Чтобы изучать историю русского письма, не нужно идти в музей или архив – достаточно внимательно посмотреть на сами буквы. И обнаружить, к примеру, как в одной букве сплетаются древнегреческие, латинские и славянские мотивы. Но тайны письма этим не исчерпываются. Доказано, что письмо перьевой ручкой необходимо человеку – для здоровья и развития творческого потенциала. Может, поэтому сегодня такой интерес к древнему искусству каллиграфии?
Устав, полуустав, скоропись
Русское письмо очень молодое — по меркам истории письма. Оно известно с IX века, когда христианские проповедники Кирилл и Мефодий создали старославянскую азбуку, взяв за основу греческий алфавит. Тем не менее краткая история нашего письма оказалась очень насыщенной и интересной. «Такая конфигурация ни у кого больше не встречается. У греческого и латинского письма проходят долгие века, пока буквы как-то “устаканиваются”, пока определяется система — слева направо или справа налево оно будет идти, какая будет форма отдельных букв. У нас этой фазы не было, потому что получили всё сразу от греков», — рассказал научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова (РАН), основатель Школы исторической каллиграфии кандидат филологических наук Андрей Санников. Вместе со своим соавтором художником-каллиграфом Юрием Ковердяевым он представил книгу-альбом «Русское письмо. История букв и каллиграфия».
Поначалу Кирилл и Мефодий создали глаголицу, но это оказалось не очень удобно. И тогда их преемники взяли за основу греческий алфавит. Так наше письмо унаследовало традицию многовекового греческого письма.
Самобытность русского письма проявилась позднее, когда началась адаптация под звуки славянской речи. С приходом Петра Первого появилась ориентация на европейское письмо — оттуда приходят особые формы букв. И в результате появляется очень интересный и своеобразный вид письма. «С точки зрения историков письма мы можем сказать — как здорово, что всё сложилось именно так. Получилось очень богато и самобытно», — уверен Санников.
И самое удивительное, что буквы на самом деле всё помнят. Например, буква г бывает в виде «кочерги», а бывает в виде «червячка». Почему так? А это спасибо скорописи. Буква д бывает с ножками, а бывает с выносным верхним или нижним элементом. И в этих формах вся история. «Ножки» у буквы д помнят, что они родом из Древней Греции. Если же она пишется с верхним надстрочным элементом — это «привет» из Европы.
Интересно, что сегодня наш алфавит и латинский сближаются — многие буквы выглядят и пишутся одинаково. «В Средние века такого не было. Если попробовать написать полууставом, например, по-немецки, у нас это не получится, потому что отсутствуют какие-то знаки. И также если по-русски писать готикой, получится красивое седло на красивой корове», — уверен Юрий Ковердяев.
Кстати, происхождение многих наших букв пока остаётся белым пятном. Когда Кирилл и Мефодий создавали азбуку для славян, они обнаружили, что у славян гораздо больше звуков, чем в греческом языке. «Даже сейчас мы не можем точно сказать, сколько букв было в славянском алфавите. Знаем, что больше 43, но меньше 48. Это из-за того, что было немало букв, состоящих из двух знаков. Сейчас у нас осталась такая буква ы — мягкий знак и палочка», — добавляет Ковердяев.
Кроме того, в греческом языке не было шипящих звуков. Надо было срочно выдумывать для них графический эквивалент. Также появилось много йотированных знаков с буквой i в начале. С тех пор у нас осталась одна такая буква — ю.
В книге «Русское письмо. История букв и каллиграфия» авторы собрали основный материал о том, как писали у нас на Руси и показали, как это письмо поэтапно развивалось. Сначала был традиционный устав — каллиграфический шрифт, который соответствовал греческому унциалу, спустя 300 лет появился полуустав. В дальнейшем, когда шло ускорение письма (надо было писать больше и быстрее), появляется скоропись.
Чтобы погрузиться в историю русского письма, не обязательно идти в музей или архив. Достаточно просто внимательно посмотреть на современные буквы. Занятие каллиграфией — не просто модное хобби, оно может помочь заглянуть в историю нашего алфавита и букв, уверены Андрей Санников и Юрий Ковердяев.
Что написано пером…
Кстати, о каллиграфии. Сегодня к этому виду древнего искусства красивого письма проснулся большой интерес. Может быть, эта потребность что-то писать пером возникла не просто так, а в ответ на масштабное проникновение гаджетов в нашу жизнь?
Ещё недавно казалось, что хотя бы в сфере бытовых записок для себя — «не забыть купить хлеб и зайти в химчистку» — ручное письмо будет использоваться. Но сейчас даже эти напоминания проще набрать у себя в телефоне. И порой люди уже месяцами ничего не пишут от руки, разве что подписи ставят. У них просто нет в этом необходимости.
Но оказывается, с отказом от ручного письма мы многое теряем в нашей жизни. Педагогам известно, что для развития письменной грамотности у человека должны быть задействованы три канала: слух, зрение, рука. Но также имеет значение, чем именно воспользуется рука для написания букв.
Более 30 лет назад доктор медицинских наук профессор Владимир Базарный провёл исследования, в которых доказал, что отказ в советских школах от перьевых ручек и повсеместный переход на шариковые привёл к серьёзным проблемам со здоровьем у детей.
По убеждению профессора Базарного, большинство болезней, сопровождающих взрослого человека, берут свое начало в школьном возрасте. Он разработал специальную систему здоровьесберегающего обучения, при которой не нужны дорогое оборудование, бассейны и тренажеры. Достаточно хотя бы заменить прямые парты наклонными, а также конторками для работы стоя, а шариковые ручки — перьевыми. За одно это детский организм отблагодарит здоровьем позвоночника и сердечно-сосудистой системы.
Оказывается, процесс овладения письмом — гораздо более сложный и трудоёмкий, чем даже обучение игре на музыкальном инструменте. И когда ребёнок учится писать перьевой ручкой, у него вырабатывается автоматизм, не противоречащий его природе — усилия (нажим) чередуются с расслаблением (отрывом ручки от бумаги).
Шариковая ручка такого естественного отдыха организму не даёт, поскольку письмо получается безотрывное. В результате организм ребёнка оказывается в постоянном напряжении в процессе письма, не получая расслабления. Такое длительное напряжение в свою очередь приводит к проблемам не только в осанке, но и сердечно-сосудистой системе. Согласно исследованиям Базарного, в контрольных группах детей, которые год писали шариковыми и перьевыми ручками, у первых выявилось на 37% больше различных заболеваний.
Сегодня занятия каллиграфией рекомендуют даже врачи. Доказано: когда человек выводит красивые буквы, он полностью успокаивается, а частота его пульса снижается. Вот таким неожиданным образом вчерашняя история становится сегодняшним терапевтическим средством для уставшего от бурного ритма жизни горожанина. Почему бы не бороться с последствиями стресса с помощью каллиграфии? К тому же это очень красиво.
Источник: russkiymir.ru
Автор: Светлана Сметанина
Комментариев пока нет