На страницах нашего сайта мы рассказывали об окончании проекта интеграции России в западное сообщество, по причине не только изменения внутреннего политического курса, но и нежелания больше со стороны Запада видеть Россию в своем сообществе. В статьях «Новая реальность или новая нормальность?» и «Веление времени — опора на себя» обсуждались вопросы суверенизации экономики и идеологии. Этим же темам был посвящен VII Московский экономический форум (МЭФ), состоявшийся 4-5 апреля 2023 года, и известный, как одно из крупнейших собраний ведущих российских экономистов, промышленников, предпринимателей и идеологов патриотической направленности.
В рамках форума на тему современной культуры с нами поделился своими мыслями российский театральный режиссер, продюсер и педагог Эдуард Бояков.
Поскольку мы находимся на экономическом форуме, то здесь не обойтись без конкретики, экономика не существует без цифр, экономика не существует без измеряемых показателей, без того, что должно быть рационально объяснено и продемонстрировано.
Культура, в противоположность этому, представляет другую область, где цифры процентов роста, какие-то индексы, какие-то рубли, доллары, тонны и граммы и другие показатели не работают. Культуру нужно исследовать в ином измерении.
Я, выступая, часто привожу один и тот же аргумент. Огромное количество людей, которые называют себя патриотами, состоят на высоких постах государевой службы, не обращают внимание на повседневную окружающую их культуру. Например, под какую музыку их внучка танцует в школьной танцевальной студии, что происходит в школьной среде и молодежной культуре.
Например, есть такая передача для молодежи — шоу «Голос. Дети». Огромное большинство песен, исполняемых там, на английском языке. И здесь уместно вспомнить про интонацию и строй языка. Английский код — это великий код, английский язык — это великий язык, английская культура — это великая культура, она имеет и свое смысловое и духовное содержание, вплоть до синтаксиса. Там существует определенный порядок. Так вот, слушая такие песни, не только наши дети, но и мы сами начинаем усваивать этот чуждый для нас код, начинаем оперировать смыслами, содержащимися в этом языке, этих песнях и танцах.
Тем самым мы теряем свой код, теряем огромные возможности, которые имеются у русского языка и русской культуры.
Вообще, мы часто не понимаем что имеем в виду, когда говорим о культурной политике. Не понимаем, как она работает, в чем она выражается. Мы думаем, что культурная политика — это Большой театр или Третьяковская галерея. Однако культурная политика — это наша окружающая повседневность, то, что мы видим по телевидению или слушаем по радио каждый день. С этой средой нам и нужно работать.
Русская культура насыщена своими кодами и смыслами. Я бы сказал, что каждое событие нашей истории, объекты топографии и урбанистки имеют свой код.
Например, две столицы — и Москва, и Петербург — это удивительные противоположности, но оба города являют свои стройные примеры кода и пространственного ключа. В Москве можно легко обнаружить код конкретной эпохи. Проезжая по городу, вы увидите, где Москва XIX века, где Москва XVII века, где Москва 50-х или 70-х годов XX века. А вот картина современной Москвы разрушается, сыпется, истончается, происходит эрозия кода.
На мой взгляд, дальнейшее развитие русской культуры невозможно без понимания этих кодов, которые пронизывают всю культурную жизнь снизу и доверху.
От массовой культуры до элитарных стилей, от народной музыки до великих композиторов, которых слушают во всем мире. В наше время развивать культуру надо, учитывая мировую конкуренцию, поскольку иначе мы не можем создавать произведения глобального характера, влиять не только на себя, но и на остальной мир.
Пришло время сказать правду об уровне наших учебных заведений. Потому что Строгановка и архитектурные академии проиграли конкуренцию с Британской школой дизайна. Государственные чиновники берут на работу выпускников школы дизайна. На всех ключевых позициях в нашем государстве — представители этих образовательных парадигм. При этом мы живем в стране, в которой архитектурная, дизайнерская академии имеют невероятные дворцы, миллиарды рублей дотаций, но они проигрывают в конкурентном поле независимым западно-ориентированным либеральным проектам. С этим надо что-то делать.
16 апреля 2023 года в национальный прокат выходит большой фильм с Михаилом Пореченковым, который называется «Русский крест», это моя основная работа на нынешний момент. Прошу оценить смыслы, заложенные в нем.
Комментариев пока нет