6 декабря 2023 года в музее имени Андрея Рублева состоялась презентация уникальной выставки «Иконописные редкости». Она знакомит с произведениями, выходящими за рамки обычного иконографического репертуара русского церковного искусства. На ней представлены как иконы редких сюжетов, так и произведения, отличающиеся неожиданными вариантами традиционных изображений или уникальными и непривычными деталями их композиций. Основную часть экспонатов выставки составляют иконы конца XVII — начала XX века из частного собрания И. А. Сысолятина. Они дополнены раритетными произведениями из коллекции Музея имени Андрея Рублева, некоторые из них были специально отреставрированы к этому событию.
Открывая мероприятие, директор музея Михаил Миндлин отметил:
«Выставка представляет большой интерес, поскольку здесь представлены произведения чрезвычайно редкие, редкие не только своими иконографическими сюжетами и изводами, но и авторскими, яркими, выразительными, неожиданными стилистическими решениями, которые практически не встречаются или встречаются крайне редко. Это такое представление ярких художественных высказываний иконописцев XVII — начала XX веков. К выставке издан замечательный каталог. Благодарю всех, принявших участие в проекте. Поздравляю Игоря Сысолятина, того человека, чьи произведения здесь представлены и составляют основу выставки. Это уже не первый показ произведений из его коллекции. Был его большой проект в рамках Музея русской иконы Михаила Абрамова. Его коллекция очень интересная и чрезвычайно разнообразная и по стилистике, и по набору сюжетов, и по временным рамкам. Надеюсь, это не последний показ икон из собрания Игоря Сысолятина».
Куратор выставки, главный научный сотрудник научно-исследовательского отдела Н. И. Комашко рассказала следующее о данной выставке:
В традиционный круг сюжетов русской иконописи, который можно было увидеть практически в каждом храме, входили изображения Христа, основных Евангельских событий, широко почитаемых икон Богоматери. Иконы таких сюжетов преобладают в русском иконописном наследии. Рядом с ними бытовали те, что встречаются гораздо реже. Эти произведения составляют малую часть от общего количества сохранившихся старых икон, но зато чрезвычайно разнообразны.
В начале 2000-х годов начало формироваться первое частное собрание, посвященное исключительно иконным редкостям, которое принадлежало В. М. Федотову и по сей день остается единственной коллекцией подобной тематики. Первую попытку устроить выставку икон с редкими сюжетами успешно осуществил в 2017 году Кирилло-Белозерский музей-заповедник. Она сопровождалась конференцией, материалы которой вошли в вышедший несколько позднее выставочный каталог. Среди публикаций этого издания ключевой можно считать статью И. Л. Бусевой-Давыдовой, в которой были проанализированы причины, почему тот или иной иконный сюжет становился редким.
Выставка, организованная Музеем имени Андрея Рублева, — следующий шаг в научной и визуальной презентации темы иконописных редкостей. Бóльшая часть ее экспонатов предоставлена И. А. Сысолятиным, представителем молодой генерации иконных коллекционеров России.
Иконы из коллекции И. А. Сысолятина участвовали во многих выставках Музея имени Андрея Рублева. За последний год собрание заметно увеличилось, благодаря приобретенным произведениям, и Игорь Сысолятин обратился к музею с предложением о выставке. Из новых поступлений в его коллекцию были отобраны произведения, объединенные темой иконописных редкостей. Их дополняют памятники из фондов Музея имени Андрея Рублева, часть которых специально отреставрировали к этому событию.
В состав выставки вошло 77 произведений, отражающих многообразие ее тематики, — от уникальных сюжетов до распространенных, но в особой иконографической редакции. Среди них — редко встречающиеся варианты изображения Святой Троицы, Христа, Богоматери и событий Евангельской истории, гимнографических и дидактических сюжетов, образы святых. Существует множество икон распространенной тематики с редким, а подчас и уникальным вариантом изображения. Так, в обычный на первый взгляд образ Спаса Нерукотворного, представленный на выставке, были добавлены тексты на свитках и группа фигур внизу, что повлекло совершенно новую трактовку образа.
На другой иконе Святая Троица в изводе «Отечество» вписана в концентрическую композицию с силами небесными, и это сразу придало ей необычный облик. На старообрядческой иконе «Господь Саваоф», которые сами по себе встречаются нечасто, художник вложил в руку Господа державу, разместив по сторонам серафимов и херувимов.
Большинство новых пришли в русскую иконопись в Новое время, когда религиозные чувства значительной части общества заметно изменились: возрос интерес к Священной истории, богословию и догматике, особенно в старообрядческой среде, где появились новые иконографические изводы, такие как монументальный «Собор русских святых».
В качестве самостоятельного иконного изображения выделился сюжет «Лоно Авраамово», кардинальные изменения претерпело изображение Страшного суда. Все композиции относятся к редким.
Степень популярности богородичных икон отражалась на распространенности их списков. Далеко не все пользовались всеобщим почитанием, многие оставались местночтимыми, причем со временем ситуация могла измениться.
К малоизвестным и локально чтимым принадлежат образы: «Богоматерь Псково-Печерская», «Богоматерь Озерянская», «Богоматерь Пюхтицкая».
География создания этих произведений чрезвычайно широка — от Оружейной палаты до отдаленного Севера и Сибири. Новое время представлено столичными и региональными памятниками. Большую группу составляют старообрядческие иконы, происходящие как из широко известных, так и малознакомых художественных центров (Палех, Мстёра, Выг, Романов-Борисоглебск, Гуслицы, Сызрань, Невьянск, Калуга, старообрядческие поселения Верхневолжья, Румынии и Литвы). Большой интерес представляют подписные работы московского иконописца Ивана Полякова, холуянина Михаила Сивкова, красноярского мастера Тимофея Ростовцева.
Выставка будет работать до 25 февраля 2024 года.
Подскажите, пожалуйста, какого века и места создания Икона Богоматери Печерская?