17 октября в Духовном Центре Русской Православной старообрядческой Церкви прошли юбилейные торжества, посвященные 250-летию основания Рогожского. Позвонил в Митрополию, просил передать владыке Корнилию поздравления с престольным праздником Покровского кафедрального собора и с этим юбилеем. Сотрудник Митрополии в ответ: «Мы Вас приглашаем». Вспомнил, как во время поездки в Мстеру секретарь митрополита озвучивал ему программу мероприятий на следующий день. У владыки невольно вырвалось: «А когда же мне отдыхать?» То же самое подумал и я, а потом сказал, что не получал письменного приглашения с программой мероприятий — в надежде, что может быть все как-то забудется и рассосется. Каково же было мое удивление, когда не прошло и часа, как на электронной почте нашего храма появляется приглашение за подписью митрополита Корнилия. Ничего не поделаешь, надо ехать — в конце концов, такие юбилеи бывают раз в полвека — до следующего, естественно, не доживу. Конечно, что-то узнаю нового, побывав на юбилее, хотя почти за полвека соприкосновения с Рогожским, казалось бы, уже все знаешь, изучил вдоль и поперек. Отношение ко мне в целом благожелательное, хотя в СМИ иной раз встречаются ярлыки, типа «агент», «соглядатай» и т. п. Приезжаю заранее, зайдя, как всегда, в Никольскую церковь РПЦ поклониться чтимым иконам Троеручицы и свт. Николы.
Митрополит пришел ранее озвученного времени, все выдвинулись на территорию, ближе к воротам на открытие фотовыставки (она продолжилась в Доме причта). На фотографиях преимущественно Крестные ходы, групповые и индивидуальные снимки старообрядческих деятелей. Большинство из них были крупного формата. Пояснения к фотографиям в основном давал новый настоятель собора о. Алексей Михеев. На улице особенно запомнилась фотография участников поездки в с. Шувое Московской области на юбилей (70-летие) о. Петра Михеева: архиепископа Флавиана, о. Василия Королева и др. О. Петр 9 лет провел в заключении, преследовался при жизни. Однажды он спрятался в стоге сена, где с помощью вил его пытались там обнаружить, но безуспешно. К сожалению, на следующий год после юбилея он скончался.
Фотография о. Виктора Жельцова (в чтецы его рукополагал епископ Геронтий, причисленный в РПСЦ к лику святых) с Евангелием, украшенным драгоценными камнями. Фото отпевания трагически погибшего о. Евгения Бобкова (октябрь 1985 г.; я присутствовал на этом отпевании). Возглавлял его местоблюститель архиепископского престола епископ Анастасий. Масса народу. Заметная струйка внешних, не старообрядцев. Многочисленная родня. Больше всего запомнилось чтение будущим отцом Сергием Бобковым заупокойного Апостола и его утешение девочке — другу семьи. Поразило отсутствие надрывности, безысходности, придавленности произошедшей трагедией, хотя была заметна некоторая растерянность у владыки и духовенства. Доминировало то, что мы называем «радостотворная печаль». Помню еще, как удивительно легко я проник в кабинет владыки Питирима и предложил ему опубликовать в «Журнале Московской Патриархии» фотографию с отпевания отца Евгения. На фотографии отпевания можно увидеть диакона Александра — будущего митрополита Алимпия — и знаменитого рогожского уставщика, «человека-легенду» Валентина Александровича Лукина (в день, когда исполнилось 50 лет его служения на клиросе, неожиданно для всех он стал читать 50 псалом — именно с чтения его полвека назад началось его служение).
О. Евгений Бобков был ярким полемистом. Примечательная деталь: никогда до принятия сана, в любых обстоятельствах, он не брился. Был примером ревностного совершения богослужений. В быту он был очень непритязательным, зимой и летом ходил в одних туфлях. Никогда не критиковал церковное руководство и не любил, когда это делали другие. Однажды в Клинцах некий пожилой человек в очередной раз стал критиковать архиепископа. Отец Евгений с помощником молча взяли его за руки и ноги и аккуратно вынесли из помещения — остынь, мол, старец.
Первый раз я увидел отца Евгения в середине 70-х, когда, будучи студентом светского ВУЗа, побывал на всенощной в Покровском соборе на Рогожском. Отец Евгений, тогда диакон, читал на службе эксапсалмы (шестопсалмие). Прошло несколько десятилетий, сотни раз я слышал чтение эксапсалмов, но то чтение было неповторимым, оно глубоко врезалось мне в память. Как сейчас вижу его немного сутулую фигуру, возвышающуюся на амвоне, со спускающимися до поясницы волосами. Огромный собор, море мерцающих лампад, абсолютная тишина. Доверительно и проникновенно проходила беседа с Творцом неба и земли. Было обостренное чувство близости Бога. Слыша об этом необычайно одаренном человеке, я, будучи насельником Данилова монастыря, вскоре после его открытия, написал ему письмо, где выразил робкое желание пообщаться с ним. И что вы думаете? — через короткое время отец Евгений с сыном приезжает в Данилов. Я провел экскурсию, и вот уже в полной мере наслаждаюсь общением с этим удивительным человеком. Нужно отметить, что во время своих общений отец Евгений обращал внимание на трагедию раскола, свидетельствовал о духовном богатстве древнего благочестия.
Упомяну еще о нескольких увиденных на фотовыставке персоналиях. О. Прокопий, настоятель собора в 70-е годы. Отчетливо помню, как на праздник Воздвижения его, человека почтенного возраста, воздвигавшего крест, два крепких старика с помощью полотенец, протянутых под мышками, поддерживали за руки. Как его, идущего по храму, вдруг заклинивало и с большим трудом застывшего на месте священнослужителя подвигали идти дальше. Поистине потрясающий пример нахождения на боевом посту до конца!
На нескольких фотографиях можно было увидеть о. Георгия Устинова. Это был эрудированный и начитанный человек, очень обаятельный в общении. Помню его и в качестве протодиакона, и в качестве священника — настоятеля собора и секретаря Митрополии. Лично с ним я познакомился, когда уже открылся Данилов монастырь. Это было тяжелое для него время — он был в состоянии запрещения. Знакомство произошло на проходной в мастерских Патриархии у Тихвинской церкви на ВДНХ. Я туда специально ездил, чтобы с ним поговорить. О. Георгий оказался очень интересным доброжелательным человеком. Заинтересовался вариантом перехода на работу в Данилов монастырь. При моем содействии был принят туда, стал начальником отдела кадров (вспомнилось сталинское — «кадры решают все»). Много раз мы с ним беседовали на разные темы, в который раз я выслушивал его версию о произошедшем с ним. К сожалению, о. Георгий так и умер в состоянии запрещения. Вечная ему память!
В Покровском кафедральном соборе была группа, которая, по его словам, его донимала. «Никонианщину разводишь», — говорили, когда крест на усопшем из елея он делал четырехконечный, а они были за восьмиконечный. Или настаивали крестить в ледяной воде, а он ставил купель у батареи — комнатная температура. Или требовали крестить не в одной купели, а он приводил пример про расслабленного.
«Меня запретили за „ковы архиерею“, навесили ярлык стукача; но без общения, контактов невозможно, а они, если что не так — обвинение. Сейчас без общения нельзя. Это в Молдавии, в селе…» — говорил он.
И еще: «Существование Белокриницкой иерархии предохраняет Православную Церковь от соединения с католиками, а существование безпоповцев предохраняет нас от соединения с Православной Церковью».
Хотел бы еще кратко сказать о двух настоятелях Покровского собора, изображенных на фотографиях. О. Александр Берестнев (в схиме Амфилохий). С детских лет сей благочестивый муж был устремлен к служению Церкви Христовой. В нем была особенная стать, он обладал замечательным голосом, был очень внимателен к людям. О. Леонид Гусев был человеком детской простоты и сострадательного сердца. Щепетилен во всем, что касается богослужения и канонического порядка. За все переживал — для него не было понятия «моя хата с краю». Все, что касалось достоинства Церкви и несло угрозу для благочестия, вызывало в нем неподдельную тревогу. Из протодиаконов этого времени вспоминаю о. Феодора. Это был усердный служитель алтаря Господня. Запомнились его слова: «Очень важно сохранить этот оазис в чистоте» (речь шла о Рогожском).
На церковной территории фоторяд замыкала пронзительная фотография человека с запоминающимися фамилией и именем — многолетнего сотрудника Митрополии Ромила Ивановича Хрусталева. Это был глубоковоцерковленный, высококультурный, интеллигентный и очень тактичный человек. Запомнился его рассказ об архиепископах послевоенного времени (они тоже присутствовали на фотографиях).
Архиепископ Флавиан (Слесарев) был Предстоятелем Старообрядческой Церкви 8 лет — с 1952 по 1960 годы. Мы с ним земляки — 43 года (1901 — 1944) он прослужил в Успенской церкви пос. Городище Луганской области. Об этом напоминает мраморная доска с его силуэтом при входе на территорию этого храма. До избрания архиепископом 6 лет он возглавлял Донскую и Кавказскую епархию. Очень любил порядок при богослужении. Своеобразной неповторимой погласицей читал Евангелие. Был очень грамотным и начитанным — в дореволюционной старообрядческой периодике можно встретить немало его проповедей и статей. В общей сложности у него за плечами почти 60 лет священнослужения. Страдал от болей в ногах. Будучи еще мальчиком, Ромил Иванович после службы стягивал у него с ног меховые сапоги, а он говорил: «Ромильчик, мне бы сейчас продать ноги на что-нибудь холодное». Владыка Флавиан произносил на службах краткие, но емкие проповеди. Очень любил гостей — их было очень много, особенно из Городища и юга. За полгода до смерти по причине болезни он слег. Вообще, при архиепископе Флавиане церковная жизнь активизировалась — стали чаще совершаться рукоположения. Он поощрял возврат к традиционной русской одежде — косовороткам и сарафанам. Очень любил церковное пение — при нем на Рогожском была организована школа церковного пения. На Рожество и Пасху он непременно приглашал певцов к себе в резиденцию.
Преемник Флавиана Иосиф (Моржаков) произносил более пространные проповеди, тщательно готовился к ним. После службы его ожидала большая масса народа — всем он старался уделить внимание. Говорил еще: «Если возникнут какие-то вопросы, не стесняйтесь, звоните мне». Просил только приглашать его по телефону по гражданскому имени и отчеству — «Иван Михайлович». Такое было время…
После смерти Иосифа в 1970 году архиепископом избрали иеродиакона Никодима (Латышева). Он был твердым в вере, как говорится, «не поступался принципами», не поддавался на давление властей. Отношения с Советом по делам религии были напряженными. По причине болезни и с той целью, чтобы вдали от Москвы сохранить большую свободу в последние годы Никодим проживал в доме племянницы в Молдавии, приезжая в Москву в основном на Пасху и Пасхальную неделю. По принципу — «подальше от царей — голова целей». Конечно, такая ситуация не могла не отразиться на состоянии церковной жизни.
Потрясающим молитвенником и аскетом был преемник Никодима — Алимпий (Гусев). Неопустительно вычитывал длинное иноческое правило со множеством земных и поясных поклонов. В редкие минуты отдыха любил кормить синичек. Чаще всего читал поучения Никона Черной горы на церковно-славянском языке. Очень переживал за состояние церковных дел. Истово совершал богослужения, а внешними делами тяготился. На время его предстоятельства пришлись торжества по случаю 1000-летия Крещения Руси. Во время этих торжеств он был возведен в сан митрополита.
На одной из фотографий был изображен нынешний Томский епископ Григорий с четырьмя протопопами в «шапках» (митрах) — единственное фото на выставке, где старообрядческие священнослужители улыбаются. Запомнилась фотография первого послевоенного Крестного хода (1946 г.) на праздник святых Жен-мироносиц (тогда он прошел с заходом на кладбище). Можно было также увидеть среди участников Крестных ходов детей, в том числе, будущих священнослужителей (о. Алексея Михеева, например).
После небольшого фуршета в зале, где проходят Советы Митрополии, с общим обзором истории Рогожского выступила известная исследовательница старообрядчества Е. Юхименко. Собравшихся приветствовали представитель властей господин Терентьев и видный беспоповский деятель М. Пашинин, автор книги «Москва старообрядческая» В. Козлов, а также старообрядческий священник из Новгорода о. Александр Панкратов (он выступал по видеосвязи). Предложили выступить и мне. В большом конференц-зале, в основном, выступал хор студентов Духовного Училища (на трапезе они продолжили петь). Особенно запомнились в их исполнении духовный стих «Был у Христа Младенца сад» и баллада о трех сыновьях. Продолжились поздравления (после каждого поздравления все собравшиеся пели «многая лета»). Я примостился поближе к президиуму, за столом, примыкающим к нему (туда меня сажали и раньше). Оказавшись в «мясном окружении блюд» я принялся было за салат, тщательно выковыривая из него вкрапления из колбасы. Как и в прошлые разы не выдержал, и, улучив момент, стянул из архиерейского блюда кусок рыбы (потом митрополит мне уже сам ее передавал). На столах было только красное домашнее вино. Особенно понравились фрукты — виноград, яблоки и мандарины, а также пирожки с рыбой и капустой (несколько их штук я по обыкновению, по окончании трапезы прихватил через помощника).
В целом юбилейные торжества (они продолжались ровно 5 часов, с 16 до 21 часа) прошли на достойном уровне и надолго останутся в благодарной памяти их участников.
Комментариев пока нет