12 января (30 декабря по старому стилю) Церковь чтит память преподобного Зотика, прокаженных кормителя. В этот день празднует именины епископ Донской и Кавказский РПсЦ Зосима (Еремеев). В 2017 году он отмечает 70-летний юбилей. В Ростове-на-Дону в эти дни проходят широкие празднования, на которые прибыл митрополит Корнилий (Титов) и священство РПсЦ. Сайт «Русская вера» поздравляет владыку Зосиму с 70-летием и представляет читателям его выступление с Освященного Собора РПсЦ, проходившего в октябре 2016 года.
Выступление владыки Зосимы на Освященном Соборе РПсЦ о проповеди
Москва, октябрь 2016
На нынешнем Соборе (октябрь 2016 года — прим. ред.) уже много сказано о способах проповеди истинной Веры, однако забыли упомянуть о главном: в основе проповеди в Церкви Христовой лежит неустанная молитва. Я в этом убедился с младенчества. В селе Серково в Молдавии, где я родился и вырос, постоянный священник бывал редко. Зато миряне, члены общины, были всегда грамотными и ответственными. Несмотря на отсутствие постоянного пастыря, службы у нас были регулярными, молились каждый воскресный день и все праздники. Потом я стал уставщиком, священником, и всегда настаивал на исполнении церковного устава и всенощного бдения, когда это положено. Но у нас далеко не везде это исполняют. Не в укор, конечно, но в некоторых приходах Украинской епархии с вечера вообще почти не молятся. Поясню, что значит «почти». Молятся вечерню, павечерницу и канон. Вот так совершается служба. Это к сведению будущего архиерея, чтобы он взял на заметку это и поставил себе целью исправить это положение.
Так вот за эту уставную молитву Господь дает благодать приходящим в храм. И даже если нет священника, то есть уставщик, который умело сочетает чтение положенных в этот день поучений и добавляет свое слово, этим проповедуя и привлекая. Приведу живой пример: 8 лет я служил уставщиком в селе Губино (Орехово-Зуевский район Московской области — прим. ред.), за эти годы удалось поднять приход, увеличить его количественно и качественно. Причем сделать это было непросто, так как назначенный туда священник преставился в молодом возрасте, а на богослужения приходили всего несколько грамотных бабушек. Однако всенощное бдение никогда не оставляли, молились постоянно, и это привлекало и воодушевляло людей, давало духовную помощь. Христиане чувствовали усердие служащих и стремились на службу. Также большое значение имело правильное исполнение песнопений, не только самогласных, но и на распев (знаменного распева — прим. ред.). Это привлекало людей старшего поколения, живущих, в частности, в окрестностях Губино, где сейчас открылись приходы. Люди чаще приезжали в Губино, чем в другие приходы, даже более ближние, потому что им нравилась служба.
Служба привлекает, служба воодушевляет, молитва к Богу просвещает разум, располагает к покаянию и очищению души. Относительно всенощного бдения, я повторюсь, что в основе проповеди лежит уставная служба. Если мы ее совершаем с усердием, если мы стараемся не как-нибудь быстро прочитать и спеть, а еще и красиво, то мы этим обогащаем свой приход, обогащаем собственную душу и души молящихся. Если же служба совершается быстро и небрежно, то люди в храме и не молятся, а занимаются пересудами.
Хотел бы напомнить еще один момент, касающийся проповеди. Особенно это касается работы нашего просветительского отдела и вообще проповеди истинной веры. В нашей проповеди мы должны использовать святоотеческие сочинения и древлецерковное наследие. Я вот не замечаю и не слышу, чтобы мы систематически опирались на каноны Церкви, на высказывания Святых Отцов на соответствующие темы. Не видно, чтобы у нас была преемственность по отношению к трудам Святых Отцов, чтобы мы постоянно обращали себя, свой ум, свое сердце к учителям Церкви, апостолам. Церковь едина на земле, и мы должны как бы питаться тем, что они, апостолы, учителя и отцы, нам оставили, как более совершенные духом, как получившие благодать от нашего Спасителя. Всем этим духовным богатством мы должны пользоваться, а не просто приспосабливаться к сегодняшнему времени.
А сегодня на Соборе об этом мало говорилось. Вспомнил об этом о. Валерий Шабашов. А я обращаюсь к главе просветительского отдела о. Михаилу Родину: нужно обращаться к канонам Церкви, к святым Отцам, что они говорили о проповеди, как призывали. Разве нечего почерпнуть из творений Иоанна Златоуста? Ничего, отче, ты не привел. Хотя бы из канонов процитировал что-нибудь. Тоже ничего не процитировал. А ведь Собор должен был услышать это от тебя как от главы просветительского отдела. На что ты опираешься, на что ориентируешься и на что ориентируешь Собор в этом плане? Вот как нам должно жить, молиться, привлекать ко спасению! Конечно, люди смотрят, как сегодня ведут себя священники, уставщики, клирошане. Мне недавно пришлось услышать, что в одном приходе в алтаре стоит не то что мягкое кресло, а топчан, и кое-кто из служителей ложится и спит там, почивает, что называется. Это на что похоже? Читаются экса-псалмы, а священник храпит. Это прискорбно, но приходится об этом говорить вслух. Я не хочу называть имена, чтобы не было больно ни епископу той епархии, ни сослужащим священникам, но это есть в нашей жизни. Естественно, что из такого прихода, и без того небольшого, немало людей ушло в никонианскую церковь.
Если мы дышим живой верой, то нужно быть готовыми на жертву своими силами и устремлениями ради Церкви. Христианская религия — это жертвенная религия. Основатель нашей Церкви показал, что Он Сам принес Себя в жертву для спасения человечества. И в какой-то мере каждый пастырь идет по стопам Христа, должен идти, жертвуя своим по коем и здоровьем, а не заботиться о том, чтобы налегке выйти после службы и еще полночи строчить в интернете. Это применительно к нашему времени. В праздник все должно быть посвящено только службе, подготовке к Литургии, проповеди. Священник обязан продумать хорошо свою грядущую праздничную проповедь. Зная свою паству, должен подобрать такие слова, которые окажутся лекарством для душ.
Еще раз повторяю: в основе лежит молитва Богу. И за молитву нам Господь посылает благодать, чтобы мы могли воодушевлять молящихся, привлекать. Но для этого нужен труд, и мы не должны жалеть сил для этого труда, а иначе напрасно мы взяли на себя сан священника, а тем более сан епископа, если мы не думаем об этом и не воплощаем это в жизнь.
А как на счет Елисея Елисеева Дальневосточной епархии, которых вы возглавили, а потом вроде бы все пришло в "норму", но на Дальнем Востоке все осталось по прежнему и митрополию РПСЦ, по прежнему, никто так и не признают. Еп. Патемруфий там не у дел. А вы вроде бы и не при чем?