интеллектуального уровня и даже маргинализация некоторых атаманов и казачьих организаций.
Приветствие участникам
Организаторами Форума выступили Министерство культуры Российской Федерации, Российская государственная библиотека при участии Автономной некоммерческой организации «Центр библиотечных инновационных технологий РГБ». На форум прибыли представители значительного числа казачьих организаций, а также историки, исследователи феномена казачества, культурологи и общественные деятели.
Перед открытием конференции состоялся небольшой концерт казачьих музыкальных коллективов: ансамбль «Казачья доля» (худ. рук. А. П. Пилипенко, Россия, Санкт-Петербург); ансамбль народной музыки «Скоморохи» (худ. рук. Я. Г. Бугорская, Россия, Сургут); фольклорный ансамбль «Стожары» (худ. рук. И. В. Калитина, Россия, Москва); − ансамбль народной песни «Златоцвет» (худ. рук. Д. О. Чехомова, Россия, Тюмень).
Открылась конференция приветственным словом помощника Президента Российской Федерации, председателя Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества Дмитрия Юрьевича Миронова. Его огласил референт Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы, кадров и противодействия коррупции, ответственный секретарь Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества Алексей Сергеевич Кириченко:
«Дорогие друзья, рад вас приветствовать на третьем форуме „Казачество — сквозь века“. С каждым годом мероприятие развивается, его программа становится интересней и насыщенней. Живой интерес у общества вызывает желание сохранить и передать потомкам память о подвигах казаков, развивать и укреплять основы отечественного исторического знания. Отдельная благодарность работникам Российской государственной библиотеки обеспечившей выполнение исследовательских проектов по истории Росси связанных с казачеством. Уверен форум запомниться насыщенной деловой и культурной программой. Желаю вам плодотворной работы и реализации инициатив во благо Отечества».
Затем прозвучали приветственные слова, направленные от статс-секретаря — заместителя Министра культуры Российской Федерации Жанны Владимировны Алексеевой, руководителя Федерального агентства по делам национальностей Игоря Вячеславовича Баринова, генерального директора РГБ, члена постоянной комиссии по содействию развитию казачьей культуры Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества Вадима Валерьевича Дуды, первого заместителя председателя комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, члена Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, председателя Экспертного совета по формированию и развитию Электронной библиотеки казачества Виктора Петровича Водолацкого и других.
Казаки и Первая мировая война
Научная часть конференции открылась докладом «Первая мировая война в изложении Энциклопедии казачества». С ним выступил Верховный атаман Союза казаков России Павел Филиппович Задорожный. Он отметил, что тема Первой мировой войны сегодня продолжает оставаться актуальной и острой, граждане нашей страны должны разбираться в этой теме, чтобы быть настоящими сынами своего Отечества. В советское время у нашего народа случился грех беспамятства в отношении событий Первой мировой войны.
Русскому казачеству эта тема особенно близка, поэтому сразу после начала его возрождения в 1990 году Союзом Казаков было принято решение создать Энциклопедию казачества. Часть этой энциклопедии включает историю Первой мировой или, как ее называли современники, Великой войны. В проекте приняло участие около 60 докторов и кандидатов наук. Первое издание увидело свет в 2003 году. Переиздание было в 2008 году. А в 2015 вышло исправленное и существенно дополненное издание. В нем были помещены статьи о основных событиях войны и многих персоналиях — участниках тех событий..
Первая мировая война началась между 8 государствами Европы — Германией и Австро-Венгрией с одной стороны, Францией, Британией, Россией, Бельгией, Сербией, Черногорией, с другой. Со временем война охватила 38 государств. В том числе на стороне Антанты в войне участвовали 34 страны с населением свыше полутора миллиарда человек. Германия стремилась отторгнуть от России Польшу, Украину и Прибалтику и, совместно с Австро-Венгрией, утвердиться на Балканах. Эта война по-прежнему недостаточно изучена. И если западный театр действий, где русская армия сражалась с Германией, изучен, то очень мало исследований по южному театру военных действий (Кавказский фронт).
Атаман Павел Задорожный отметил: «Изучая события Великой войны, становится понятна вся подлость наших союзников. Например, они умоляли Россию начать поспешные, неподготовленные операции, чтобы отвлечь немецкие войска на восток, и тут же обманывали, кидали и сбегали в тех же Дарданеллах, что позволяло туркам бросать все свои силы против нашего Кавказского фронта».
Павел Задорожный рассказал и о положительной роли императора Николая II, который принял на себя командование в 1915 году. Например, известный Брусиловский прорыв, по его мнению, правильно было бы называть императорским прорывом, потому что Николай II сам работал над планом наступления. А Брусиловским прорывом это наступление было названо в советской историографии, как награда лично Брусилову за признание Советской власти.
Докладчик отметил, что император сделал для страны многое, что пригодилось в будущем. Например, строительство транссибирской магистрали, как стало ясно позже, сыграло огромную роль в Великой Отечественной войне и, в первую очередь, в битве за Москву в 1941 году. Тогда удалось перебросить под столицу за короткое время сибирские дивизии, чтобы остановить наступление гитлеровских войск. Император Николай II придавал большое значение кавказскому фронту и, благодаря этому, там были одержаны блестящие победы, включая Иранский прорыв. Важно, что значительная часть войск кавказского фронта состояла именно из казаков. В 1914 году их было порядка 50 %, а в 1917 — уже 70%. За боевые отличия на полях сражений 200 офицеров были награждены орденами святого Георгия IV степени, более 100 тысяч казаков — Георгиевскими крестами и медалями.
Малоизвестная страница этой истории — наши дипломатические успехи на восточном направлении. Многие ли знают генерала Баратова, нашего дипломата, полковника Захарченко, и других дипломатов, решавших сложнейшие вопросы во время войны? Так, например, курды вели ожесточенную партизанскую войну против русских войск в начале Первой мировой. И вот, благодаря дипломатическим усилиям вышеуказанных людей, был собран съезд наиболее влиятельных курдских племен. Благодаря этим переговорам, курды прекратили вооруженную борьбу и изъявили желание перейти под скипетр русского императора. Никогда позже наша дипломатия таких успехов не достигала.
С докладом «Боевые и морально-нравственные качества, проявленные казаками в период Первой мировой войны» выступил д-р ист. наук, профессор, профессор Донского государственного технического университета (Россия, Ростов-на-Дону) Владимир Петрович Трут. Он рассказал, что, благодаря высочайшим морально-волевым свойствам казачества и боевой подготовке, предвоенный его мобилизационный потенциал достигал 12,5 %. В то время как для остального населения Российской империи, неказачьего населения страны, он составлял лишь 4,2 %. Получается, что первоначальный мобилизационный потенциал казачества оценивался в три раза выше. Когда же война стала затягиваться, мобилизация казачества стала практически поголовной. Об этом красноречиво свидетельствуют сведения, что в 1916 году мобилизационный ресурс казачества необходимого возраста оказался на исходе, все уже находились в армии. Остались лишь казаки младшего, либо старшего возраста, «мало пригодные для несения войсковой службы». И тогда, согласно указам властей, пополнения казачьих подразделений стали происходить после повторного освидетельствования мужчин «неспособного разряда». К этому разряду относились казаки преклонного возраста, больные и не достигшие призывного возраста. Что касается общей численности казачества, принявшего участие в сражениях Первой мировой, то это 360 000 человек нижних чинов и свыше 8 000 казачьих офицеров. Эти цифры были колоссальные, если посмотреть на общую численность казачьего населения Российский империи, — около 3 миллионов человек или 2,3 % общего населения страны. Особую роль сыграло казачество в самом начале войны. Когда в Российской империи была объявлена мобилизация, возникла необходимость прикрыть границы от уже мобилизованных сил противника. И казаки как раз стали таким заслоном, тормозившим наступления неприятеля. Казачьи дивизии по сути дела прикрыли границу, пока страна готовила остальные регулярные части.
Казак — герой против дюжины неприятелей
В этот период и был совершен подвиг казаком-старовером Козьмой Крючковым. Об этом рассказала канд. ист. наук, доцент, руководитель центра истории и культуры казачества РГБ, научный сотрудник Института истории и международных отношений Южного федерального университета (ИИМО ЮФУ) Наталья Сергеевна Матвеева в докладе «Герой-казак Первой мировой войны — Козьма Фирсович Крючков».
Будущий герой родился в 1890 г. на хуторе Нижне-Калмыковском Усть-Хоперской станицы Усть-Медведицкого округа Войска Донского в семье коренного казака-старовера Фирса Ларионовича Крючкова.
В детские и юношеские годы Козьма учился в станичной школе и помогал отцу по хозяйству, а в 1911 г. был призван на действительную службу в 3-й Донской казачий полк имени Ермака Тимофеева. К началу войны он уже имел чин приказного, соответствующий ефрейторскому званию, и в свои 24 года считался одним из наиболее опытных бойцов полка. В конце июля 1914 г. Крючков и три его товарища получили приказ отправиться в сторожевой дозор. Проехав 6 верст, они внезапно столкнулись с разъездом немецких улан численностью 27 человек, которых возглавляли офицеры. Казаки попытались ускакать врассыпную, но немецкие кавалеристы перекрыли пути отступления и окружили их. Несмотря на неравенство сил, донцы и не думали сдаваться. Козьма Крючков сорвал с плеча винтовку, но в тот же миг сблизившийся с ним германец рубанул казака саблей по пальцам, и винтовка полетела наземь. Казак выхватил шашку и вступил в бой с окружившими его 11 врагами. В завязавшейся кровавой сече Крючкова выручали ловкость, удача и быстрая, послушная лошадь. Сабельные удары то и дело доставали казака в спину, в шею, в руки, но, по счастью, они не наносили слишком серьезных ран. Через несколько минут боя Козьма был уже весь в крови, при этом его собственные удары по большей части оказывались смертельными для врагов. Однако сабля выпала из рук героя. Тогда казак схватил пику одного из улан и немецкой сталью проткнул поодиночке оставшихся врагов. К тому времени его товарищи справились с остальными германцами. Потери немецкого отряда составили 22 человека, еще двое сдались, а трое — бежали с поля боя. Все казаки получили ранения, на теле Козьмы Крючкова позже насчитали 16 ран.
За свой подвиг Козьма Крючков был награжден Георгиевским крестом IV степени № 5501. Он стал первым русским воином, получившим боевую награду в начавшейся Мировой войне, а его имя стало символом русской доблести и отваги. О подвиге Крючкова было доложено императору Николаю II, а сам казак прошел Мировую войну до самого конца, получив еще несколько высоких наград, включая два Георгиевских креста и две Георгиевских медали «За храбрость».
Маргинализация казачьих организаций?
Проблемы современного казачества в своем докладе «Актуальность исторического просвещения и опыт работы в данном направлении» затронул директор фонда «Терское общество любителей казачьей старины» (Россия, Минеральные Воды) Олег Вячеславович Губенко.
Он заявил, что дело исторического просвещения казаков продолжает оставаться сверхважной темой повестки дня. По его мнению, только системные знания об историческом прошлом могут дать правильное формирование мировоззрения казачества современности, осознанную историческую, политическую и культурную преемственность. Исторические знания могут помочь выбраться из современной ловушки, в которую казаки, лишенные преемственности, угодили, попав под злое, но справедливое определение «симулякра».
Чтобы приступить к решению этих проблем группа терских казаков сформировала в 2015 году «Терское общество любителей казачьей старины», целью которого стало изучение исторических казачьих традиций и их популяризация в современной казачьей среде. Общество действует в нескольких направлениях. Первое, это издание исторического и культурологического журнала «Терский сборник» тиражом 1000 экз. Второе, в городе Минеральные Воды в 2017 году создан казачий культурный центр с обширной исторической экспозицией, начиная со скифских времен. Акцент сделан также на XVIII — начало XX века. Там же проходят лекции, уроки, встречи с общественностью.
Третье, с 2022 года «Общество казачьей старины» проводит терскую научно-практическую конференцию. Работает с молодежью, организуя онлайн-конференции с последующим изданием лучших рефератов. В 2023 году был создан научный совет с участием академических ученых.
Четвертое, с 2017 года проводятся фестивали и праздники, посвященные разным памятным датам и юбилеям, летние лагеря и походы для детей из казачьих семей.
Однако, докладчик отметил, что при всех этих усилиях в современном казачестве наблюдаются не совсем радостные тенденции. Например, в 1990-е — начале 2000-х не менее четверти потомков казаков выражали активный интерес к казачьей истории и традициям. Газеты и книги буквально зачитывали до дыр. Сейчас интерес проявляют не более 10 % от терского войска, это примерно тысяча человек. Начиная свою просветительскую деятельность, «Терское общество любителей казачьей старины» надеялось на расширение охвата представителей терского казачества.
«Но это было иллюзией, — отметил Олег Вячеславович, — сейчас тех, кто постоянно в круговороте наших событий, в том числе и книжной деятельности, не более 3 %. Это катастрофа… Налицо снижение в наших казачьих организациях не только количественного, но и качественного состава. Интеллектуально-образовательный потенциал непрерывно снижается. Если еще 10 лет назад я осторожно говорил об усиливающемся процессе маргинализации казачьих организаций, то теперь, с сожалением, констатирую этот факт свершившимся. Как пример, у меня есть карта с белыми пятнами Терской волости, где у нас не покупают ни одного просветительского сборника. Я обращаюсь к атаманам: „Вам разве жалко донести информацию до казаков?“ В любом обществе есть 10-15 казаков, интересующихся историй, культурой, читающих книги. Но нет, люди не могут понять, сформулировать и передать. Эта трагедия некоторых представителей среднего и младшего звена казачьих руководителей. Научные конференции, на которых казаки могут встретиться с ведущими историками России, не воспринимаются атаманами в большинстве случаев как нечто необходимое».
Олег Губенко рассказал, что часто исторические знания у современных казаков формируются не за счет научных знаний, а за счет всяких «рассказок» и «побасенок». Например, долгие годы в этих краях ходила история, как, якобы в 1920 году красные расстреляли в Беслане 35 000 выселяемых казаков. «Обществу казачьей старины» удалось опровергнуть эту байку, и сейчас большая часть казаков понимает, что она не имеет отношение к реальности. Репрессии, разумеется, были, но совсем в другие даты и не принимали такого масштаба.
Докладчик рассказал еще одно наблюдение: среди потомков казаков сегодня немало интересующихся историей казачества, но они не желают ассоциировать себя ни с какими официальными казачьими структурами.
Не лучше дела обстоят в образовании младших поколений. Юные казаки невероятно мало знают об истории и культуре казачества.
Олег Губенко: «Спрашиваю детей о том, каких известных казаков в истории страны они знают, если о существовании Емельяна Пугачева кто-то что-то слышал, то о Степане Разине вообще никто не знает. Это уровень учителей, которые преподают нашим детям. Нельзя сказать, что дети не тянутся к знаниям. Например, многим интересна казачья песенная культура. Но тут вопрос в кадрах. Специалистов по пению еще меньше, чем историков. Необходимо растить кадры самым активным образом, и усиливать просветительскую работу на местах».
По мнению Губенко, без знания и понимания истории казачества, оно не сможет адекватно встроиться в государственно-правовую систему современности. Государственной власти тоже было бы небесполезно вникнуть в сложные процессы отношений с казаками, чтобы не повторять исторические ошибки, присущие как казакам, так и государству в целом.
Всего на форуме «Казачество — сквозь века» было представлено несколько десятков докладов и сообщений по истории казачества начала XX века, его участию в Первой мировой и гражданских войнах.
Итоговый взгляд
Конференция «Казачество — сквозь века», третья по счету, стала важным научно-просветительским событием не только для казачества, но и для всего современного российского гражданского общества. Зачитанные исследователями доклады внесли больше академической ясности, уменьшив белые пятна истории казачества и Первой мировой войны.
Интересно, что в прошлом, до революции, казачество едва ли наполовину состояло из староверов. Особенно много старообрядцев было в Уральском, Яицком и Терском казачестве. В XX веке пути казачества и старообрядчества стали постепенно расходиться. Поэтому на данной конференции в докладах и не делался акцент на вероисповедании предков. Порой возникало ощущение, что этот исторический факт с некоторым стыдом умалчивается, поскольку брендом данного форума стала личность героя войны казака-старовера Козьмы Крючкова. Но надо объективно признать, что современное казачество еще в начале 1990-х годов, в силу ряда причин, о которых стоит поговорить отдельно, сделало свой цивилизационный выбор — последовало за Русской православной церковью Московского Патриархата. Несомненно, казаки-старообрядцы остались, и их не единицы, но их процентное соотношение с казаками-новообрядцами уменьшилось на порядок.
Но, несмотря на то, что пути основной массы казачества и старообрядчества разошлись, проблемы у тех и других очень похожи. Среди них — отсутствие необходимого уровня образования, потеря интереса к чтению исторической литературы, косность руководителей среднего звена, зачастую не желающих содействовать просвещению, и многое другое. Кто знает, если эти проблемы в будущем старообрядчества и казачества будут решены, то, возможно, казаки захотят вспомнить о вере своих предков, а старообрядческие клирики и причетники найдут время для их окормления?