В 2017 году исполняется 100 лет соборному прославлению мучеников за древнее благочестие. Известно множество случаев, когда синодальная церковь и государственные власти стремились прервать народное почитание старообрядческих святых теми или иными способами. 31 мая 1917 г. Собор постановил прославить старообрядческих мучеников; на следующий день большинство соборян проголосовало за составление особой службы каждому новому святому. Ф. Е. Мельников сообщает, что службы новопрославленным святым написал епископ Иннокентий (Усов).
***
Начиная с первых веков христианства Церковь неизменно вспоминает и восхваляет своих святых. Со времен князей Бориса и Глеба, первыми прославленными в наших землях, русская Церковь просияла целым сонмом подвижников: благоверных князей, преподобных, святителей и праведников.
После реформ патриарха Никона и церковного раскола староверие крепко хранило память о страдальцах конца XVII века и более поздних времён. К сожалению, их полноценное почитание было связано со многими сложностями и даже опасностями. Такая ситуация была связана, главным образом, с беспрецедентными гонениями, когда никоновские реформаторы стремились к уничтожению любой памяти о старообрядческих святых. Их соборное прославление, публичное, открытое почитание было практически невозможно. Известно множество случаев, когда синодальная церковь и государственные власти стремились прервать народное почитание старообрядческих святых теми или иными способами. Так, например, всячески скрывались места захоронений старообрядческих мучеников. Сами их тела нередко сжигались, а пепел развеивался, чтобы не допустить почитания останков подвижников. Во время так называемых «ветковских выгонок» — насильственного переселения старообрядцев с р. Ветка в другие регионы страны, были захвачены и сожжены мощи преподобных старцев — основателей ветковских монастырей.
Уже в конце XIX века, во времена, казалось бы, цивилизованных царствий Александра III и Николая II, подобная участь постигала и мощи других старообрядческих подвижников.
Тем не менее устойчивое почитание старообрядческих святых сформировалось в таких регионах, как русский Север, Ветка, Нижегородская губерния, Урал. Отчасти предания о святых находились в рукописях, но по большей части передавались устно. После революции 1905 года и издания императором Николаем II указа об укреплении начал веротерпимости в нашем государстве изменяется политический и духовный климат.
В этот период становится возможным соборное исследование, а затем и соборное прославление святых. Старообрядческие авторы этого периода указывают на необходимость исследования деятельности и подвигов, а затем последующего прославления не только старообрядческих подвижников благочестия, но и дораскольных святых, чья церковная деятельность не могла быть исследована в годы гонений.
Так, в 1909 г. Освященный Собор российских епископов Белокриницкой иерархии ознакомился с документами, призывавшими не медлить с прославлением старообрядческих мучеников. Это был доклад П. С. Макарова Десятому Всероссийскому съезду старообрядцев, проходившему в том же 1909 г., и доклад Собору от руководителей петербургского старообрядческого братства святых апостолов Петра и Павла. Во втором документе поимённо назывались епископ Павел Коломенский, протопоп Аввакум с соузниками Епифанием, Лазарем и Феодором.
30 августа 1909 г. (здесь и далее — все даты по старому стилю) Собор постановил собирать и изучать сведения, относящиеся к мученикам, пострадавшим за церковное благочестие. Соборы 1911 и 1912 годов возвращались к проблеме будущего прославления мучеников.
Вопрос о прославлении протопопа Аввакума, диакона Феодора, инокини Феодоры (Морозовой) и других пострадавших за древлее благочестие в конце XVII века несколько раз поднимался на Освященных соборах, проходивших после 1905 года. Но каждый раз власти в лице уполномоченного чиновника МВД требовали снять эти вопросы с рассмотрения по причине того, что главные исповедники Старой веры указанного периода рассматривались как «враги императорского дома и государства».
В августе 1915 г. съезд старообрядческих егорьевских благочиний обратился в совет при старообрядческой Архиепископии с ходатайством о прославлении патриарха Ермогена, замученного поляками. 1 сентября 1915 г. освященный Собор постановил, что местное празднование Ермогену предоставляется на усмотрение епархиальных епископов, были сделаны распоряжения относительно литургического празднования и иконографии, уточнённые и дополненные затем решениями совета при архиепископии от 21-22 апреля 1916 г.
Только февральская революция 1917 года и последующие события устранили ограничения, мешавшие решению этих важных вопросов. В мае 1917 г. съезд благочинных старообрядческой Уральско-Оренбургской епархии ходатайствовал о скорейшем прославлении мучеников и исповедников XVII века. Этой же теме был посвящён доклад епископа Уральско-Оренбургского Амфилохия (Журавлёва), оглашённый на первом заседании Освященного Собора, проходившего в Москве с 31 мая по 5 июня 1917 г. В заглавие доклада были вынесены имена епископа Павла Коломенского, протопопа Аввакума, диакона Феодора, княгини Евдокии Урусовой, боярыни Феодосии Морозовой.
31 мая 1917 г. Собор постановил прославить старообрядческих мучеников; на следующий день большинство соборян проголосовало за составление особой службы каждому новому святому. Рассказывая в своей «Краткой истории древлеправославной (старообрядческой) Церкви» о канонизации 1917 года, Ф. Е. Мельников сообщает, что службы новопрославленным святым написал Иннокентий (Усов), до революции — епископ Нижегородский, а в эмиграции — митрополит Белокриницкий. В календаре Русской Православной старообрядческой Церкви на 1997 год сообщается о существовании машинописного сборника первой четверти XX в., содержащего жития мучеников и посвящённые им службы, написанные епископом Иннокентием.
Решение о дне литургического празднования памяти новопрославленных святых было принято одиннадцатью годами позднее. В сентябре 1928 г. Освященный Собор постановил праздновать общую память всех старообрядческих мучеников в воскресенье перед Неделею святых праотец.
За прошедший период написано немало икон и служб старообрядческим мученикам и исповедникам, освящено несколько храмов. Ныне в г. Людиново Калужской области возводится церковь во имя Соловецких страдальцев и исповедников. В нынешнем 2017 году исполняется 100 лет со дня прославления старообрядческих мучеников и исповедников, пострадавших за Старую Веру. В 2020 году Русская Православная старообрядческая Церковь и другие старообрядческие согласия собираются отмечать 400-летие со дня рождения протопопа Аввакума, и большое участие в этом будет принимать российское государство и общество.
Светские исследователи иногда отмечают, что гонения на старообрядцев XVII века сопоставимы с жестокостью и масштабностью гонений уже века XX, когда безбожники, пришедшие к власти, решили расправиться уже со всеми религиями. Бесспорно, эта аналогия имеет право на существование, тем более что в истории имеются и примеры явного провиденциального и назидательного характера. Так, во второй половине XVII века, во времена царя Алексея Михайловича, Соловецкий монастырь стал знаменем борьбы за истинную православную веру и древлецерковные предания, и в тоже время — кровавым символом государственного насилия над религиозными убеждениями русского народа. К сожалению, этот печальный урок российское общество не усвоило. За прошедшие после раскола годы не было ни покаяния за гонения, ни переосмысления истории церковной реформы. Поэтому спустя 250 лет, в годы большевистских репрессий, Соловки снова стали символичным и страшным местом — местом, где уже не только верующие, но и представители всех классов, слоев и званий российского общества взошли на новую Голгофу.
Однако между гонениями на Старую Веру и большевистскими гонениями на религию есть существенная разница. Попадая в молох безбожных репрессий XX века, человек мало на что мог надеяться, его судили не столько за религиозные убеждения, сколько за принадлежность к «контрреволюционным» классам, а потому никакое отречение от веры не могло уберечь его от жестокой кары.
Во время гонения на старообрядчество все обстояло с точностью до наоборот. Главными целями гонителей были именно религиозные убеждения и личная вера. Можно было легко избежать преследований или даже выбраться из тюремных застенков. Человеку достаточно было отречься от своей веры, и его жизнь была бы спасена. Не случайно, поэтому, посланники царя уговаривали боярыню Морозову «для вида» креститься тремя перстами, обещая вернуть ей расположение царского дома и все отнятые привилегии. Подобное сулил Алексей Михайлович Соловецким инокам, предлагая вернуть монастырские угодья и богатое денежное вспомоществование в обмен на молчаливое согласие с новыми богослужебными книгами. Даже протопопу Аввакуму предлагалось влиятельнейшее и почетное место царского духовника. Однако подвиг старообрядческих святых тем и высок, что они по собственной воле, безо всякого принуждения извне выбрали путь мученичества и исповедничества, без сомнения отвергая сытую и благополучную жизнь.
Комментариев пока нет