Название самого известного музея купечества в Гороховце содержит два имени — Ершов и Сапожников. В чем уникальность этого музея, его экспозиций, как удалось его сохранить, почему он обязателен к посещению, чем известны купцы Ершов и Сапожников — читайте в статье.
***
Дом Ершова (Сапожникова) без преувеличения можно назвать жемчужиной в уникальном архитектурном ансамбле города, сохранившего целых семь каменных палат XVII века.
В наиболее выгодном ракурсе дом можно увидеть от ворот — мастера старались приукрасить вид здания с хорошо обозреваемой части двора: высокое крыльцо, богатые наличники на окнах парадного этажа. Совсем по-другому, довольно заурядно, дом выглядит с противоположной стороны — и не скажешь, что за бревенчатой оградой высокий терем! Такой эффект получился из-за расположения дома у подножия Пужаловой горы, там, где начинается ее склон.
Не менее, чем мощная бревенчатая ограда, поражают ворота, которые, как известно, сохранились с XVII века.
Когда дом был построен, он выглядел иначе: верхний каменный этаж — более поздняя надстройка, очевидно, первой половины XVIII столетия. Вход в сени с красного крыльца. Древнее крыльцо дома не дошло до наших дней. Его сменила стоящая и поныне пристройка с палатой внизу, лестницей на верхний этаж и светелкой сверху. При Ершове верхний этаж был деревянным, потому что жить в каменной постройке считалось вредным для здоровья.
Чем же прославился купец Ершов в Гороховце? Какие факты его биографии известны? Семен Ершов уже в 1660-х годах считался богатым купцом, поставлявшим продукцию своих винокурен в Среднее и Нижнее Поволжье, на Северную Двину, в Москву. Во владении Семена Ершова и его братьев были солодовни, винокурни, мельницы. В Гороховце у Ершова было два дома, один из них тот, что стал музеем. Его Ершов построил в 1680-е годы. Богатый купец делал большие вклады для возведения строений во Флорищевой и Святоозерской пустынях, а в родном городе построил несколько крупных каменных храмов вместо обветшавших деревянных: Знаменскую церковь, Троице-Никольский собор, Сретенский собор, Благовещенский собор и Воскресенскую церковь.
Родители Семена Никифоровича стали схимниками во Флорищевой пустыни, в роду были и другие схимонахи. Как провел свои последние годы богатый гороховецкий купец, неизвестно. Но как он жил, можно представить, посетив музей, ту часть экспозиции, которая посвящена XVII веку.
Прежде всего, мы увидим дом-крепость, с толстыми стенами, узкими окнами, узкими потайными лестницами и, как подозревают, подземными ходами.
На лестницах некоторые ступени выше, чем остальные. Это делалось специально на тот случай, если грабители, проникнув через нижний вход, будут подниматься по лестнице и споткнутся о высокую ступеньку или не рассчитают высоту ступеньки, убегая с награбленным добром, и свернут себе шею либо упадут и будут настигнуты. Окошки, крошечные, чтобы никто не мог протиснуться, дополнительно оснащались глухими ставнями.
Нижний этаж, хозяйственный, напоминает подклет крестьянской избы, в котором хранилось всякое добро. А хозяину было что беречь: одежду, ковры, покрывала, седла, оружие, упряжь и множество хозяйственных мелочей. Шкафов и полок в жилых палатах не было.
Обстановку парадных и жилых покоев XVII воспроизводит экспозиция на втором, парадном, этаже. Из сеней парадного этажа топились печи по-белому, не случайно на крыше видны высокие печные трубы.
Палата, которую в экспозиции называют красной, довольно большая, около 50 кв. м, освещалась свечами в стоячих «шенданах» и слюдяном фонаре, которые «вырисовывают» правильный рисунок пересекающихся граней свода. Перекрытие особенно красиво: ребра сводов подчеркнуты профилированными тягами, которые, сойдясь в центре, образовали овал. По воспоминаниям потомков Сапожникова, крестовая палата в дореволюционные годы еще сохраняла следы покраски. Ее каменный свод, как это часто делалось в боярских хоромах, был расписан под небесный свод с солнцем и звездами.
Палата подготовлена к трапезе. Лавки покрыты красными полавочниками, стол накрыт расшитым кумачовым подскатертником, а на него в середине стола положена узорная «аксамитная» скатерть.
В купеческих домах столовая обычно выполняла функции крестовой, то есть комнаты, в которой в обычные дни хозяин дома читал общую для всех домочадцев молитву. Поэтому в левом углу были расставлены иконы и теплились зажженные лампады. Это красный угол — самое почетное место в доме.
Напротив, через сени, — экспозиция «Комната хозяйки». Она интересна тем, что здесь можно в подробностях рассмотреть, какими видами рукоделия занималась купчиха, какие милые женские мелочи хранились в ее укладках.
Комната хозяина гораздо более аскетична, здесь он занимался делами, держал важные документы, а может, и казну, сложив ее в «подголовник», на который и спать укладывался на скамью, чтобы отдохнуть от праведных трудов. Наиболее ценную казну прятали в каменные сейфы с железными коваными дверцами. Нередко для этой цели делали настоящие тайники.
В 1730-е годы гороховецкие Ершовы (часть семьи в начале XVIII века перешла в московское купеческое и дворянское сословие) разорились. Усадьбой затем последовательно владели несколько других гороховецких семей, и, наконец, с 1842 по 1918 годы — семья купцов Сапожниковых.
Эта часть экспозиции особенно интересна, потому что она «живая», многие вещи здесь подлинные, принадлежавшие Сапожниковым, сохраненные и переданные в музей их потомками. Последним главой большой семьи, проживавшей в этом доме, был Сапожников Михаил Федорович, купец 2-ой гильдии, почетный потомственный гражданин города Гороховца. Предпринимательская деятельность Михаила Федоровича проходила далеко от родного города: свое первое дело — торговлю мануфактурой, тканями, готовым платьем — он открыл в Казани. Со временем у него появились пять магазинов по торговле тканями: два в Казани, два в Самаре и один в Астрахани.
Магазины Сапожникова отличались высокой культурой обслуживания и считались одними из лучших в Поволжье. В Гороховце же он был известен, прежде всего, как щедрый благотворитель, и все здания, построенные им в городе, существуют до сих пор: богадельня, больница, высшее начальное училище, приходское училище, женская прогимназия, кладбищенский Всехсвятский храм.
Где уж «высмотрел» Михаил Федорович себе жену, Серафиму Ивановну, история умалчивает, но брак был гармоничным и счастливым. В семье родились 11 детей: четыре сына — Михаил, Константин, Николай, Владимир и семь дочерей — Елена, Александра, Софья, Вера, Надежда, Серафима, Маргарита.
В детской комнате тоже немало подлинных предметов семьи Сапожниковых. Дети Сапожниковых получили хорошее образование и воспитание. При больших капиталах, которыми владела семья, они были скромны и трудолюбивы.
Например, дочь Надежда, родившаяся в Казани в 1877 году, по окончании Мариинской гимназии получила звание домашней учительницы, преподавала в воскресной школе Адмиралтейской слободы и одновременно занималась декоративно-прикладным искусством — резьбой по дереву и рисованием по фарфору, а также изучала иностранные языки. В 1904 году она окончила курсы медсестер и работала в больнице. Затем она поступила в Казанскую художественную школу к преподавателю Н. И. Фешину, который написал несколько ее портретов. В 1913 году Надежда способствовала созданию музея кустарной промышленности Казанского губернского земства, а после революции 1917 года открыла в Казани бесплатную школу прикладного искусства для девочек. В 1930-е она переехала в Москву, где продолжала обучать рисованию. Умерла Надежда Михайловна Сапожникова в Москве в возрасте 67 лет.
Строительством нужных городу зданий благотворительная деятельность Сапожникова не исчерпывалась, он развивал и инфраструктуру города: благодаря ему в Гороховце появился водопровод, был учрежден городской общественный банк. Многие годы М. Ф. Сапожников состоял почетным смотрителем городского училища, был попечителем нескольких начальных училищ. От Сапожникова поступали средства для стипендий, на учебники и пособия для бедных учеников, выделялось сукно на формы беднейшим ученикам.
Михаил Федорович умер в 1913 году. Дело благотворительности в Гороховце продолжил его сын Константин Михайлович Сапожников, несмотря на то что был не предпринимателем, а адвокатом, и довольно успешным.
После революции все купеческие особняки были изъяты, но чудесным образом в реквизиционной ведомости 1922 года, где перечислены все гороховецкие купцы, у которых изымались дома и магазины, фамилии Сапожниковых нет. Действительно, все, что строили Сапожниковы, передавалось городу безвозмездно, своей собственности у Сапожниковых в Гороховце не было.
В 1919 году, когда Гороховец посетил Игорь Грабарь, возглавлявший комиссию Всероссийской коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины Народного комиссариата по просвещению, дом был взят под охрану государства. При этом древние палаты стали многоквартирной коммуналкой.
В 1974 году все жильцы были расселены, и началась уже масштабная, с архивными исследованиями, научная реставрация здания с приспособлением его под музей. С 1981 года здесь располагается музей купеческого быта.
Источник: www.tourister.ru
Комментариев пока нет