Сайт «Русская вера» продолжает цикл публикаций исследователя подмосковного старообрядчества Галины Кочетковой, посвященных наиболее выдающимся старообрядцам из Гуслиц. Сегодня публикуем историю об антикварах Макаровых.
«Возможно жить в согласии с самим собой,
оставаясь самим собой и обрекая себя на сложную жизнь.
Зато, уверяю вас, будет внутреннее удовлетворение.
Зато, может быть, именно вы прикоснетесь
к струне истории, и она задрожит от вашей руки».
Л. Н. Гумилев.
Продолжая тему родословных гуслицких крестьян, хочу остановиться на одной старообрядческой семье рода Макаровых из деревни Цаплино. Их далекий предок был отчимом детей моего пращура, умершего Фомы Федорова Макарёнка. Жена Фомы, Марья Исаева, после его смерти вышла замуж за Самсона Ермолаева, дети Яков и Харитон звались Макаровыми сыновьями, при этом родившийся уже от Самсона сын Василий также стал именоваться Макаровым.
Так возникла фамилия Макаровых, несмотря на то, что они вовсе и не были рождены от потомка Макарова, но поскольку приняты были в семью Макаровых тоже стали носить впоследствии эту фамилию. Не буду утомлять подробностями их родословной, и, перепрыгнув XVIII век, сразу начну рассказ с XIX столетия.
В семье Филиппа Ивановича Макарова и жены его Надежды Григорьевны было трое сыновей — Симон, Сысой и Самсон, и дочери — Пелагея, Мария и Татьяна. Самсон Филиппович Макаров женился на Параскеве Лаврентьевне, с которой у него родились сыновья Петр, Иван, Иов и Семен, и дочери Зинаида и Параскева.
В списке старообрядцев, проживающих в селениях 3-го причта Богородского уезда Воскресенской церкви села Гуслиц, составленном священником о. Алексеем Михайловичем Соловьевым в 1902 году семья Макаровых значится под номером 431.
Филипп Иванов Макаров 70 лет
Жена Надежда Григорьева 71 год
Дети: Сампсон 45 лет, Сысой 35 лет Семен (Симон) 33 года
Сампсона жена Параскева Лаврентьева 47 лет
Сысоя жена Марья Федорова 34 лет
Симона жена Пелагея Иванова 31 лет
Сампсона дети: Петр 24 года, Иван 21 год, Иов 19 лет, Зинаида 17 лет, Параскева 12 лет,
Семеон 9 лет.
Сысоя дети Павел 11 лет, Евдокия 9 лет, Вера 7 лет, Антон 5 лет,
Симона дети Анна 11 лет, Ирина 9 лет, Аксинья 7 лет, Петр 4 года
Позднее семья Самсона Макарова из Цаплино уехала в Москву. Они жили в доме Рогожской старообрядческой общины, а Самсон Филиппович Макаров был певчим в храме при Рогожском кладбище. В списке лиц, состоящих в причте храмов при старообрядческом Рогожском кладбище с указанием получаемого оклада жалованья с 16 января 1892 года Самсон Макаров упоминается под номером 24, как певчий второго разряда.
Когда Петру исполнилось пятнадцать лет, отец отправил его служить в книжную лавку к московскому купцу Сергею Тихоновичу Большакову.
Сергей Тихонович Большаков, купец второй гильдии, был сыном Тихона Фёдоровича Большакова, знаменитого московского букиниста, и унаследовал дело отца, его библиотеку, коллекцию икон. С ранних лет он приобретал профессиональные навыки, служа в лавке отца, участвовал в поездках «за стариной», а после его смерти основал фирму «Книжная и киотная торговля наследников С. Т. Большакова», к работе в которой с юности приучал сыновей Дмитрия и Николая, и успешно возглавлял ее в течение сорока лет.
С 1881 г. московская фирма Большаковых располагалась на Старой площади, где торговали многие антиквары, кроме того, у фирмы был филиал в Петербурге на Апраксином рынке.
Позднее Петр Самсонович Макаров вместе с братом Иовом решили перебраться служить к Большакову в Петербург. Прослужив несколько лет приказчиком у Большакова, в 1907 году Петр Самсонович Макаров открыл свою торговлю, магазин на Фонтанке, в доме № 88. Петр занимался продажей старинных икона и книг, брат Иов — оценкой и реставрацией икон.
У Михаила Кузьмина, поэта, прозаика Серебряного века братья покупали старинные иконы.
Из письма Иова Самсоновича к Кузьмину:
«Москва, ноября 14 дня 1905 г.
Многоуважаемый Михаил Алексеевич,
Вы обещались в Вашем письме послать наложенным платежом, куплены мною книги и иконы, на что дано задатка 15 рублей, но я не получал до сего времени от Вас. То покорнейше Вас прошу потрудиться их послать мне по адресу: Москва, Рогожское кладбище Самсону Филипповичу Макарову, конечно с наложенным платежом, за что Вам буду благодарен.
Прошу извинить меня, что наделал Вам хлопот.
С почтением к Вам,
Иов Макаров».
Из дневника Кузьмина:
13 сентября 1906 г. «Был счастлив встать со свежей головой; поехал к Иову и Мирону. Иов хотел сегодня же прийти за 2-мя иконами, завтра придут посмотреть остальные. Когда я вернулся, у нас был Лазаревский, вскоре пришел Иов; когда снимали Спаса, Макаров заметил у меня на плече живую бабочку-многоцветницу. Откуда она попала? На меня напал страх: может быть, это гадко, что я продаю иконы, но иначе я не могу. И это лучше для Вас, святые, вы будете видеть молящиеся лица, слышать ирмосы, а тут что вы слышите, что вы видите?»
3 октября 1906г. «Днем ходил к Иову, его не застал, у Большакова служит Кудряшев, они с Мироном были вчера у Броскина, как это все далеко! Денег ни копейки».
24 октября 1906 г. «Зашел к Иову, но не застал его; у Большакова горела лампа, в углу сидел старик, вслух иногда говоривший молитвы, Кудряшев продавал книги и иконы какому-то мужику, все боявшемуся, что ему подсунут неправильные» [1].
Сохранилось и одно из писем Петра Самсоновича к Василию Григорьевичу Дружинину.
Василий Григорьевич Дружинин был крупнейшим собирателем памятников по истории старообрядчества. Он собрал и передал в Библиотеку Академии Наук до тысячи старообрядческих рукописей. Собирал и поморские рукописи, а также русские запрещенные книги. Владел богатейшим архивом своего дяди, писателя А.В. Дружинина.
«Многоуважаемый!
Василий Григорьевич.
Неоценимый документ нашей церкви издан Вами, с большим вниманием прочел в Москве, пользуясь пребыванием на Рогожском кладбище. Прошу Вас выслать наложенным платежом для освящения пока 5 экземпляров, %, которые получит книготорговец, прошу скинуть. В ожидании Собора наших иерархов желательно познакомить которых, не будет ли спрос в дальнейшем, по приезде в Петербург желательно распространить Вашу книгу.
Уважающий Вас, Петр Самсонов Макаров.
Адрес: Москва, Рогожское кладбище».
Как и большинство выходцев из Гуслиц, проживающих в Петербурге, Петр и Иов были прихожанами Громовского старообрядческого кладбища. Петр Самсонович являлся членом Санкт-Петербургской Громовской старообрядческой общины.
8-ого мая 1911 года на Громовском кладбище состоялось очередное собрание членов Громовской старообрядческой общины, на котором обсуждался вопрос строительства будущего Храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы. На собрание явилось 52 члена общины. Собрание было открыто председателем Совета Громовской старообрядческой общины П. А. Голубиным в 1 час 20 минут дня предложением избрать председателя, каковым был единолично избран Иван Иванов Цепов и товарищем ему Григорий Афанасьевич Грушичев.
По прослушиванию закрытых писем, поступивших на общее собрание председателем было предложено: по пункту первому повестки обсуждение вопроса о принятии новых членов в общину. Александра Васильевича Волохина, который подал письменное заявление по обозначении и выяснении его личности, приняли единогласно.
По пункту второму повестки о построении нового храма на Громовском кладбище «общее собрание членов Санкт-Петербургской Громовской общины поддерживая постановление общего собрания от 13-ого февраля 1911 года признает своевременным воздвигнуть с Санкт-Петербурге, столице Русского Государства на Громовском кладбище новый старообрядческий храм и избирает для осуществления сей святой задачи комиссию по устройству храма в составе нижеследующих лиц и уполномочивает их председателя и казначея, место постройки храма на Громовском кладбище, его строителей просит храм в древнем русском стиле и изыскивает средства на постройку не затрагивая капитал Громовской общины и представляет на общее собрание общины.
Председатель собрания П. А. Цепов, Грушичев, Григорьев, Голубин, С. Лаврентьев, М. Герольский, Аничев, Ф. Кошелев, В. Евтеев, И. Смирнов, П. Строгонов, М. Федоров, М. Петров, В. Семенов, Константин Пименов, М. Митрофанов, Марк Шаров, Мальцев, С. Герольский, Ф. Федоров, И. Коновалов, Чередников, Лазарь Кочнов, М. Козлов, Петр Макаров, Смирнов, М. Антонов, С. Балакин, Глебов.
В 1914 году с началом Первой Мировой войны и призывом на военную службу Петр Самсонович вынужден был прекратить торговлю. Службу он проходил в 1-ом дополнительном полку, откуда был назначен в 3-ю школу прапорщиков по хозяйственной части, и в 1917 году уволен со службы по болезни.
В 1917 году произошла революция, а в 1918 году был издан декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», началось изъятие церковного имущества и закрытие храмов. После окончания гражданской войны, в период НЭПа, когда появилась некоторая экономическая и религиозная свобода, члены Громовской общины в 1923 году официально зарегистрировали Петроградское старообрядческое братство имени протопопа Аввакума, основанное годом ранее.
Инициаторами создания нового, преимущественно молодежного братства стали в основном бывшие ученики начальной школы при Чубыкинской богадельне: сын епископа Геронтия Геннадий Григорьевич Лакомкин, Леонид Павлович Кирпичев, Алексей Петрович Чунин, Павел Михайлович Харитонов и сын настоятеля Покровской церкви Константин Васильевич Космачев [2].
Еще до организации братства они, по свидетельству Г. Г. Лакомкина, неоднократно собирались и обсуждали «цели и задачи древних старообрядческих братств и разработали методы работы по объединению старообрядческой молодежи с целью укрепления веры и борьбы с атеизмом через изучение религиозных вопросов и организацию кадров определенно настроенных людей с истинно старообрядческими взглядами на жизнь» [3].
12 сентября 1919 года была составлена регистрационная карточка общины церкви Покрова Пресвятой Богородицы, в которой перечислялись 20 членов приходского совета:
1. Космачев Василий Степанович, протоиерей
2. Марков Харлампий Илларионович, дьякон
3. Смирнов Егор Тимофеевич, служащий
4. Гордеев Лев Степанович, извозчик
5. Балакин Степан Ев., типограф
6. Люсин Козьма Тимофеевич, служащий
7. Травкин Маркел Тарасович, извозчик
8. Смирнов Тимофей Яковлевич, агент
9. Литвинов Василий Козьмич, могильщик
10. Лакомкин Иван Георгиевич, служащий
11. Грудинин Федор Иванович, служащий
12. Герольский Михаил Матвеевич, служащий
13. Паршиков Василий Петрович, рабочий
14. Евтеев Василий Филатович, извозчик
15. Макаров Петр Самсонович, иконоторговец
16. Колесов Агапит О., служащий
17. Муравьев Макар Григорьевич, рабочий
18. Николаева Татьяна. П., рабочая
19. Меркулов Андрей Иванович, служащий
20. Бирюкова Т.С., рабочая
19 октября 1919 года между членами «двадцатки» и Советом Рабочих и Красноармейских Депутатов Московского района был заключен договор о бессрочном и бесплатном пользовании находящимися в Петрограде по Старообрядческой улице дом № 6 храма Покрова Пресвятой Богородицы богослужебными предметами. 25 декабря 1919 года в ведение «двадцатки» было передано церковное имущество.
18 апреля 1932 года Петр Самсонович Макаров был арестован и осужден по делу «старообрядческого братства».
Из материалов дела:
Макаров Петр Самсонович, 1876 г. р., уроженец д. Цаплино Богородского у. Московской губ., русский, беспартийный, продавец икон, проживал: г. Ленинград, Малая Московская ул., д. 2, кв. 28.
Арестован 18 апреля 1932 г. Обвинялся по статьям 58-10 (антисоветская агитация и пропаганда) и 58-11 (организационная контрреволюционная деятельность) УК РСФСР. Постановлением Коллегии ОГПУ от 22 ноября 1932 г. осужден к 5 годам концлагеря.
Из материалов дела:
Макаров Петр Самсонович, 1876 г. р., уроженец д. Цаплино Богородского у. Московской губ., русский, беспартийный, продавец икон, проживал: г. Ленинград, Малая Московская ул., д. 2, кв. 28.
Арестован 18 апреля 1932 г. Обвинялся по статьям 58-10 (антисоветская агитация и пропаганда) и 58-11 (организационная контрреволюционная деятельность) УК РСФСР. Постановлением Коллегии ОГПУ от 22 ноября 1932 г. осужден к 5 годам концлагеря. Умер 29 ноября 1932 г.
Протокол допроса по делу АУД №П-79521
1932 года апреля месяца 26 дня, я, Баруздин, допрашивал Макарова Петра Самсоновича
1. Фамилия: Макаров
2. Имя, отчество: Петр Самсонович
3. Возраст: 1876 г (56 лет).
4. Происхождение (откуда родом, кто родители, национальность, гражданство): Московской губернии Богородского уезда, Беззубовской волости, дер. Цаплино
5. Местожительство (постоянное и последнее): г. Ленинград, М. Московская ул., д. 2, кв.28
6. Род занятий (последнее место службы и должность): без определенных занятий (антиквар, торговец старыми иконами)
7. Семейное положение (близкие родственники, их имена, фамилии, адреса до революции и последнее время): разведенный, родственник — Макаров Иов Самсонович работает на лесопильном заводе Обводный канал, проживает канал Грибоедова, д. № 5, кв. 7, сестра Хазова Марфа Ивановна, домохозяйка, проживает Московская ул., д.2, кв. 28
8. Имущественное положение: до революции имел собственный магазин, торговал иконами и разными картинами, в настоящее время занимается скупкой и перепродажей (старины), изготавливал собственный ладан, который развозил по церквям.
9. Образовательный ценз: занимался самообразованием на дому, специального учебного заведения нет.
10. Партийность и политические убеждения: беспартийный, я считаю, что каждая власть, существующая на земле данная Богом за наши грехи
11. Сведения об общественной и революционной работе: нет
12. Сведения о прежней судимости: не судившийся
Показания по существу дела: в Ленинграде проживаю около сорока лет, родился в семье старообрядцев в г. Москве, где и воспитывался в религиозной семье. Мой отец и мать были старообрядцами, таким твердым остался я до настоящего времени.
В момент революции находился в Ленинграде, состою с малых лет членом старообрядческой общины и приписан к приходу Громовского кладбища, в 1926 году на проходившем старообрядческом съезде в Москве был избран членом этого съезда.
О том, что существует «Братство имени протопопа Аввакума» на Громовском кладбище мне известно, но я в нем не состоял. Но мне известно, что в этом братстве принимали активное участие духовенство Громовского кладбища, руководителем которого и до настоящего времени был епископ Геронтий Лакомкин. Кроме того, участвовали Геронтий Лакомкин, Кирпичев Леонид, Чунин, Попов, Казаков и др. эти лица мне кажется, так как в храме Воскресения я был на собрании этого братства, где руководил Геронтий епископ и участвовала вся молодежь.
Наряду с этим еще знаю членов «Братства имени протопопа Аввакума» Торгужкина Александра, прожив. < …> ул д.36, Зякина Николая Александровича, прожив Лиговка д.75, кв.44, которые являются и до настоящего времени активными членами.
В марте месяце сего года в день юбилея Геронтия епископа было собрание в храме, на котором лично присутствовал. На этом собрании кроме духовенства, участвовали прихожане, близкие Геронтия, где обсуждались церковные вопросы, что в настоящее время переживаем тяжелое время, <…> это: существующей власти: призывая всех старообрядцев твердо сплотиться за веру и Бога, наряду с этим <…> существующего строя.
Свою контрреволюционную деятельность, все свои призывы в изданиях начал с ноября месяца 1931 г. Первое воззвание было написано от руки через копировальную бумагу под заголовьем: «Ожидающих в храмах божьих», в котором призвал вести борьбу <…> за веру и храм так как <….> стержень, считаю, духовенство мало еще ведет борьбу <…> за храм и т.д. и следующее воззвание «Гнев про <…> других».
Все эти воззвания под псевдонимом «Я старина» и были… перепечатаны Корольковой, прожив. Знаменская д. 77, квартиру не знаю. Печаталось оно в 10 экземплярах, которые я лично высылал в конвертах и передавал лично прихожанам, духовенству Громовского кладбища, Геронтию, Фомичеву, Маркову и другим.
Все выпускаемые листовки я писал у себя на квартире конспиративно, и вообще все мои письма — мое произведение, являются контрреволюционной деятельностью, направленной на защиту святого храма от Советской власти безбожной.
Наряду с этим собирались у меня на квартире только раз, Марков Харлампий протодьякон Громовского кладбища, Артемьев Самуил священник, Большаков Дмитрий Сергеевич и другие члены, которым лично я раздавал написанные листовки.
Большаков Дмитрий Сергеевич, 08.02.1882, сын Сергея Тихоновича Большакова, родился в Москве, работал бухгалтером в «Ленпищеторг», арестован по делу «братства протопопа Аввакума», проживал в Ленинграде по адресу: Шувалово, Варваринская 37-3, арестован 21 апреля 1932, осужден ОС КОГПУ 28 ноября 1932 по статье 58-10, 11, приговор: лишить права проживания в 12 п., и Уральской обл. с прикреплением на 3 года, реабилитирован 31 августа 1989г.
Самуил Иванович Артемьев — также выходец из деревни Цаплино, родился в 1864 г. Был арестован 13 апреля 1932 г. вместе с епископом Геронтием (Лакомкиным) и сыном Михаилом. В ноябре того же года приговорён к 3-м годам ссылки в Северный край. Похоронен в Санкт-Петербурге на Волковском кладбище.
Большакова знаю с малолетства, как старообрядца, проживает Шувалово, Варваринская ул. д., 37, а семейство Екатерининская ул. д., 5, кв. 4, туда я часто ходил. Жена Большакова <…> за валюту сроком на 1 год.
10 апреля 1932 года я лично провожал до вокзала. Через закрытый фиктивный так как София <….>Большакова <…> она же Иваницкая проживала на другой квартире с целью скрыть находящееся золото, серебро и ценности дабы сам Большаков работал на советской работе, в последнее время бухгалтером в Ленпищеторге.
Кроме того добавляю, что за размножение на шаражке моих котрреволюционных листовок-воззваний я платил Корольковой, точно не помню, пять или шесть рублей, которые я сам лично носил, а также за ними ходил сам после издания. Это было рано утром, так что никто не видел их семейство.
В том, что она, Королькова, может напечатать мне эти листовки, в разговоре с Корольковым <он сказал> при встрече в храме на Захарьевской улице, дочь работает в порту машинисткой и может напечатать, что я и сделал.
Написано с моих слов правильно».
Выписка из обвинительного заключения: «Макаров Петр Самсонович, 1876 г.р., антиквар, торговец старых икон: «Я считаю, что Советская власть послана на Богом за наши грехи. Я сторонник объединения всех истинных христиан на борьбу с антихристовой, Советской властью. Эти свои убеждения я высказывал в распространявшихся мною анонимных письмах и воззваниях».
В квартире Петра Самсоновича был произведен обыск и изъято имущество, в том числе поповские ризы, дьяконские пояса, тесьма, листовки контрреволюционного характера (писались от руки), предназначенные для распространения, церковно-монархическая литература, большой сундук со старинными иконами и прочее.
Кроме того, у Петра Самсоновича были приняты следующие личные вещи:
1) Шарф, 1 шт,
2) Поясной ремень, 1 шт,
3) Крест нательный, 1 шт.
4) Икона медная, 1 шт.
По воспоминаниям родственников, в квартире у Макаровых все стены были в иконах, но позже остались одни крюки, на которых они висели. Также существует легенда, что братья некогда купили два портрета Петра I и Екатерины I, и эти картины после конфискации имущества попали в Русский музей в Петербурге. Что это были за картины и кто их автор, история умалчивает.
В анкете арестованного Петр Самсонович упоминает сестер Титову Прасковью и Ильину Зинаиду. Мне удалось найти метрическую запись о браке Зинаиды в церкви Рогожского кладбища. Она была замужем за мещанином посада Клинцов Черниговской губернии Суражского уезда Дорофеем Николаевичем Ильиным. Брак заключен в 1910 году.
Октября шестого дня 1910 года в храме Рождества Христова при Рогожском кладбище бракосочетались мещанин посада Клинцов Черниговской губернии Суражского уезда Дорофей Николаевич Ильин, 27 лет, проживающий в Москве, 2-ого участка Хамовнической части, дом № 55 Зудиной по Большой Дорогомиловской улице первым браком с крестьянкой Московской губернии Богородского уезда Беззубовской волости деревни Цаплиной Зинаидой Самсоновной Макаровой, 24 лет, проживающей в Москве, Ново-Андроньевского участка, в доме Общины Рогожского Кладбища, по Старообрядческой улице, первым браком.
Замечу, что среди восприемников крестьянин Московской губернии Богородского уезда Беззубовской волости деревни Шувои Иван Никифоров Филатов, из известной династии репрессированных текстильных фабрикантов, проживающий при Рогожском кладбище. Он был певчим в одном из храмов Рогожского кладбища и в 1838 году также был арестован за антисоветскую агитацию и участие в нелегальных собраниях старообрядцев.
22 ноября 1932 года члены коллегии ОНПУ постановили заключить Макарова Петра Самсоновича в концлагерь сроком на пять лет, считая срок с 13 апреля 1932 года. В какой территориально лагерь он был сослан, пока неизвестно.
Но далее в уголовном деле содержится служебная записка, в которой говорится, что Петр Самсонович Макаров умер в марте 1933 года. Место его захоронения неизвестно.
Его брат Иов Самсонович Макаров смог избежать репрессий. По-видимому, лишь по причине того, что в списках двадцаток он не фигурировал.
Иов Самсонович был женат на Евдокие Трофимовне Торшковой 01.03.1888 г.р., уроженке Новгородской губернии Тихвинского уезда, дер. Ваньково, 06 сентября 1921 года в домовой книге указано, что она прибыла в Ленинград из местечка Сольцы. Работала бракершей на заводе «Стандарт», набережная Обводного канала 32(52).
С Евдокией Трофимовной у Иова было трое детей (известные на данный момент) — Надежда (1910-1912 г.р.), Вера (1922 г.) и Николай (1925г.р). Надежда впоследствии уехала из Петербурга в Москву. Вера же осталась в Петербурге.
Иов Самсонович, его жена Евдокия Трофимовна и их сын Николай умерли в 1942 году во время Блокады Ленинграда. Последнее место жительства — набережная канала Грибоедова, д. 5, кв. 7. Место захоронения неизвестно, предположительно — Пискаревское кладбище.
18-ого апреля 1942 года Дзержинским военкоматом Ленинграда Вера Иовна Макарова была призвана на фронт в 267 запасной стрелковый полк. Затем она была радисткой в 192-ом зенитном артиллерийском полку, а также в 23 отдельном батальоне связи. Приказом 301-ого стрелкового полка 48 стрелковой дивизии от 05 июня 1943 года Вера Иовна была награждена медалью «За оборону Ленинграда».
Автор выражает огромную благодарность потомкам Петра и Иова Макаровых, Максиму Петрову и Борису Михайловичу Дорофееву за фотоматериалы и воспоминания
Источники и литература:
[1] М.Кузьмин. Дневник: 1908-1915. Предисл., подгот. текста и коммент. Н.А. Богомолова и С.В. Шумихина. — СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2000.
[2] М.В. Шкаровскиий. Из истории старообрядческой общины Громовского кладбища Санкт-Петербурга
[3] АУФСБ СПб ЛО, фонд архивно-следственных дел, д. П—79521, т. 1, л. 6–7.
Комментариев пока нет