Единоверческий публицист Василий Клинцов представляет отклик на статью «Новая реальность или новая нормальность». Как старообрядцы РПЦ смотрят на перспективы идеологического реванша самобытной России?
Подымется русский царь!
Мы живем в чрезвычайно насыщенное событиями время, подчас от сводок о боевых действиях, от новостей о политических и экономических потрясениях не остается внутренней тишины для молитвы, духовного самоопределения в конфликте или для осмысления происходящего. Но именно такое время требует особой крепости, консолидации духовно-идеологических сил, чтобы за внешним видеть внутреннее, не давая увлечь себя романтической экзальтации и сохраняя великопостную оптику взгляда — вглубь, в сердце, и вверх: горе,ко Господу. Важно не угасить евангельского «льна курящегося» и помнить ахматовские строки о том, «что ныне лежит на весах» и за какое будущее идет война.
Я полностью согласен с автором статьи «Новая реальность или новая нормальность?» в том, что взгляд на Россию как на что-то «вторичное, не способное к саморазвитию» исчерпан не только событиями проходящими на территории бывшей УССР, и западными санкциями, призванными задушить нашу страну экономически. И в условиях этого противостояния действительно настает время говорить о русской «старообрядческой альтернативе», которая может помочь поправить дела.
Традиция Святой Руси жива, русская идея актуализируется, как предсказывал малоросс Николай Гоголь в монологе Тараса Бульбы: «Что, взяли, чертовы ляхи? Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся козак? Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему! Да разве найдутся на свете такие огни и муки и сила такая, которая бы пересилила русскую силу!»…
Верю, что эта пока еще «подспудная» сила, говоря словами публициста-старовера начала ХХ века Ивана Кириллова, мобилизует делателей на ниве полноценного возрождения Руси и Церкви Христовой. А Царский русский путь — это тип высоко развитого общества Московии, при
Годунове весьма выраженный: гармоничное триединство элементов монархии, аристократии и демократии, а также симфония патриаршей церкви и царской власти.
Духовная опора — старая русская вера
Согласится ли со мной читатель, что в нынешнем конфликте стороны противостояния — совсем не только Россия и американизированный Запад? И что поле битвы — не только Ново-и Малороссия, но, как писал Ф. М. Достоевский, «сердца людей», где дьявол с Богом борется Кризисы, подобные современному, обостряют духовные и идейные поиски в турбулентном обществе, и на фоне глобального пробуждения мы не должны оказаться ослабленными духовно, оторванными от корней святорусской православной традиции. Именно поэтому в Русской Православной Церкви должен звучать голос сторонников самобытного пути — единоверцев старого обряда и других патриотов-консерваторов. Слава Богу, это не маргиналы, а духовная элита верующего народа. И их голос будет звучать, предостерегая и направляя!
На наших глазах Российская Федерация совершает экономическую переориентацию с теряющих моральный и экономический авторитет Европы и США на мощную разноликую Азию, сильные и многолюдные Латинскую Америку и Африку. Этому процессу кардинальных перемен, весьма вероятно, будет сопутствовать культурная и идеологическая автаркия (не путать с изоляцией),то есть опора на свои собственные «запасы» ресурсов,в том числе духовных.
Именно в этих условиях, как я уже писал, и не грех это повторить, маятник не только церковного искусства, но и общественной идеологии РПЦ может качнуться, сдвинувшись от «латинского пленения» к Древней Руси, от духа Нового Времени и подражания Западу — к благословенному Средневековью и самобытному цветению. И это не либеральные «ужасы» сорокинского цикла о нео-опричнине, а что-то доброе, чаемое и светлое. И я убежден: опора на себя в духовной проекции — это корни Древней Руси, допетровской и дораскольной. Это в той или иной мере Стоглав, Московское царство и Патриаршая церковь. То есть, наша корневая система, духовная опора — это старая русская вера! Поэтому при любой погоде разговор об идеологии древлеправославного единоверия будет продолжен! Крайне важно именно теперь заявить о существующей альтернативе казенному и выхолощенному безплодному мировоззрению, духу той самой, условно говоря, «никонианской концепции», о которой пишет автор статьи «Новая реальность…», которая из раза в раз заводила нас в тупики и катастрофы, как в 1917-м и 1991-м.
Вспомнили о Святой Руси
Не будет преувеличением сказать, что у русских существует исторически детерминированная «системная уязвимость», зависимость внутреннего тонуса от влияния снаружи, из-за границ России, то с Юга, то с Запада. Подобно тому, как в XVII веке «восточные патриархи не поколебались осудить русский обряд, русский стиль православия и прошлое русской церкви» (С. Зеньковский), в XXI веке осуждению и шельмованию, «культуре отмены» уже подвергается вообще все русское. Нам будут нещадно мстить за попытки вернуть себе доминирование в восточнославянском ареале и всем Русском Мире — и за его пределами. И что мы можем противопоставить этому хотя бы у себя дома?
На самом деле, альтернатива есть. В нашей духовной жизни должно воскреснуть исконно-русское направление и как литургический эталон, и как ценностный ориентир, жизненный идеал. Это то самое направление, которое, как писал прот. Георгий Флоровский, на Большом соборе 1667 года «осуждалось и осуждалось как невежество и безрассудство, как суемудрие и ересь». Призвав зарубежных владык судить нашу церковную старину три с половиной века назад, мы сами сняли защитные барьеры, став открытыми для внешних сил, которые многое знают о наших болевых точках, детонаторах дестабилизации. Именно поэтому на повестке дня — вопрос вычищения из духовного пространства западнической «псевдоморфозы» XVII-XIX вв. и других видов чужебесия. Этот путь вполне реален и, более того, на мой взгляд, просто неизбежен, если мы хотим жить дальше как нация, а не русскоязычное космополитичное сообщество.
«Народ, не имеющий национального самосознания, есть навоз, на котором произрастают другие народы… удобрительный навоз для других народов», — так говорил еще П. А. Столыпин. Это ключевой вопрос в поиске нашим народом самого себя в совершенно новых исторических обстоятельствах, которые еще проходят стадию кризиса. И похоже, именно сейчас потаенная Русь выходит из периода постсоветской дремоты, в который «золотая Азия» опочила, по Есенину, на куполах новодельных храмов РПЦ, покрытых рыжим нитридом титана. В какой-то момент показалось, что ничего уже не будет. Но нет, что-то да будет.
Уже есть признаки смены духовной парадигмы: в самый разгар украинского кризиса Синод РПЦ неожиданно принял новое «Положение о старообрядных приходах» — столько лет тянули, и вот оно — утверждено. Каким бы пресным само по себе оно ни было, но это сигнал всему обществу. И вот еще одно символическое событие из того же ряда: в синодальном тексте молитвы «О восстановлении мира» заметно важное изменение по сравнению с началом военного конфликта на Донбассе в 2014 году: если раньше призывали молиться о «чадах, в земле украинстей сущих», то в новой молитве говорится о внешних врагах, «брани хотящих и на Святую Русь ополчающихся». Вспомнили, стало быть, и о приходах старого обряда, и о Святой Руси? Понадобились военные действия, чтобы идеологический лед тронулся. И это только начало тектонических изменений.
Автор: Василий Клинцов
Комментариев пока нет