15 сентября (2 сентября по ст. ст.) Церковь чтит память святого мученика Маманта Кесарийского. Святой пострадал в правление Аврелиана (270-275).
Житие святого мученика Маманта
Святой Мамант происходил из города Гангры в Пафлагонии. Его родители, Феодот и Руфина, были христианами и открыто исповедовали веру. Поскольку они отказывались отречься от Христа, язычники схватили их и отправили в тюрьму в Кесарии. Там, в тюремной камере, и родился в 260 году святой Мамант. Его родители умерли в заключении, и младенца усыновила благочестивая знатная женщина по имени Аммия. Учась говорить, он часто называл свою приемную мать «мама», поэтому его прозвали Мамантом.
В двенадцать лет Мамант был арестован императорскими воинами за отказ принести жертву идолам на празднике Зевса (так завещала ему перед смертью Аммия) и за проповедь среди товарищей по школе. Сначала его привели к правителю Кесарии Демокриту. Узнав о благородном происхождении Маманта, тот отправил его к императору Аврелиану. Правитель в то время выступил в поход против Пальмиры и находился в киликийском городе Эги.
Тиран вначале попытался ласковыми и льстивыми словами убедить мальчика принести жертву богу Серапису, но дух Маманта оказался тверже алмаза и горел Божественным рвением ярче самого жаркого пламени. Тогда Аврелиан впал в гнев, видя, как упорно ребенок сопротивляется ему, властелину большей части мира, и подверг Маманта жестоким мучениям, побоям розгами и палками. Думая, что боль вразумит его, Аврелиан потребовал: «Скажи только, что ты уже принес жертву идолам. Этого достаточно, чтобы я освободил тебя». Но Мамант отвечал: «Ни сердцем, ни устами я не отрекусь от Христа, моего Спасителя, о император! Напротив, я благодарю тебя за то, что через эти мучения ты позволил мне еще больше возлюбить Христа и соединиться с Ним, моим Царем, Который пострадал ради моего спасения».
Солдаты жгли тело святого Маманта факелами, избивали камнями, переломали все кости и бросили в море со свинцовым грузом на шее. Но он был чудесным образом спасен ангелом Божиим, который перенес его на вершину горы над Кесарией. Там Мамант жил среди диких зверей, прославляя Господа в непрестанной молитве.
Через некоторое время новый наместник Каппадокии, Александр, услышав о юном подвижнике, отправил всадников, чтобы его схватить. Святой был заранее предупрежден об их приезде Божественным знамением. Он принял их, угостил хлебом и сыром и согласился пойти за ними. Смело исповедовав веру, он был вновь подвергнут пыткам, которые сделали лишь еще более явственным присутствие благодати Божией в душе и теле святого Маманта.
Мучители бросили его в горящую печь, но он, как некогда три еврейских отрока в вавилонской печи, продолжал воспевать славу Божию, защищаемый от пламени Божественной росой. Тогда его бросили диким зверям, но те повели себя с ним как некогда с Адамом в раю и нежно лизали его ноги. После всего палачи рассекли ему живот вилами. Святой мученик все же смог выйти из города, держа внутренности руками. Дойдя до некой пещеры, он лег на землю и услышал исходивший свыше глас, который призывал его к отдохновению от подвигов в вечных обителях.
Почитание святого мученика Маманта
Сведения об этом святом известны еще до Крещения Руси: согласно русско-византийским договорам 907 и 944 гг., русские купцы проживали «у святого Мамы» (пригород Константинополя на Босфоре, названный так в честь церкви святого Маманта. О мощах Маманта, хранившихся в монастыре его имени в Константинополе, упоминает в 1200 г. Антоний Новгородец. О мощах, находившихся в Морфу на Кипре, и об истечении от них мира сообщается в «Хожениях» паломников Зосимы (1419-1422 гг.) и Варсонофия (1456 и 1461-1462 гг.); 2 частицы мощей Маманта упомянуты в Описи Образной палаты 1669 г. и еще одна — в Описи Благовещенского собора Московского Кремля 1680-1681 гг. Неизвестно, кем и когда они были доставлены в Москву.
На Руси святого мученика Маманта называли Мамонтием-овчарником и считали его покровителем овец и коз. Мысль об этом покровительстве св. Маманта вышла из сказания о его жизни. В Прологе замечается, что когда св. Мамант жил в пустыни, то ему особенную услугу оказывали дикие козы. Они сами приходили к нему, и он доил их и приготовлял сыры, которыми не только сам питался, но и торговал ими, раздавая вырученные деньги бедным и неимущим. Это сказание Пролога вошло и в живопись. В подлиннике Долотова XVIII века, при определении типа мученика Маманта, указываются следующие характеристические подробности: «…около него олени, и дикие козы, и прочие звери».
На Руси, несмотря на народное почитание Маманта как покровителя овец, его изображения немногочисленны. В частности, ростовой образ Маманта помещен в 5-м ряду на юго-западном столбе Успенского собора Московского Кремля, а также на юго-восточном столбе Троицкого собора Макариева Желтоводского монастыря (конец XVII в.).
Комментариев пока нет