14 декабря 1812 года у города Ковно (ныне Каунас) остатки «Великой Армии» императора Франции Наполеона численностью 1600 человек бежали из Российской империи, переправившись через реку Неман в Варшавское герцогство, а затем в Пруссию. Так бесславно закончился поход французского диктатора, мечтавшего поставить на колени Российскую империю. В 2022 году в нашей стране отмечается знаменательная дата — 210 лет с тех пор, как русский народ одержал победу в Отечественной войне, которую в начале XIX века начали французы во главе с императором Наполеоном против России.
Жестокая агрессивная война была развязана Наполеоном с целью поработить всю Европу. Разгром Российской империи, по замыслу Бонапарта, должен был поставить ее в зависимое, полувассальное положение. К началу войны с Россией «Великая армия» Наполеона насчитывала около 450 тысяч человек и объединяла двадцать народов.
Все сословия и национальности, проживающие в России, выступили против этого нашествия. Старообрядцы одни из первых выступили на защиту России. Это и неудивительно. В те годы значительная часть русской армии состояла из казачества, также граница Российской империи охранялась в основном казачьими частями, среди которых значительная часть исповедовала старую веру. Особенно много старообрядцев было в донском, яицком, оренбургском, терском и семиреченском казачестве. В «Отчете Оренбургской губернии по части Департамента полиции исполнительной», подготовленном в начале XIX века, говорилось: «… казаки Войска Уральского все вообще с женами и детьми суть старообрядцы». Впоследствии казаки-старообрядцы служили в личной охране российских императоров, в том числе Николая II.
Не меньше старообрядцев было среди стихийно образованных партизанских отрядов. Предприимчивые старообрядческие купцы и крестьяне создавали партизанские отряды, которые сыграли огромную роль в разгроме наполеоновской армии, разрушив пути снабжения. Так, старообрядец, Павлов-Посадский староста Герасим Курин собрал отряд численностью около 5000 человек, включая около 500 конных, и атаковал отряды неприятеля. Во время этих вылазок его партизанский отряд смог уничтожить и пленить множество французских солдат, отбил хлебный обоз из 20 повозок и артиллерийский отряд вместе с 3 пушками.
Серьезным испытанием для Москвы стала осень 1812 года. 3 сентября французские войска вошли в опустевший город. В тот же день начался грандиозный московский пожар. В течение шести дней бушевало пламя, зарево которого было видно на расстоянии более 100 верст. Пожар утих только 8 сентября, уничтожив три четверти городских строений. В городе французские войска начали откровенное мародерство.
Заняв Москву, французские солдаты врывались в жилища, грабили, не щадили они ни церквей, ни монастырей. В московских монастырях и церквях многие святыни были поруганы, церкви были завалены сеном и навозом, так как их использовали под конюшни. Были разрушены престолы и жертвенники, расколоты и сожжены многие иконы. Алчные мародеры разграбили ценности Московского Кремля, которые не удалось вывести, осквернили Архангельский собор, в котором находились гробницы царей.
Варвары побывали также в духовном центре старообрядцев — Рогожском кладбище. Во время нашествия Наполеона целый французский отряд располагался на Рогожском кладбище, при этом командующий отрядом поселился в доме старейшего священника о. Иоанна Евфимовича, а конница отряда помещалась в Покровском храме Рогожского кладбища.
Спасение святынь Рогожского кладбища с Божией помощью совершилось следующим образом. В то время служил на Рогожском энергичный и деятельный священник Иоанн Матвеевич Ястребов (всего прослуживший 49 лет). Отец Иоанн, один из немногих оставшихся на Рогожском кладбище, после вторжения в Москву французов, решил с Божией помощью сберечь святыни и ценности старообрядцев. С несколькими помощниками о. Иоанн сумел скрыть в тайниках и даже в самих кладбищенских склепах и могилах ценные иконы, книги и церковное имущество. «Спасение рогожских ценностей, — говорит Мельников-Печерский, — со стороны старообрядцев приписано было особенному покровительству Божию, оказанному последователям истинной веры…»
Отец Иоанн Ястребов оказал неоценимую услугу Рогожскому кладбищу еще и тем, что, по очищении Москвы от неприятеля, он обратился к прославленному герою Отечественной войны графу Матвею Ивановичу Платову — войсковому атаману донских казаков, занявших Москву после отступления Наполеона. Атаман Платов проявил необыкновенную храбрость во время военных действий на Кавказе, войны с персами, при взятии Очакова, Измаила и Перекопа. Он был отмечен полководцем А. В. Суворовым как замечательный воин. За героизм в войне с Наполеоном он был возведен в графское достоинство. Отец Иоанн просил Платова, чтобы тот оставил на Рогожском кладбище походную полотняную церковь, которая была освящена в дораскольные времена во имя Пресвятыя Троицы и находилась с графом Платовым во время похода против Наполеона. Войско донских казаков насчитывало много старообрядцев, сам войсковой атаман граф Платов весьма сочувственно относился к хранителям старой веры. В заметке журнала «Церковь» № 35 за 1912 год написано:
«Очень немногим известно, что прославленный герой Отечественной Войны граф Платов был старообрядец. По обстоятельствам того времени, и по положению, которое Платов занимал, он вынужден был скрывать свою принадлежность к старообрядчеству. Но московские старообрядцы хорошо знали, что он — старообрядец. Благодаря графу Платову они получили возможность совершать божественную литургию в храмах Рогожского кладбища».
Позже начальник столицы дал разрешение служить в этой походной церкви литургии, хотя ранее старообрядцам служить литургию было запрещено. В старообрядческом календаре за 1912 год повествуется:
«В 1823 году 13 и 14 января в рождественской часовне поставлена была новая полотняная церковь и несколько попов соборне служили литургию при огромном стечении народа».
Существует память о пребывании французов на Рогожском кладбище — это две надписи того времени. Первая надпись располагается на обороте иконы святителя Николы, находившейся тогда в Христорождественском соборе, в главном иконостасе у северных дверей, следующего содержания: «Тайну Цареву добро есть таити (хранити), а дела Божия проповедати преславно есть. Лето 7320 (1812 год) при губительном нашествии неистовых полчищ Наполеона, насильственною рукою везде и в сем божественном храме обнаживших святыню благолепного ея украшения; похищавших и самые малоценные вещи, видимое на сем образе позлащенное сребро, находившееся непрестанно перед очами оных злодеев не хранимое ни кем и не защищаемое, прославляя Господь чудесами великого угодника Николу, благоволи соблюсти невредимым, и от вражеских святотатственных рук неприкосновенным».
Другая надпись в те времена появилась на алтарной южной двери того же храма. Эта надпись гласит: «Следы неистовства неприятелей, оставлены сентебря 3 дня 1812 года».
Следы эти видны до сих пор: это пять глубоких язв, колотых каким-то острым орудием на алтарной дверной иконе, изображающей архидиакона Стефана. Хранятся эти иконы в Покровском соборе на Рогожском. Также имеется упоминание о том, что служебная книга Минея за декабрь месяц была изрублена французами, что отразил в своем стихотворении поэт С. Глинка, обличив «буйство и дерзость галлов».
Через несколько месяцев после занятия сожженной Москвы французские войска стали испытывать голод. В окрестностях столицы русский народ создавал партизанские отряды, которые уничтожали группы неприятелей, искавших пропитания. Наполеон, видя безнадежность своего положения, написал письмо царю Александру I о примирении, но это послание осталось без ответа, тогда в январе 1813 года Наполеон приказал своим войскам покинуть Москву, при этом взорвать святыни Кремля. После этого он говорил, что «Москва утратила навсегда свое значение, сожжена и разорена на сто лет».
Когда фельдмаршалу Кутузову донесли, что враги оставили Москву, он заплакал и, перекрестившись на образ Спасителя, сказал: «Боже, Создатель мой! Наконец Ты внял молитве нашей. С этой минуты Россия свободна…» Французы были вынуждены отступать по калужской дороге, гонимые русскими войсками и народным крестьянским ополчением. Казаки атамана Платова преследовали неприятеля по пятам. После битвы под Малоярославцем войска Наполеона вынуждены были двинуться по разоренной смоленской дороге, через Бородинское поле. Приняв несколько боев, остатки французской армии бежали из пределов русской земли, ища спасение от холода и голодной смерти, оставляя знамена, бросая оружие.
Так, с Божией помощью и благодаря подвигу русского народа, закончилась война 1812 года, принесшая славу и честь русскому воинству, отстоявшему и защитившему православные святыни земли Русской.
Особое место в истории Москвы во время Отечественной войны принадлежит Прокопию Дмитриевичу Шелапутину. Когда французы вступили в Москву, городской глава граф Растопчин поспешно бежал из столицы. В это трудное и опасное для Москвы время на должность городского главы был назначен П. Д. Шелапутин, который происходил из старинного старообрядческого рода, был купцом первой гильдии и имел звание «Комерции Советник», пользовался почетом и уважением за свои пожертвования в пользу Москвы.
Прокопий Дмитриевич и после ухода французов был около года городским головой по назначению, после чего уже состоялись выборы. За заслуги перед Отечеством в войну 1812 года он был удостоен нескольких орденов. Более того, за заслуги, оказанные Отечеству, П. Д. Шелапутин с потомством был возведен Высочайшей грамотой в дворянское достоинство, что являлось исключительным для старообрядцев случаем.
Скончался Прокопий Дмитриевич Шелапутин в 1828 году и погребен вместе со своей супругой Харитиной на Рогожском кладбище. На мраморном надгробии, сохранившемся до настоящего времени, имеется следующая надпись:
«Под сим камнем погребено тело раба Божия, московского первой гильдии купца, комерции советника, дворянина и кавалера Прокопия Дмитриевича Шелапутина, скончавшегося 1828 года января, тринадцатого дня, в девятнадцать часов по полудни; житие его было 51 год 6 месяцев и 12 дней».
В настоящее время Московским правительством принято решение о реставрации надгробия Прокопия Дмитриевича Шелапутина.
Остается надеяться, что рано или поздно подвиги старообрядцев во время войны 1812 года удостоятся отдельному исследованию, а читали смогут ознакомиться с героической историей победы русского народа в Отечественной войне, в которую достойную лепту внесли старообрядцы, мужественно и самоотверженно служа спасению России.
Комментариев пока нет