В декабре 2021 года исполняется 160 лет со дня рождения выдающегося русского художника-импрессиониста, выходца из старообрядческой среды Константина Алексеевича Коровина.
Константин Алексеевич Коровин родился в Москве (23 ноября) 5 декабря 1861 года в состоятельной старообрядческой купеческой семье. Любовь к искусству Константин Коровин перенял у родителей. Особенно ему нравились акварельные рисунки матери. Художник писал в своих мемуарах, что от ее пейзажей «улетал куда-то в райские края». Вслед за братом Сергеем 14-летний Константин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но на архитектурное отделение. Кто знает, как бы сложилась его жизнь, если бы он так и остался учиться на нем, а не перевелся на живописное, где его преподавателями стали Алексей Саврасов, Василий Перов и Василий Поленов. Впрочем, Коровин не растерял полученные на архитектурном отделении знания — гораздо позже он спроектировал дачу не только для себя, но и для своего друга Федора Шаляпина.
В 1890-х Сава Мамонтов предложил Коровину и Серову отправиться на Север. В то время он занимался строительством Архангельской железной дороги. Художники с радостью согласились. Они посетили Архангельск, Териберку, поплавали на пароходе «Ломоносов» по Ледовитому океану, создали множество этюдов и даже успели поохотиться на белых медведей. После этой поездки Коровин написал панно для павильона «Крайний Север» на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде 1896 года, получившие широкое признание. «Северный павильон с Константиновыми фресками чуть ли не самый живой и талантливый на выставке», — говорил Василий Поленов. В этот период появляются такие его работы, как «Гавань в Норвегии», «Ручей святого Трифона в Печенеге», «Гаммерфест. Северное сияние», «Мурманский берег».
Работу Коровина «Портрет хористки», написанную в 1883 году, позднее назвали «первой ласточкой русского импрессионизма». Интересно, что когда Поленов спросил Коровина, знает ли он импрессионистов, тот только пожал плечами. Многие художники того времени раскритиковали новаторский стиль первого русского импрессиониста, из-за чего он после окончания училища так и не получил высшее звание «классного» художника. Уже в 1887 году Коровин впервые посетил родину импрессионизма — Париж, и написал: «У них нашел я все то самое, за что так ругали меня дома, в Москве…»
Константин Алексеевич много путешествовал по Европе вместе с труппой Мамонтова. Здесь он находил новые необычные сюжеты. Однажды Коровин стоял с мольбертом на улице Парижа и рисовал. Русская пара остановилась, чтобы посмотреть, как работает художник. Мужчина прокомментировал, что все-таки французы очень сильны в колорите. На что Коровин парировал «Русские не хуже!»
В отличие от многих импрессионистов, Коровин никогда не отказывался от черной краски. Иногда используя ее очень обильно. Как, например, на картине «Итальянский бульвар».
Одним из его ближайших друзей был художник Валентин Серов, с которым они познакомились во время учебы и были участниками знаменитого абрамцевского кружка, организованного меценатом Саввой Мамонтовым. Они были абсолютно не похожи друг на друга — общительный и жизнерадостный Коровин и спокойный и в чем-то даже угрюмый Серов. Их дружба была такой крепкой, что Савва Мамонтов даже называл их «Серовин» и «Коров». Одно время Коровин и Серов снимали одну мастерскую. В их работах того времени можно заметить взаимное влияние. Именно в тот период и был написан знаменитый портрет Коровина кисти Серова. На нем художник полулежит на топчане, прислонившись к стене. И Серов написал этот портрет в духе так любимого его другом импрессионизма — широкими и фактурными мазками.
Известно, что Коровин был прекрасным театральным декоратором. Он много лет оформлял спектакли Большого театра, среди которых «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Садко». Новатор в живописи, он стал новатором и в театре — во время работы над постановкой балета «Дон Кихот» с хореографом Александром Горским он решился на невиданный шаг, отказавшись от традиционных пачек и классических причесок. А вместо симметричной планировки выбрал диагональную композицию.
С 1901 года Константин Алексеевич преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Во время Первой мировой войны Коровин работает консультантом по маскировке в штабе русской армии.
После октябрьской революции 1917 года в России Коровин активно занимается вопросами сохранения памятников искусства, организует аукционы и выставки в пользу освободившихся политзаключенных, продолжает также сотрудничать с театром.
Однако после укрепления режима большевиков, в советской России Коровину не нашлось места. По убедительному совету Луначарского, художник покинул Родину. Там он по-прежнему много работал, писал картины, был в центре светского общества. Но Евгений Лансере (русский художник, брат художницы Зинаиды Серебряковой) вспоминал, что однажды он встретил Коровина на одной из Парижских выставок.
Тот стоял у какого-то русского пейзажа и обливался слезами, причитая о том, что никогда больше ему не увидеть русских березок. Коровин безумно тосковал. Покинув Россию, он так и не смог ее забыть.
Константин Алексеевич Коровин скончался в Париже 11 сентября 1939 года. Он умер в абсолютной нищете и был похоронен практически как бездомный на кладбище Бийанкур. Позднее его прах перезахоронили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, где он покоится вместе с женой и сыном.
Большое число работ художника находится в собрании Русского музея.
Комментариев пока нет