Пугачевская земля (Пугачевский район Саратовской области) была издревле заселена колонистами-старообрядцами и переселенцами из-за границы. В период двоецарствования Петра и Ивана в пределах Саратовского края уже создавались скиты староверов безпоповцев. Во главе одного из скитов был Феодосий, по прозвищу Муравей. После Феодосия был Павел, его ученик[1]. Он вел службу уже по безпоповскому чину, так как уже не имел священнического сана. Еще при Петре Алексеевиче сюда были сосланы сотни старообрядцев за принадлежность к расколу.
Из официального донесения архиепископа казанского Сильвестра от 1727 года: «Во вверенной мне епархии на реке Киргизе (Иргизе) живут раскольники, убегая от изыскания с женами и детьми многолюдно». А указы 1716, 1718, 1727 годов только усилили колонизацию этих земель представителями старообрядчества. Спустя много лет, в 1762 году, по приказу Екатерины Великой было разрешено селиться старообрядцам и протестантам немцам в этих краях (ныне Ивантеевский, Пугачевский, Новоузенский и Балаковский районы).
По численности старообрядцев на 1840 год проживало в Николаевске поповцев 1271 человек, а поморцев 10 человек. В уезде 11032 человека поповцев (беглопоповцев) и 804 поморца[2];
На 1877 год по г. Николаевску было старообрядцев разных согласий 2842 человека, по уезду — 32123 человека[3];
На 1883 год в Николаевске проживало 2775 человек, а в Николаевском уезде — 28461 староверов[4].
По переписи населения в 1897 году в Николаевском уезде Самарской губернии проживало 43290 старообрядцев.
В городе Николаевске была образована община поморцев с давнего времени. Известно, что поморский храм был в районе полиции — внутри двора, на пересечении улиц Топорковской и Карла Маркса. О ранних годах мало известно. В городе до революции прославлен был поморский начетчик Тит, участник бесед с православным миссионером в городе Николаевске. Настоятелем в 1920-е — 1941 г.[5] был Пучков Иван Епифанович — представитель от Пугачевских христиан на Соборе 1925 года в Саратове.
В уезде существовали свои центры поморского согласия: Екатериновка, Теликовка, Канаевка. Если в 30–40-х годах XIX века в Николаевском, Новоузенском уездах практически все поморцы были безбрачными, то к началу 50-х годов относится появление первых последователей брачного согласия. Представителей Федосеевского согласия особо много было в селе Теликовка Николаевского уезда. Община образовалась в 1820-х годах. Для исполнения треб и молебнов в село приезжали наставники из Апалихи и Самодуровки. Для исповеди и других нужд ездили в Саратов к федосеевским наставникам Васильеву и Антонову.
Теликовку долгое время окормляли наставники села Самодуровка Хвалынского уезда (с. Белогорное Вольского района Саратовской области). Местные Теликовские настоятели пользовались авторитетом среди поморцев, даже в среде тех же самодуровских, которых уважали не только в регионе, но и по всей Российской империи. В 1842 году они даже благословляли Павла Сычева, сына настоятеля Афанасия в настоятели деревни Самодуровка.
Наставниками в 1840-е годы были Исаак Семенов и Яков Степанов. К середине XIX века в селе существовало 2 моленных, у Тарасова в доме школа на 40 старообрядческих детей. На 1851 год в селе было 680 поморцев[6]. В 1887 году происходили в селе беседы между поморцами и миссионерами господствующей веры (например, Калистрат Оленин беседовал с миссионером Власием Колесовым)[7]. В конце XIX в., в 20-е годы XX века в селе были наставниками Григорий Кузьмин, Игнатий Подбегалин, Ермил Апраксин, Яков Лысов. Яков Лысов участник Саратовского поморского Собора в 1925 году[8].
В Николаевском уезде существовало множество сел с поморскими общинами, многие уже состоят в других районах или даже областях, например: Порубежка (Пугачевский район) — село в Николаевском уезде Самарской губернии. Основано в конце XVIII века старообрядцами. Проживало в селе 300 поморцев, а остальные — поповцы, управляемые уставщиками. Известным начетчиком у поморцев был Павел Павлович Лунин.
В селе Канаевка Ивантеевского района Николаевского уезда Самарской губернии с 1868 года имелась моленная поморцев. В 1896 году в селе проживало около 300 поморцев, наставником у них был крестьянин Роман Табаков[9]. Настоятелями в разное время были: Максим Васильев Кузнецов, Евдоким Яковлевич Кусков, Андрей Федорович Королев и другие[10].
В селе Березовые Лука (Духовницкий район) Николаевского уезда Самарской губернии в начале ХХ века по предложению Г.Я. Болтаева и на предоставленном им месте был построен большой молитвенный дом поморцев. Наставником сначала был некий старец Лаврентий, а затем Г.Я. Болтаев.
В селе Балаково (Балаковский район) был настоятелем федосеевцев Гавриил Никифорович Кормишин.
В городе Балаково Николаевского уезда Самарской губернии (ныне районный центр в Саратовской области) распространение поморского согласия началось с именем Казанского, позже Свияжского купца Даниила Евдокимова Богданова, который совершал торгово-деловые сделки в селе Балаково в 1860-1880-е года[11].
«Купец Богданов «распространяет в сем Балакове раскол поморской секты»»[12]. В деле о деятельности Богданова священник православной церкви пишет о том, что Даниил Евдокимов Богданов запрещает бывшим «ревностным православным» ходить в праздники и воскресенье в господствующую церковь. Приводит пример: «Служащий в настоящее время у Богданова Михаил Иванов Мыльников из православного сделался совершенный поморец». Пригласил в Балаково Евдокима Грунина из села Быкова Отрога, сделав его уставщиком в собственной домовой моленной. Благодаря миссионерской деятельности Богданова в поморское согласие были приближены купцы и мещане, например: николаевский мещанин Антон Петров, Иван Частухин, вольские купцы Жестянины и другие.
По сведениям волостного правления в селе Балаково на 1888 год проживало 539 поморцев, на четверть больше австрийцев и в два раза больше беглопоповцев, которых составило 1012 человек.
В Балаково существовали две моленных поморцев и федосеевцев. Примерно в 1860-х годах[13] была основана федосеевская моленная на дворовом месте купца Богданова. Была разделена перегородкой для мужчин и женщин. Имела около 10 икон, деревянный крест и аналой. Моленная поморцев построена в 1888 году во дворе крестьянина Дмитрия Маркелова. Моленная представляла из себя избу, разделенную на две части: для молитвы и спальней и кухней для сторожей. Настоятелем в конце 19 века был Василий Васильевич Носарев, участник Самарского Собора 1896 года. В 1915 году поморцы в составе 63 человека подали прошение на регистрацию общины. На этот год община имела настоятеля Даниила Симашова, бывшего вольского мещанина. У федосеевцев перед революцией 1917 года наставников был Порфирий Прюров (?). В 1930-е годы молитвенный дом был отобран[14].
Существовали поморские скиты в Николаевском уезде. В 1830-е годы у поморцев села Алексеевка (Алексеевский район Самарской области) был в лесу свой скит, который существовал до 1840-х годов; неподалеку от села Мосты был поморский женский монастырь (скит) Старожилы, его называли «мостовскими скитами». Существовал до конца XIX века[15].
На 2019 год поморская община города Пугачева (Николаевска до 1918 г.) существует и развивается. Есть собственный большой Никольский храм. И небольшая, но крепкая поморская община.
[1] П.В. Половинкин: Староверы-поморцы Иргизского края Старообрядец. № 60, 2015г. С. 26.
[2] Памятная книжка Саратовской губернии на 1860 год. Саратов. 1960г. С. 64.
[3] Самарские Епархиальные ведомости, №23 от 1.12.78 г., С. 473.
[4] Самарские Епархиальные Ведомости. Официальная часть, 01.01.1885 г. № 23. С. 513-514.
[5] В городе Пугачеве проходил суд в отношении православных деятелей. По делу проходил также Пугачевский поморский наставник Иван Епифанович Пучков. В деле упомянуто, что он 23 ноября умер в тюрьме. См.: Плякин М., // Богу верую, от Бога не отступлю. // Православие и современность/ Интернет-источник: http://www.pravoslavie.ru
[6] Согласно «Ведомости о числе раскольников разных сект в Саратовской губернии Николаевском уезде на 1850 год» в уезде было поповцев – 5271 обоего пола, безбрачных беспоповцев – 688 обоего пола. См.: Дудко 3, Новое в Родословной. Глава 4. Ананий Часть 7-3 Раскольники. Интернет-источник: http://www.proza.ru/2017/09/05/157
[7] Информационно-историческое издание «Старообрядец» № 61 январь-март 2016 г. С. 26
[8] Труды Саратовского Поморского Собора… С. 28.
[9] Самарские Епархиальные Ведомости № 20, 1896 г. Дневник собеседований епархиального миссионера, священника Дмитрия Александрова за вторую половину 1895 года.
[10] ЦГАСО, Ф. 1, Оп. 1, Д. 5501.
[11] Половинкин П.В. Поморцы Балакова. Информационно-историческое издание «Старообрядец» № 62, 2016г. С. 27.
[12] Там же.
[13] Возможно, с 1869 года
[14] Там же.
[15] «Старообрядец» № 61, январь-март 2016 г. С. 26.
Комментариев пока нет