13 июня 2019 г. в церкви св. Николы Чудотворца, что у Тверской заставы Москвы, Музейно-библиотечно-архивным отделом Митрополии РПсЦ было устроено представление новых книг, подготовленных к изданию сотрудником митрополии Виктором Вячеславовичем Боченковым. Историк, литературовед и журналист В. Боченков на сегодняшний день является одним из ведущих исследователей русского старообрядчества XIX — XX вв. В этом году была издана его книга «Старообрядчество советской эпохи. Епископы Русской Православной старообрядческой Церкви (1918-1991 гг.)», а также был подготовлен 9-й выпуск сборника «Во время оно… История старообрядчества в свидетельствах и документах».
На презентации новых книг присутствовали священники и члены РПсЦ, старообрядческие писатели и публицисты, исследователи старообрядчества и студенты.
Первым выступил иерей Алексей Лопатин, настоятель храма св. Николы Чудотворца у Тверской заставы:
Выход книги о старообрядческих архиереях советского периода и очередного номера альманаха «Во время оно…» является для нас значимым событием. Хотя В. Боченков и является автором плодовитым, но из-за нехватки средств он издаётся реже, чем мог бы. Так, альманах «Во время оно…» не выходил уже два года из-за финансовых трудностей. Наконец-то мы издали следующий выпуск.
Пользуясь случаем, о. Алексей передал присутствующей среди гостей Е.М. Юхименко, видной исследовательнице старообрядчества, доктору филологических наук, диплом Президиума Академии наук о награждении её премией им. Д.С. Лихачева за книгу «Старообрядчество. История и культура».
В своем выступлении автор книг Виктор Боченков сказал, что подготовка к изданию номеров вестника «Во время оно…» помогла уточнить и выявить много новых данных о видных деятелях старообрядчества, например, о начетчиках Н.Д. Зенине, Д.С. Варакине, суздальских узниках, причисленных к лику святых, и о многих других.
Эта работа привела к идее создания биографической книги о старообрядческих епископах, так как история Церкви есть история людей. И не случайно большая часть нового номера сборника «Во время оно …» — это автобиографии старообрядческих священников и дьяконов 20-50-х годов XX века.
Представляет интерес переписка заштатного новообрядческого епископа Николая (Муравьева-Уральского) со старообрядческой Московской архиепископией и видными священниками, которая продолжалась с 1946 по 1957 гг. Епископ Николай искренне интересовался старообрядчеством и сочувствовал ему. В его письмах есть важные сведения об обстоятельствах принятия в 1929 г. Синодом митрополита Сергия (Страгородского) «Деяний…» об отмене клятв на старые обряды. Епископ Николай свидетельствует о неискренности его авторов, сохраняющейся в середине XX в. враждебности новообрядческого духовенства к дониконовским богослужебным чинам и к старообрядчеству.
В. Боченков также отметил, что статья о епископе Николае (Муравьеве-Уральском) не вошла в издаваемую Московской Патриархией Православную энциклопедию. В ходе подготовки книги о старообрядческих епископах удалось найти интересные сведения о епископе Александре (Чунине). Также раньше было неизвестно, от кого получил хиротонию епископ Рафаил (Воропаев), недавно причисленный в РПсЦ к лику священномучеников. Теперь стало известно, что его рукоположил «неокружнический» епископ, а потом епископ Рафаил воссоединился с Церковью на Освященном Соборе 1922 г.
Протоиерей Евгений Чунин (г. Ржев) сказал:
Я очень рад изданию книги о наших епископах. Читая её, мы исполняем заповедь апостола Павла: «Поминайте наставники ваша, <…> взирающе на скончание (их) жительства, подражайте вере (их)» (Евр. 13:7). История Церкви — это история людей, тем более наших архипастырей. Очень важно не забывать их имена, обстоятельства их жизни, их подвиги и исповедничество в эпоху страшных испытаний. Моё поколение ещё помнит об этом благодаря семейным преданиям. Но, к сожалению, иногда кажется, что нашей старообрядческой молодежи это неинтересно и не нужно. Если это действительно так, то можно говорить о серьезных пробелах в их христианском воспитании. Поэтому так важна работа Виктора Боченкова, который вводит в оборот, делает доступным для читателей материалы по истории нашей Церкви. Искренне поздравляю автора и желаю ему творческих успехов. Также желаю, чтобы после издания его книги были прочитаны, а читатели получили пользу для себя.
После этого о. Алексей Лопатин предоставил слово о. Александру Панкратову (Великий Новгород), отметив, что в свое время о. Александр также работал в архиве Митрополии.
Современность, утекая, сама становится историей, — сказал о. Александр, — и необходимо её фиксировать. Когда в 90-е годы я, имея диплом Историко-архивного института, пришел работать в Митрополию, то, естественно, предложил свои услуги в качестве архивиста. Мне сказали, что раньше такой должности не было. «Давайте, теперь будет», — предложил я. Однако никто не знал, где архив архиепископии. Я случайно обнаружил его в помещениях колокольни в виде связанных пачек бумаги. Там были документы начиная с середины XIX в. Мне пришлось начать работу по их разборке и изучению. Сейчас архив находится в добрых, любящих и работящих руках Виктора Вячеславовича Боченкова. Я очень хочу за это высказать ему благодарность.
Елена Михайловна Юхименко сообщила:
Книги, которые сегодня представляет В.В. Боченков, являются по-настоящему научными. Материалы выверены, приведена библиография. Появилась возможность погрузиться в историю, судьбы людей. В пространном предисловии опубликованный материал вводится в исторический контекст. В.В. Боченков не только публикует архивные материалы, вводя их в научный оборот, но и образцово их хранит. Мне приходилось работать в его архиве — все хранится в соответствии с принятыми стандартами, дела имеют обложки, описания и т.д.
Валерий Владимирович Волков, заведующий Библиотекой редких книг и рукописей Московской Митрополии РПсЦ, отметил:
Недавно увидевшая свет книга, подготовленная к изданию В.В. Боченковым, стала заметным событием. И вот почему. Виктор Боченков, кроме того что является вдумчивым исследователем истории и культуры старообрядчества, еще и христианин, живущий полноценной жизнью в старообрядчестве. У нас почему-то стало нормой представлять и приветствовать работы по старообрядческой проблематике, подготовленные авторами, изучающими эту проблематику как бы со стороны. За оценкой церковного пути и места было принято обращаться к работам светских историков, нарочито себя позиционировавших находящимися за границами Церкви.
Ситуация была явно ненормальной и в какой-то степени даже угрожающей. Стали навязываться взгляды на старообрядчество как на некое общество «традиции», «сваливая в одну кучу» многие представления, общие для беспоповцев и поповцев. Для «традиции» как раз и характерно отсутствие познания себя как субъекта. Такой подход устраивал многих. Но для Церкви, как самосозидающего, созданного Спасителем организма, это было серьезным минусом. В то же время был многовековой опыт Церкви как субъекта самопознания. Достаточно вспомнить труды Святых отцов, ярких историков церкви, включая начетчиков и апологетов старообрядчества. Поэтому необходим приход со своими работами тех самых начетчиков и апологетов, профессионалов-историков, источниковедов, обратившихся к источниковой базе истории старообрядчества, во многом ее переформатировав. Работы В.В. Боченкова как раз и относятся к этому направлению, сочетая в себе профессионализм, актуальный на сегодняшний день, а также ощущение живой церковной жизни.
О. Алексей Лопатин напомнил, что у В.В. Боченкова были предшественники. Ещё в начале 80-х годов XX в. известный священник РПсЦ о. Евгений Бобков и видный библиофил-беспоповец Михаил Иванович Чуванов готовили словарь «Старообрядчество», но он не вышел. Эту идею удалось осуществить только в 1996 году С.Г. Вургафту и И.А. Ушакову. Они издали ставшую знаменитой книгу «Старообрядчество. Опыт энциклопедического словаря». В ней они собрали максимально доступную на тот момент информацию.
Журналист Глеб Станиславович Чистяков обратил внимание на важность издания книг по истории старообрядчества именно в бумажном виде. Только в таком виде бесценная информация может сохраниться для истории. Сейчас многие уверены, что интернет, электронные ресурсы вытеснят бумажную книгу. Однако срок хранения информации на компакт-дисках, флешках, жестких дисках ограничен годами, в лучшем случае десятилетиями. Кроме того, интернет-ресурсы не вечны. Например, на официальном сайте РПсЦ материалы времен митрополита Андриана и первые годы правления митрополита Корнилия потерпели серьезные утраты в результате неоднократных обновлений программной оболочки. В последние десятилетия было создано немало сайтов старообрядческой тематики, но они через какое-то время прекратили свое существование по техническим и финансовым причинам. В частности, исчез сайт «рпсц-библио», на котором можно было ознакомиться с оцифрованными изданиями, хранящимися в книгохранилище Московской Митрополии; публицистический ресурс «Правда Старой Веры» — портал, посвященный истории старообрядческих керженских скитов с уникальной интерактивной картой региона. В то же время бумажная книга будет храниться не менее 500 лет.
Михаил Александрович Дзюбенко, литературовед и критик, предложил при переиздании книги для внешних читателей проставить в именах ударения.
В.В. Волков после встречи заметил, что причина современного написания имен, по-видимому, в изменении стандартов публикации научных текстов.
Также С.Г. Вургафт и М.А. Дзюбенко отметили, что в книге не отражены устные воспоминания, поэтому, например, не указана причина удаления митрополита Никодима (Латышева) в с. Добруджу — давление советских репрессивных органов. На это В.В. Боченков ответил, что опирался в основном на архивные материалы.
Участниками встречи также были высказаны и некоторые замечания по оформлению и содержанию книги о старообрядческих епископах. Так, С.Г. Вургафт спросил: «Почему в книге о старообрядческих епископах приведена современная транскрипция имен епископов?»
Представляет интерес и высказывание С.Г. Вургафта по поводу концепции книги:
Виктор ввёл в оборот новый материал, поэтому его книга бесценна с точки зрения фактов. Но каждый из видных архиереев РПсЦ вносил в церковную жизнь какой-то комплекс идей, который воспринимался или не воспринимался людьми. Например, митрополит Алимпий (Гусев) в начале 90-х годов, когда верующим практически беспрепятственно передавали храмы, отказывался их брать. Он был уверен в скором приходе антихриста. «Счёт времени идёт уже не на годы, а на минуты», — говорил он. Поэтому становится необходимым осмысление истории Церкви как истории богословской или псевдобогословской мысли.
О. Алексей Лопатин возразил, что Виктор Боченков в своих книгах даёт факты, а осмысление их — другой жанр.
В.В. Боченков добавил:
Я не стремился превратить статьи в развернутые биографические материалы, так как такая работа превосходит силы одного человека.
Присутствующие поблагодарили В.В. Боченкова за труды и пожелали ему успеха в дальнейшей деятельности.
Комментариев пока нет