В последние недели старообрядческий мир обсуждает присоединение предстоятеля РПСЦ к другому старообрядческому согласию в качестве его первоиерарха. Впервые в истории один человек возглавил две конфессии.
У наблюдателей и экспертов возникает закономерный вопрос — а не откроет ли этот прецедент «ящик пандоры», который позволит любому религиозному лидеру путем нехитрых политтехнологических манипуляций стать во главе другой конфессии? Некоторые видят в этом событии новую форму прозелитизма, когда для поглощения одной конфессией другой достаточно пары незаметных юридических процедур. То есть, говоря современным языком, совершить рейдерских захват чужой конфессии путем не церковных, а юридических ухищрений.
Алармистски настроенная общественность рассматривает это событие как предвещающее и приближающее последние времена, ибо, согласно некоторым толкованиям, антихрист должен будет неким способом возглавить и даже объединить разные религии. Понятно, что говорить о «нарождении антихриста» еще преждевременно, но уже находятся люди, «углаждающие пути» ему.
Не меньший резонанс вызвали и решения Освященного Собора Древлеправославной Архиепископии, состоявшегося 7 декабря 2023 года. Собравшиеся, под председательством предстоятеля Церкви епископа Никодима (Елякина), рассмотрели дело недавно присоединившегося к этой церкви гражданина К. И. Титова (известного в Русской Православной старообрядческой Церкви в качестве митрополита Корнилия). Решением священноначалия он был лишен священного сана и осужден на пожизненное пребывание в монастыре под строгим духовным надзором.
Об этих непростых событиях в своем блоге «Древнее благочестие» рассуждает священноиерей Виктор Кузнецов (РДЦ). Он является клириком Московского кафедрального собора Покрова Богородицы, руководителем Отдела Информации и правового обеспечения Русской Древлеправославной Церкви. С 2014-2018 гг. — проректор по учебной части Высшего Древлеправославного Духовного училища и преподаватель Катехизиса и Догматического богословия.
О присоединении предстоятеля РПсЦ к другому согласию
Сегодня мне сообщили новость, от которой я просто оторопел, несколько раз перечитывал, думал, что показалось, но нет, все так, как написано. Слезы навернулись невольно (имеется в виду переход предстоятеля РПСЦ митрополита Корнилия (Титова) на руководящую должность в другую конфессию, Древлеправославную Архиепископию, и последовавшие за этим драматические события — прим. ред.).
А как все хорошо начиналось в его стремительной церковной карьере. За короткий срок — и ты уже на Олимпе, оттуда на всех смотришь сверху вниз. Затем посещение Его Превосходительством Президентом. Многочисленные ордена, медали на груди, званые обеды и ужины и многие другие почести… Чего еще не хватало человеку?
И тут такое!
Как вы думаете — звездность? (звездная болезнь — деформация личности на почве завышенного и преувеличенного отношения к себе и своим достижениям — прим. ред.) Я думаю, что нет, он же бывший лицедей (никого не хочу обидеть, простите, если кого-то задело, но актерство называть нужно правильно — лицедейство), поэтому у него не должно быть таких комплексов.
Что же тогда, если не звездность?
Можно ли так необдуманно, поспешно и неосторожно вести себя человеку, по-настоящему верующему? Верующий должен думать и понимать: где Господь? Где Церковь? Где, наконец, иерархия? Да, и кто он сам?
То, что, сделано, похоже на необъяснимый переход с высокопоставленной руководящей должности на поденную черновую работу. Например, работая многие годы руководителем РОСТЕХА, неожиданно стать мастером по ремонту утюгов в подвале хрущевки спального района Москвы. Мне кажется, точно так же поступил митрополит, нет, теперь уже просто — инок Корнилий.
Для меня это шок.
В прошлом, бывший митрополит Корнилий лично для меня всегда ассоциировался с руководителем, который действует исключительно на благо своей организации. Казалось, он так высоко поднял свою планку, что после него вряд ли кто-то сумеет повторить подобное. И в первую очередь, это касается представительства своей организации в сферах общественной жизни.
И так сесть в калошу!
Допустим, что РПсЦ признала эту контору «на задворках» (Древлеправославную Архиепископию — прим. ред.), как имеющую правильную, преемственную иерархию. Но зачем нужно было туда переходить???
Неужели нет никакого понимания канонических правил?
Кто мог надоумить на такое — утюги чинить-то? Кто его советники, не глупые же должны быть люди? Не царское это дело, а он взял и перешел в другую конфессию. И этому есть официальное подтверждение — государственная регистрация в органах Минюста России.
Если следовать правилам церковным, инок Корнилий, будучи первосвятителем в «своей церкви», перешел в другую, и не просто, а отказавшись от своего сана митрополита, приняв сан архиепископа. Причем без хиротоний, как-то так — сам, что ли, руки возлагал на себя?!
Здесь имеются как минимум два преступления против святоотеческих правил: вероотступничество и публичный отказ от священного сана. Все это изложено в постановлениях от 7 декабря 2023 года, с точки зрения той же Древлеправославной Архиепископии и заверено являющимся у них епископом Никодимом(Елякиным).
Таким образом, история окончилась извержением из сана.
Что теперь будет с рядовыми священниками РПсЦ? Все они теперь повязаны евхаристическим общением с человеком, лишенным сана. Видимо, вовремя Браильская митрополия открестилась от РПсЦ.
Об извержении из священного сана
Сама по себе ситуация нестандартная и сразу однозначный вывод сложно сформулировать. Но, давайте поразмышляем.
Корнилий (Титов), будучи облечен саном митрополита в одной конфессии, согласился принять сан архиепископа в другой конфессии.
Он зарегистрирован в документах Минюста РФ именно архиепископом.
Церковные правила обозначают этот поступок как отказ от своего сана и принятие сана ниже, и в другой конфессии.
Далее. С точки зрения канонов для Русской Православной старообрядческой Церкви, Древлеправославная Архиепископия является раздором. Получается, что присоединение митрополита Корнилия к Дрвлеправославной Архиепископии — это переход в раздор. Это однозначно, даже если не брать во внимание мнение Никодима Елякина. А так называемая Мирная грамота не имеет значения (на данный момент Мирная Грамота между РПсЦ и ДА упразднена Освященным Собором РПсЦ 2023 года — прим. ред.).
С другой стороны, здесь наблюдается некая уния по принципу католиков восточного обряда: оставайтесь при своем вероисповедании, но меня поминайте как главу исповедания. Такой нео-католический вариант в старообрядческом исполнении.
Сказать, что подобные действия совершены без личного согласия — нельзя, регистрация в Минюсте на сегодня не оспорена Титовым, а значит — он согласен с тем, что он все же, хотя бы номинально, но согласился именоваться архиепископом.
Никодим (Елякин) в этой ситуации — единственный, кто является пострадавшей стороной, и, с точки зрения канонического права, все выглядит именно так, как указано в его постановлениях.
И теперь главный вопрос — полномочен ли Елякин лишать сана Титова?
Опять же — вернемся к действиям Титова. Он при живом епископе захватил власть в его епархии, а именно — вторгся в чужую епархию и стал там руководителем. И не просто в чужую епархию, а вообще в чужую конфессию, совершенно другую иерархию и т. д.
Поэтому действия Никодима (Елякина) вполне себе адекватные сложившейся ситуации.
Автор статьи пишет, что рядом должны быть хорошие советники, которые должны были предупредить об опасности поспешного вхождения в Древлеправославную Архиепископию. Наверняка предупредили, а владыка Корнилий не послушал. Поспешно, неопытно вошел и случилось преждевременное саноизвержение!
И тут Остапа понесло. Сначала на чужих землях , потом в чужом монастыре. Жажда власти — дело наказуемое.
В конце концов, я никого так не боюсь, как епископов, исключая немногих.(Златоуст)