«Мария. Спасти Москву» — российский фильм режиссера Веры Сторожевой, премьера которого состоится 2 декабря 2021 года. Действие картины происходит во время Великой Отечественной войны. Создатели фильма заявляют: «В судьбе Марии Петровой как в зеркале отразилась судьба страны: дочь священника, отрекшаяся от отца и от веры, она служит в НКВД. Накануне битвы за Москву Мария встречает ясновидящую старицу Матрону, а вскоре именно Марии выпадает задание доставить в Москву чудотворную Тихвинскую икону Божией Матери, находящуюся за линией фронта на оккупированной территории. Сценарий картины основан на легенде о встрече Сталина с Матроной Московской накануне битвы за Москву 1941 года».
Авторы картины якобы хотят рассказать легендарную историческую правду о духовной подоплеке событий начала войны, на самом же деле фильм соткан из калейдоскопа мифов и подтасовок. Во-первых, старица Матрона сама является полумифическим персонажем. Первое житие Матроны «Сказание о житии блаженной старицы Матроны», написанное Зинаидой Ждановой и давшее толчок популярности этой «подвижницы», наполнено богословскими несуразностями и историями в духе оккультного православия. Эта книга, изданная в 1993 году, была впоследствии раскритикована синодальной комиссией РПЦ по канонизации святых при председательстве митр. Ювеналия (Пояркова). Все попытки провести канонизацию Матроны через эту комиссию потерпели неудачу. Члены комиссии голосовали против. Однако, почитатели Матроны и, прежде всего, игуменья Покровского монастыря, где покоились мощи Матроны, Феофания (Мыскина) обратилась к патриарху Алексию (Редигеру), и он благословил местное почитание Матроны, которое спустя несколько лет бурного развития ее культа было подтверждено Архиерейским Собор РПЦ МП. Вокруг имени Матроны сформировалось множество мифов. В частности, факт ее встречи со Сталиным в 1941 году. Несмотря на то, что некоторые представители РПЦ и историки отвергали это событие, но постепенно оно превратилось в исторической «предание».
Второй, очевидно, вымышленный факт в фильме — это сотрудница НКВД Мария, которая является дочерью священника. На самом деле члены семей «эксплуататорских» классов, среди которых числилось и духовенство, были поражены в правах в СССР. До 1936 года эти лица не могли даже участвовать в выборах ни как избиратели, ни как избираемые. Их называли «лишенцами». Невозможно представить, чтобы член семьи лишенцев был принят на службу в НКВД.
Также Тихвинскую икону, о которой речь идет в фильме, не спасали большевики, ее спасали от них. Тихвинская икона была сдана в краеведческий музей, и ее оттуда немцы, перед оставлением города, передали в Ригу митрополиту Сергию (Воскресенскому), главе Псковской Православной миссии. Ни одного действующего храма в городе Тихвине не было. Тем более не было и облета самолета с иконой. Эту апокрифическую историю сочинил писатель Николай Блохин, и она была опубликована в 1990-е в таком же апокрифическом сборнике «Россия перед вторым пришествием».
И последнее, самое главное. Гонения на религию в СССР не были прекращены с началом Второй Мировой войны. Храмы продолжали закрываться и уничтожаться. Так, в 1940 году был разорен старообрядческий Белокриницкий монастырь и другие старообрядческие храмы, после входа в Буковину советских войск. Старообрядческие монастыри были добиты в 1944 году, когда советские войска вернулись в Буковину и вошли в Румынию. Власть видела в монастырях очень опасный пример влияния на население, да и вообще, считала, что там сосредоточена самая реакционная часть духовенства, которая имеет целью «…возрождение монастырской жизни в старых формах». Председатель Совета по делам РПЦ при СНК УССР П. Ходченко в справке о религиозном состоянии в Украине в 1944 г. выразил такое мнение: «считаю, что было бы уместным применить метод постепенного сокращения количества монастырей и искоренения тенденции их экономического расширения и обогащения». К слову говоря, многие храмы, открывшиеся во время войны, были именно на оккупированной немцами территории. Некоторые из вновь открывшихся церквей продолжили действовать и после освобождения от оккупации.
Таким образом, процессы гонения на религию широкомасштабно продолжались по всему СССР до 1943 года, до момента, когда Сталину понадобилось создать новый инструмент международной политики и он разрешил созвать Поместный собор РПЦ для избрания патриарха Сергия (Старогородского). Тогда же была ликвидирована и Православная Церковь России, более известная как «обновленческая». Ее клир и миряне были присоединены к уже единой РПЦ, что отвечало интересами тогдашней власти.
Фактически фильм «Мария. Спасти Москву» становится очередной попыткой фальсификации отечественной истории. Оказывается, не самоотверженные жертвы русского народа на подступах к Москве, а чудесное заступничество Матроны и, действующей по ее благословению, сотрудницы НКВД спасли город от уничтожения. Мифологический образ самолета, пролетающего с Тихвинской иконой, изображен в храме Вооруженных сил. Книги, брошюры и сайты подобной тематики продолжают издаваться и создавать «новую историческую реальность».
Кажется, все это мы уже проходили во времена Романовых, когда фальсифицировались целые пласты русской истории. После церковного раскола были созданы фальшивые деяния Киевского Собора на Мартина еретика и Феогностов требник, закрашивали и исправляли древние иконы, разрушались и заменялись новоделом архитектурные памятники, сносились древние кладбища и деканонизировались «неудобные святые». На поток была поставлена переделка летописей, рукописей и житий. Все это делалось чтобы демонизировать староверие, а заодно переписать историю древней Руси.
Сегодня, в день памяти жертв политических репрессий, особенно обидно, что благодаря подобным фильмам такие мифы все больше распространяются в нашем обществе, создают новую историческую реальность, не имеющую никакого отношения к подлинным фактам.
Автор: О. Сидоренко
Комментариев пока нет