30 марта 2022 года в музее имени Андрея Рублева состоялась презентация альбома орнаментов, принадлежавшего художнику-реставратору и исследователю древнерусского искусства Сергею Сергеевичу Чуракову.
С. С. Чураков (1908–1964) стал сотрудником Музея имени Андрея Рублева в 1957 году. Он занимался реставрацией произведений древнерусской иконописи и как эксперт участвовал в формировании музейного собрания. В зале монументальной живописи постоянной экспозиции музея находятся спасенные им фрагменты стенописи из разрушенных храмов поволжских городов Юрьевца-Повольского и Пучежа, попавших в зону затопления при строительстве Горьковского водохранилища в 1950-х годах.
Находка в семейном архиве сына художника рабочего альбома С. С. Чуракова стала настоящим открытием в области истории изучения древнерусского искусства в XX столетии. Альбом содержит около восьмидесяти копий орнаментов стенных росписей девятнадцати древнерусских храмов XII–XVIII веков. Увлекательная история его создания охватывает почти тридцать лет, непростых для сохранения национального художественного наследия. В свое время альбом был высоко оценен знаменитыми художниками и искусствоведами П. Д. Кориным, И. Э. Грабарем и М. В. Алпатовым, а также одним из создателей музея имени Андрея Рублева, знатоком древнерусского искусства Н. А. Деминой. Именно она стала инициатором поступления нескольких листов из этого альбома в коллекцию музея еще в 1958 году. На открывающейся выставке впервые спустя более 60 лет две части одного альбома вновь соединятся в едином музейном пространстве.
В ходе презентации выступил Димитрий Сергеевич Чураков, родной сын легендарного исследователя. Он поблагодарил музей им. Андрея Рублева за организацию этой выставки и рассказал о деятельности своего отца:
«С вашим музеем была тесно связана жизнь моего отца (С. С. Чуракова) и нашей семьи. Дома мы жили жизнью музея, его событиями. События музея и достижения его сотрудников переживались нами лично. Отец передал мне интерес к этой теме, и я всю последующею свою жизнь воплощал его задумки и идеи. Отец был откомандирован в музей от комбината декоративно-оформительского искусства так же, как и многие другие реставраторы. В моей памяти сохранились необыкновенные дни открытия музея. Никогда не забуду 21 сентября 1960 года, радостные и светлые лица присутствующих на этом событии. Интересно, что оно было приурочено к 600-летию со дня рождения иконописца. Отец оказался одним из десяти награжденных медалью во время открытия музея Андрея Рублева. Она вручается за многолетний труд в области иконописи, храмового зодчества, преподавательской деятельности и изысканиях в археологических дисциплинах, связанных с православной культурой.
С раннего детства я приходил в реставрационную мастерскую музея, где отец поручал мне небольшие работы. Он разрешал мне прибивать маленькими гвоздиками басму к иконам суздальского чина. Помимо прочего мой отец владел каллиграфией и писал в этом стиле письма-поздравления ученым, искусствоведам, деятелям культуры. Таким образом в отце сочетался и художник, и ученый. Альбом декоративных орнаментов, представленный на выставке, мой отец начал собирать в самом начале 30-х годов XX века во время творческих поездок, командировок по проведению реставраций памятников русской архитектуры, например в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры».
Затем выступила куратор выставки Татьяна Алексеевна Жукова. Она отметила, что перед выставкой была проделана большая командная работа. Дизайн проекта осуществляла Яна Телешова. К сожалению, многие годы альбом Чуракова не был доступен обычным посетителям. Сегодня исполняется 84 года с тех пор, как иллюстрации этой уникальной книги ждут своих зрителей. Основа альбома была завершена к 1938 году, но некоторые листы появлялись и существенно позже, в ходе работы Чуракова на монументальных объектах русского зодчества. Среди них, например, листы с орнаментами Дионисия из собора Рожества Богородицы Ферапонтова монастыря. В 1940 году была подготовлена научная статья С. С. Чуракова о древнерусских орнаментах, однако ее издание было отложено из-за начавшейся Великой Отечественной Войны. Только в 1958 году в журнале «Древнерусское искусство» вышло это исследование. Оно было богато иллюстрировано орнаментами, которые мы сегодня можем видеть на нашей выставке.
В 2017 году Т. А Жукова подготовила доклад, посвященный альбому С. С. Чуракова и найденным им орнаментам. Но только сегодня, 30 марта 2022 года, этот альбом представлен не только научному сообществу, но и широкому зрителю. Надо отметить, что когда С. С. Чураков создавал этот альбом, он рассматривал его не только как исторический источник, но и как подспорье для современных художников-монументалистов в решении самых разных декоративных и художественных задач. Также эти орнаменты можно использовать и в прикладных ремеслах — вышивке, бисероплетении и так далее. Куратор выставки отметила, что работать с этим альбомом было невероятно интересно, он представляет собой своеобразную «капсулу времени» — шесть веков древнерусского орнамента и 30 лет жизни С. С. Чуракова. Также она сообщила, что существует слайд-фильм, на котором запечатлены все орнаменты из этого альбома.
Выставка открывает цикл проектов, приуроченных к 75-летию основания Музея имени Андрея Рублева, которое отмечается в этом году. Она не только отдает дань памяти одному из выдающихся сотрудников в истории музея, но и позволяет увидеть богатство орнаментальной декорации русских храмов, о которой сам С. С. Чураков писал так: «Красивы и на редкость разнообразны орнаменты наших стенных росписей XI — XVIII веков, выполнявшиеся по сырому известковому грунту. В них нет и помину о трафарете — все наполнено разнообразием, выдумкой и жизнерадостностью».
Комментариев пока нет