В последнее время стало известно, что иногда старообрядческое крещение совершается не согласно уставу и традициям, на 8-й день, а в другое время, например, через несколько месяцев, а то и лет. В связи с этим возникают вопросы: «а кто крестил этого человека, при каких обстоятельствах?» Предлагаем вниманию наших читателей статью, посвященную имянаречению у старообрядцев, а также особенностям празднования именин.
Наречение имени в 8-й день положено совершать по примеру церкви ветхозаветной, освященному Исусом Христом (Лк.2:21). «Назнаменование», под именем которого разумеется знамение креста и принятие христианского имени, есть приведение младенца к оглашению для того, чтобы по некотором времени преподать ему благодать Крещения. Таким образом, с назнаменования крестным знамением и наречения имени начинается оглашение, как один из обрядов, предваряющих совершение таинства Крещения.
Итак, согласно церковному Уставу, имена давались строго по святцам: мальчикам в течение первых восьми дней, девочкам — в пределах восьми дней до или после даты рождения. Поэтому многие староверы носили имена редкие и в наше время практически позабытые, например: Макарий, Прокопий, Савватий, Февруса, Иулита, Ермил, Гликерия, Каллистрат, Секлетинья, Гермоген, Фотиния. При этом в одной семье могло быть несколько детей с одинаковыми именами — это не возбранялось.
В статье «Об имени собственном в русских конфессиональных группах» доктор филологических наук, главный научный сотрудник Института языкознания АН СССР/РАН С. Е. Никитина отмечает: «Внутриконфессиональные и территориальные варианты старообрядческой культуры пользуются стихийно сложившимися именниками — совокупностью наиболее употребительных в данной локальной культуре имен, однако общей основой всех локальных именников являются старообрядческие святцы».
Этнограф А. И. Назаров в работе «Именник старообрядцев-поповцев земли Уральского Казачьего войска» обращает внимание на то, что в метрических книгах старообрядческих поселений встречаются как канонические, так и неканонические написания отдельных имен. К последним, к примеру, можно отнести такие, как Афтаном, Антон, Гаврила, Ефимий, Михайла, Степан, Фокий; Настасья, Анисья, Дарья, Арина, Устина.
«Некоторые имена в метрической книге за 1833 год встретились только в неканонической форме, — сообщает исследователь, — например, мужские имена Авиналий, Анисим, Ануфрий, Арефий, Кирила (Кирилла), женские имена Алимпиада (Елимпияда), Улияна (Ульяна), Улияния (Ульяния). Им соответствуют канонические формы Увеналий, Онисим, Онуфрий, Арефа, Кирил; Олимпиада, Иулиана, Иулиания».
По словам С. Е. Никитиной, хоть в старообрядческой среде нередко встречались и общеупотребительные имена — Иван, Мария, Петр, Анна, Василий, Татьяна, Павел, Наталья, наряду с ними в ходу были и менее распространенные — Савелий, Евдокия, Карп, Ефросинья, Савватий, Прасковья, Ульяна, Матрена, Пелагея, Акулина, Федора, Мавра.
Причем происходило это уже в послереволюционный период, на что указывает документация, хранящаяся в сельсоветах некоторых старообрядческих сел Урала и Сибири.
Иногда молодежь самовольно меняла имена: например, Федора становилась Фаиной, Акулина — Линой, Пелагея — Полиной, Фотинья — Светланой (перевод с греческого). Приверженцы старой веры подобное поведение осуждали: «Имя без толку менять нельзя: оно по книге дадено (то есть по святцам) и веками испытано».
Только в 60-е годы ХХ века старообрядцы стали называть своих детей более современными именами, хотя тоже имеющимися в святцах, — Андрей, Сергей, Анатолий, Екатерина, Валентина, Галина.
Сегодня «старообрядческие» имена встречаются в основном у выходцев с Урала и из Сибири, а также у потомков старообрядцев, после революции эмигрировавших на Запад. Причем С. Е. Никитина отмечает: «Старообрядческие имена у староверов в Америке также поражают своей необычностью. Вот, например, мужские имена: Авраамий, Онуфрий, Лаврен, Нестор, Киприян — от них не образовывают уменьшительных.
Такие женские имена, как Минадора, Феоктиста также не имеют уменьшительных форм. Те же, которые их имеют, не всегда совпадают с привычными для нас: Прасковья — Пана, Климент — Митька, Евдокия — Кея (от варианта Евдокея), Фетинья — Фета. В последнее время появляются в качестве уменьшительных „американские“ имена: Сэм (от Самуил), Салли (от Саломея, русский вариант — Солонька) и так далее».
О праздновании именин у старообрядцев
В старообрядчестве не принято праздновать День рождения. Свой ежегодный личный праздник христиане отмечают на День Ангела — день, в который празднуется память святого, в честь которого назван человек.
Также есть день, когда именины бывают всеобщими. Это, например, Неделя памяти всех святых (первое воскресенье после Дня Святой Троицы).
Несмотря на то, что день памяти своего святого с древности отмечался молитвой в храме и причащением святых Христовых Таин, что отражено и в различных летописях и даже Катехизисах, широкое празднование именин началось на Руси примерно с XVII века.
По обычаю, семья варила пиво, пекла имениннику калачи, караваи. С утра именинник с родными ходил в церковь, причащался, ставил свечи, прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя и заказывал молебен за здравие. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. А вечером приходили гости, и устраивался праздничный ужин с песнями.
Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.
После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, более того, в 20–30-х годах празднование именин подвергалось официальному гонению.
Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».
Но у старообрядцев и сегодня продолжает сохраняться традиция празднования именин вместо дня рождения.
Комментариев пока нет