Продолжаем публикацию перевода Великих Миней Четьих митрополита Макария.
Читать оригинал на церковно-славянском. Часть 1
Читать оригинал на церковно-славянском. Часть 2
Том 13 (1). Месяца декабря в 24-й день.
Будьте знающими, братья, что в этот день пост пред празднеством Господним. А пост для того, чтобы с благоговением и чистотою собрались вы в церковь в шестой час, поправ гнев, очистив плотские скверны, отвергнув все неподобающие дела, чтобы быть достойными, чистыми устами и непорочным сердцем причаститься тела Божия — он в него облекся ради нас и обнищал по своей воле. Видя, что мы погрузились в море греховной злобы и отдали себя в рабы диаволу бесстыдными делами, он не мог видеть нас впавшими в такое бедствие. Преклонил небеса, сошел без порока и без смешения в утробу Пречистой Девы вселился, Слово Божие безначальное стало плотию человек, стало иметь две природы, желая обновить человеческий род и ввести в первое райское состояние, от которого отпали, когда послушали врага. Из зависти обманув прадеда нашего Адама, первого человека, он ввергнул его в смертное житие. Потому-то и сошел к нам Сын Божий, безначальный, без конца, без начала, что имел первое рожество от Отца без матери, второе же ради нас без отца от матери воплотился. Радуясь его воплощению, будем праздновать память пречистых его прадедов по плотскому рожеству, я имею в виду великого Авраама, Исаака, Иакова, чьи имена помянул евангелист, а также во пророках дивного Данила и трех отроков, Ананию, и Азарию, и Мисаила. Облекшись в броню веры, они укротили ярость зверей, с верою и чистотою соединившись, нетленными венцами украсились Христовы мученики и праведники. Тех, кто в силу их веры и добрых дел были названы друзья Богу. Вот их были дела: странников принимали, нагих одевали, потому и память их тресветла. Да и мы, братья, будем ревностно подражать тем добрым делам и подвигнем себя совершить их, чтобы быть друзьями Богу и сыновьями его царствия. И те были такими людьми из плоти, как мы, но они возненавидели угождение плоти и направили свои тела не на сладости плотские, не на питье, ни на спанье, но на пощение, и на бдение, и на поклонение всегдашнее. Вот им и надо завидовать и подражать, а не ворам, ни пьяницам, ни злодеям, кому уготована мука с диаволом, пусть избавит нас от нее Господь Бог наш, ему слава, Отцу и Сыну и Святому Духу, сейчас и всегда и в веки векам, аминь.
Том 13 (2). Слово в навечерие Рожеству Господа нашего Исуса Христа, Сына Божия, единородного, того, кто был от Отца рожден прежде всех веков, кем все было создано.
Поучение во святых отца нашего Кирила и архиепископа Иерусалимского от Еврейского послания: «По частям и в различных образах в древности Бог говорил с отцами через пророков, а на конец этих дней говорил с нами через Сына».
1. О нашей надежде на Исуса Христа содержится достаточно в том, что я передал вам во вчерашней беседе. И не просто веровать во Христа или считать его одним из многих, с определенной целью называемых христами. Они были помазанниками, а это истинный Помазанник, не при помощи людей ставший святителем, но всегда архиерейское достоинство от Отца имея. И поэтому преждеутвержденная вера, да не мним его одним от простых помазанников, добавила верующим разума, что веруем в единого Господа Исуса Христа, Сына Божия единородного.
2. И далее, когда слышишь о Сыне, понимай, что речь идет не о сотворении, но о рождении. Сына единородного, другого брата нет: потому и называется единородным, что в божественном достоинстве и рождении Отцом брата не имеет. Сына же Божия называем не сами от себя, но сам Отец Помазанного Сыном именовал. А истинно то наименование, что от отца дается детям.
3. Вочеловечился тогда Господь наш Исус Христос, но многими не был узнан. И вот, желая научить тому, чего не знали, собрав учеников, он вопрошал их: «Как обо мне говорят, кто я, Сын Человеческий?» Не возвеличивая себя, но желая показать им истину, чтобы не получилось так, что, живя вместе с Божиим Сыном единородным, они пренебрегут им как каким-то простым человеком. Они ответили: «Одни Илией, другие Иеремией». Он сказал им: «Они, не зная меня, говорили». А вам, апостолам, тем, кто моим именем прокаженных очищали, и бесов изгоняли, и мертвых воскрешали, не годится не знать того, кем вы творите чудеса. Все замолчали — ибо выше человека такой вопрос — Петр, первый в ряду апостолов и верховный проповедник церкви, не ложными словами, и не человеческой мыслию убежден, но от Отца просвещен умом, сказал ему: «Ты — Христос», не просто, но «Сын Бога живого». За этим словом следует блаженство: ведь это слово в своей истине выше человека, и на сказанном лежит печать, подтверждающая его истинность, ибо ее открыл Отец. Вот что сказал Спас: «Ты блажен, Симон, сын Ионы, что плоть и кровь не явили тебе, но Отец мой, кто на небесах». Ведь кто знает Господа нашего Исуса Христа, Сына Божия, тот блаженству причащается, а отметающийся Сына Божия окаянен и грешен.
4. И опять же, слыша «Сын», не думай, что говорится это в переносном смысле; речь идет об истинном Сыне, Сыне по природе, не от рабства восшедшем к усыновлению, но о вечнорожденном таким образом, что это недоступно для проникновения и понимания. И когда слышишь о Первенце, не мни по человеческим понятиям: человеческие первенцы и других имеют братьев. Как написано: «Сын первенец мой Израиль». Однако и Рувим, хоть и был первенец, отпал от Израиля: ведь он взобрался на ложе отца, а Израиль Сына Отчего, изгнав из винограда, распял. К другим обращены в Писании слова: «Вы сыны Господу Богу нашему». И такие: «Я сказал: вы боги. И сыновья Всевышнего все». «Сказал», а не «родил». Они через слова Бога приняли сыновство — то, чего раньше не имели. А Он не был чем-то иным, ни стал чем-то иным, но родился вначале от Отца Сын, превысший всякого начала и веков, и по всему подобен Родившему: Он всегда есть, как и Отец, Он жизнь, от жизни рожден, и свет от света, и истина от истины, и премудрость от премудрости, и царь от царя, и сила от силы, и Бог от Бога.
5. Если слышишь Евангелие, говорящее: «Книга родства Исуса Христа, Сына Давыдова, сына Авраамова», — то понимай, что это относится к плоти. Сын Давыдов появляется к концу времен, а Сын Божий прежде всех веков. И то он принял, чего раньше не имел, а это, что имеет, всегда имеет, родившись из Отца. Двух имеет Отцов: один, по плоти, — это Давыд, и один, Бог Отец, — по Божеству. Но то, что имеет отношение к Давыду, повинуется времени, доступно для осязания, у него есть родословная, а то, что имеет отношение к Божеству, ни времени не подчиняется, ни месту, не почитается благодаря роду: «Кто опишет род его?» «Дух есть Бог». И, будучи Духом, духовно родил, как безплотный, таким рождением, что недоступно для проникновения и понимания. Сын сам вещает об Отце: «Господь сказал мне: ты мой Сын, сегодня я родил тебя». Это «сегодня» не означает «недавно», а вечное сегодня, вне времени, прежде всех веков. «Из чрева прежде денницы Я родил Тебя».
6. Веруй же в Исуса Христа, Сына Бога Живого, Сына Единородного, и по Евангелию, говорящему: «Ибо так Бог возлюбил мир, что отдал даже Сына своего единородного, чтобы любой, кто верует в него, не погиб, но имел вечную жизнь». И еще: «Тот, кто верует в Сына, не осудится, но перейдет от смерти в жизнь». «А тот, кто не верит в Сына, не увидит жизни, но гнев Божий остается на нем», ведь Он не уверовал в Сына Божия Единородного, свидетельствуя, о ком Иоанн говорит: «И мы увидели его славу, славу единственного сына Отца, полного благодати и истины». Бесы трепетали перед ним и говорили: «Перестань, что тебе до нас, Исус, Сын Бога Живого!»
7. Он родился из Отца Сыном Божиим по природе своей, а не творением, чтобы «любящий родившего любил и Рожденного от него», а не любящий Рожденного обвиняет Родившего. А когда слышишь о том, что Бог рождает, не впадай в телесное понимание, не подумай о рождении тленного: «Бог — это Дух», духовно и рождение. Ведь тела рождают тела, и на рождение необходимо некоторое время. А рождение Сына из Отца никак не связано со временем. И здесь рождается несовершенное, а Сын Божий родился совершенным: что Он есть теперь, то есть от начала, как рожден. Мы рождаемся и постепенно от детского неразумия переступаем на разум: о человек, несовершенно твое рождение! Результат зависит от усердия! А там так не мни, не подумай о том, что Родивший что-то не может. Ведь если Он родил Его несовершенным, значит со временем стал совершенным, а это значит, что ты припишешь Родившему, что он что-то не может. Если время дало что-то позже: по твоим словам, выходит, что Родивший этого изначально не дал.
8. Так что не мни об этом рождении как о человеческом. Это не так, как Авраам родил Исаака. Ведь Авраам действительно родил Исаака, но он рождал не как хотел, а как делал Другой. А когда Бог и Отец рождает, тут нет ни незнания, ни совета с кем-либо: сказать, что Он не знал Раждаемого, было бы великим нечестием, и считать, что он, рассмотрев времена, затем стал Отцом, такое же нечестие. Не так, что сначала без Сына, а затем с годами стал Отцом, но всегда имеет Сына родивший. Не как люди людей, а так, как только Он Сам знает, родивший прежде всех веков Бога неописуемого.
9. Будучи истинным Богом, Отец родил подобного себе Сына, Бога истинного, не как учителя рождают ученики, не так, как Павел некоторым сказал: «Я вас породил благовествованием во Христе Исусе». Ведь здесь тот, кто не является сыном по природе, стал сыном через учение, а там — родной Сын. Не как вы теперь, крестясь, становитесь сынами Божиими: ведь и вы становитесь сынами, но определением Бога, по его благодати, как написано: «Все, кто принял его, дал им власть быть чадами Божиими, верующим в Имя его, тем кто не от крови, ни по воле мужа, ни по воле плоти, но от Бога родились». Ведь и мы рождаемся водой и Духом, но не так же родился Христос от Отца. Когда в момент крещения Исуса раздался голос: «Это мой Сын», он не сказал: «Ныне этот стал Сыном моим», но «Это Сын мой», чтобы явить, что он был Сыном и прежде крестительного действа.
10. Родил Отец Сына не как у людей ум порождает слово. Ведь ум — это что-то внутренне присущее вам, а слово высказано — и, разошедшись в воздухе, погибнет. Мы же знаем Христа рожденного не как произносимое слово, а как Слово внутренне присущее, живое, не устами высказано — и рассыпалось!, — но из Отца вечно неизреченно и в ипостаси рождено. Ведь вначале было Слово, и Слово было к Богу, и Бог был Слово, сидя по правую руку, Слово, разумеющее волю Отца и исполняющее ее, Слово, сошедшее и вошедшее — оно не исчезает, будучи произносимо, Слово вещающее и говорящее: «Что видел у Отца моего, о том вещаю», Слово самодержавное и царствующее надо всеми. Ведь Отец все передал Сыну.
11. Родил же Отец не так, как кто-нибудь разумеет, но как только Он один знает. Мы не обещаем описать, как родил Отец Сына, но можем только сказать, как не родил. И не только мы не знаем, как родился Сын из Отца, но и все рожденные. «Спроси у земли, может быть, она скажет». Если изведаешь все сущее на земле, не сможешь сказать. Ведь земля не в состоянии описать бытие своего Создателя и Творца. Не только земля не знает, но и солнце. Ведь солнце было сотворено в четвертый день, и не знает, что было в тех трех, что были до него. Если же не знает, что было трех днях до него, понятно, что самого Творца описать тем более не может. Небо этого не объяснит. Ведь волей Отца — Христом «небо как дым отвердело». Ни «небеса небес» не поведают, ни «воды, что над небом». Так что не скорби, человек, оттого что не знаешь того, чего не знают небеса. А ведь не только небеса этого рождения не знают, но и вся ангельская природа. Если бы кто-то, если бы это было возможно, поднялся бы на первое небо, и рассмотрел бы устроение тех ангелов, и, подойдя к ним, спросил бы: «Как Бог родил Сына своего?», — то они бы отвечали: «Есть те, кто над нами, у тех спроси. Поднимись на второе небо и третье, дойди, если можешь, к престолам, к господствам, к зачалам и властям: но если и к тем кто-то дойдет, что невозможно, то и те откажутся рассказать: ведь они не знают».
12. И я сторонюсь постоянно дерзающих допытываться о том, чего знать по природе не положено; они от мнимого благоговения отпадают в нечестие: не зная престолов Господних и властей, творений Христовых, начинают допытываться о самом Творце. Расскажи мне сначала, дерзкий, чем отличается престол от господства, и тогда уж допытывайся о Христе. Скажи мне, что такое начало, что такое власть, сила, что ангел, и тогда допытывайся о Творце. «Ибо все обрело бытие в связи с ним». Но ты не хочешь спросить престолов и господств, или не можешь. Какие еще можно узнать глубины Божии, кроме Духа Святого, сказавшего в Божественном Писании? Но и сам Дух Святый о том рождении Сына, что от Отца, в Писанных ничего не сказал. Что же ты допытываешься о том, о чем и Дух Святой не написал в книгах? Не зная писанного, что ищешь неписанного? Много чего можно найти в Святом Писании, но, не постигнув писанного, зачем о неписанном много всуесловить? Достаточно нам видеть, что Бог Сына родил только одного.
13. Не стыдись неведения, которым ты не знаешь вместе с ангелами. Только один Родивший знает Рожденное, и Родившийся знает Родившего его из себя. Родивший знает, что родил, и Дух Святый Божий свидетельствует в Писаниях, что Рожденный — Бог. «Ибо кто знает из людей, что в человеке, только дух человека, тот, что в нем? Так и Божественного тоже никто не разумеет, кроме Духа Божия». «Ведь как Отец содержит в себе жизнь, так дал и Сыну содержать в себе жизнь». И «чтобы все почитали Сына, как почитают Отца». И «как Отец, кого хочет, делает живыми, так и сын, кого хочет, делает живым». Ни Родивший не лишился чего бы то ни было, ни у Рожденного нет никакого недостатка. Знаю, что сказал это много раз, но это говорится много раз для утверждения вас в вере. Ни у Родившего есть отец, ни у Рожденного брат. У одного-одного Отца один-единственный Сын. Ни два нерожденных, ни два единородных, но только отец нерожден: не рожденный — значит не имеющий отца. Один есть Сын всегда-вместе-существующий, рожденный из Отца: не временем определенный, а прежде веков рожденный: не усердием возрос, но тем же родился, кто есть ныне.
13. Веруем же в Сына Божия единородного, от Отца рожденного, Бога истинного. Ведь истинный Бог не рождает ложного, как сказано. Ни рассудив, затем родил, но вечносущностно родил, и наши слова и мысли просто не догоняют этого. Ведь мы, беседуя во времени, смотрим на то, что временное, а о Божественной силе рождение без времени. А как уже много раз было сказано, не из несуществования в существование Сына привел Бог, ни того, кто не был сыном, сделал им: Отец есть всегда и он вечносущностно и несказанно родил Сына, только одного. Ибо он ни брата не имеет, ни от двух полов не зачинается: но глава Христу Отец, одно зачало. Ибо Отец родил Сына, Бога истинного, называемого Еммануила. А имя Еммануил переводится «С нами Бог».
15. И если хочешь понимать, каким образом тот, кто родился от Отца, — Бог, а затем он стал человеком, то услышь пророка, говорящего: «Вот Бог наш, другой не станет рядом с ним. Изобрел все пути художества и дал Иакову, отроку своему, Израилю, возлюбленному своему. Потом на земле явился и пожил с людьми». Видишь ли Бога после Моисеева закона? Тогда прими и второе свидетельство о Божестве и вочеловечении Христа, что читалось недавно: «престол твой, Боже, в век века». Чтобы не мнили, что его явление во плоти и было началом бытия, а потом он пришел в полноту Божества, Писание говорит прямо: «Потому помазал тебя, Боже, Бог твой елеем радости в большей мере, чем тех, кто с тобой». Видишь, как Бог Отец совершает помазание Христа Бога?
16. Хочешь принять третье свидетельство Христова Божества? То услышь Исайю, он говорит: «Утомился Египет, и торговля Эфиопии». И вскоре после этого: «И о тебе помолятся, ибо в тебе Бог есть, и нет Бога, кроме тебя. Ведь ты Бог Израилев Спас». Видишь Бога Сына, содержащего в себе Бога Отца? И разве не Он же говорит в Евангелиях: «Отец во Мне, и Я в Отце»? Он не сказал: «Отец — это Я», но «Отец во Мне». И опять же не сказал: «Я Отец одно», но «Мы с Отцом одно», чтобы не было ни смешения, ни разделения Сыну и Отцу. «Одно» по Божественному достоинству, в коем Бог Бога родил, «одно» по царствующему: не так, что Отец царствует над одними, а Сын над другими, как Авесалом сопротивляясь отцу, но над кем царствует Отец, над теми же и Сын. «Одно», потому что нет никаких разногласий, никакого разъединения: не так, что одни желания у Отца, другие у Сына. «Одно» и в том, что не существует отдельно творений Христа и творений Отца: но все творение едино, Отец Сыном все сотворил. «Ведь Он сказал — так и стало: Он повелел — и все создалось», — говорит Певец. Говорящий говорит к слышащему, и повелевающий повелевает тому, кто с ним.
17. Итак, Сын есть Бог истинный, содержащий в себе Отца, не превращаясь в Отца. Ведь не Отец вочеловечился, а Сын. Пусть свободно говорится истина. Ведь не Отец принял за нас муку, но Отец послал Сына своего, принявшего за нас распятие. Да не будем никогда говорить: было когда-то, что не было Сына. Не будем и смешивать Отца с Сыном. Идем царским путем, не уклонимся ни на право, ни на лево. Не будем называть Сына ради мнимой чести Отцом, не будем ради чести Отца считать Сына одним из творений: но один Отец через одного Сына да будет поклоняем, а не разделяется поклонение. Да провозглашается один Сын, прежде веков сидящий по правую руку Отца: не страданием во времени от усердия получив это, но имея вечносущностно.
18. «Тот, кто видел Сына, увидел и Отца». Ведь сын во всем подобен Родителю: Он родился жизнь от жизни, и свет от света, и сила от силы, и Бог от Бога. И неизменны Божественные образы в Сыне, и вместе с лицезрением Божества Сына начинается наслаждение Родителем. И это не мое слово, но Единородного: «Я так давно с вами, и ты не узнал меня, Филипп? Видевший меня видел Отца». Короче говоря: не разделяем и не смешиваем. Никогда не называй Сына чуждым Отцу, как не принимай и говорящего, что Отец иногда Отец, а иногда Сын. Это все чуждые и нечестивые нецерковные учения. Но Отец, родив сына, остался Отцом, и не изменился. «Мудрость» родив, и сам не остался без Мудрости, и родив «Силу», не ослабел, Бога родив, сам не лишился Божества. И сам ничего не потеряв, ни в чем ни став хуже, или изменившись, и Родившийся не имеет ни в чем оскудения. Совершен Родивший, Бог и Рожденный. Он Бог всех, но своим Богом называет Отца: не стыдится говорить: «Взойду к Отцу моему и Отцу вашему, и Богу моему и Богу вашему».
19. Но чтобы ты не мнил, что в одинаковом смысле Сыну и тварем Он Отец, ввел и различие. Не сказал «взойду к Отцу нашему», чтобы не оказалось, что твари и Единородный находятся в общем положении, но «Отцу моему и Отцу вашему», то есть: в одном смысле мне по природе, в другом вам по творению. И снова: «К Богу моему и Богу вашему»: в одном смысле Он Бог мне, как Сыну истинному и единородному, а в другом вам, как тварям. Ведь Сын Божий — это Бог истинный, прежде всех веков неизреченно родившийся. Я многократно говорю вам одно и то же, чтобы это запечатлелось в вашем уме. Веруй тому, что Бог имеет Сына, а как — того не допытывайся. Если будешь искать — не найдешь. «Не мудрствуй о слишком высоком, чтобы не свалиться». Что тебе повелено, только это и понимай». Скажи мне прежде, кто Родивший, и тогда узнаешь Рожденного. Если же природы Родившего не можешь разуметь, то особо не допытывайся, какой образ у Рожденного.
20. Достаточно тебе для благочестия, как мы уже сказали, видеть, что Бог имеет только одного Сына, одного рожденного по природе, начавшего быть не когда родился в Вифлееме, а «прежде всех веков». Услышь Михея пророка, говорящего: «И ты, Вифлеем, Дом Ефрафов, ничем не меньше среди владык Иудовых: ведь из тебя Мне выйдет Вождь, что будет правильно пасти народ свой Израиль, и происхождение его от начала, от дней века». Не смотри на того, кто ныне явился из Вифлеема, но поклоняйся Рождаемому из Отца вечносущностно: не принимай, если кто-то будет говорить о временном начале Сына, но знай вневременное начало — Отца. Начало Сына непостижимо, вневременно: безначален Отец, источник праведной реки и Единородного Отец, родивший так, как только Он сам знает. И если хочешь узнать, что Господь наш Исус Христос — предвечный Царь, то услышь опять же Его говорящего: «Авраам рад бы был увидеть день мой, и увидев, обрадовался». А после того, как иудеям оказалось трудно это принять, он им говорит что-то еще более: «Я есть прежде, чем появился Авраам». И еще говорит к Отцу: «И теперь прославь Меня Ты, Отец, у Тебя самого славой, какую я имел прежде чем мир был создан Тобой». Прямо говорит: «прежде, чем возникло творение, Я имел у тебя славу». И опять: «Ты возлюбил меня прежде создания мира», то есть прямо говорит: «Я имею у Тебя славу вечно».
21. Веруем же «в единого Бога Исуса Христа, Сына Божия единородного, от Отца рожденного, Сына истинного прежде всех веков, и им все было создано». «Престолы ли, господства ли, начали ли, власти ли» — «все им было создано», и ничто из созданий не было изъято из-под власти его: да умолкнут все ереси, вводящие различные начала и творцов миру: да умолкнут хулящие Христа, Сына Божия: да онемеют говорящие, что солнце — Христос. Ведь Он творец солнцу, а не видимое солнце. Да замолчат те, кто говорит о том, что мир сотворен ангелами, — они хотят перехватить достояние Единородного. И видимое, и невидимое, и престолы, и господства, или что-то другое, что имеет название, все получило бытие Христом. И он царствует надо всеми, кто получил Им бытие, не похитив чужую власть, но владея своими творениями, как сказал евангелист Иоанн: «Все через него получило бытие, ни что без него». «Все было им сотворено»: Отец действовал Сыном.
22. Хотел бы я привести некую притчу для иллюстрации того, о чем говорю, но знаю, что она будет немощным. С чем поистине из видимого можно сравнить Божественные и невидимые силы? Но пускай говорится как немощное, от немощного к немощным. Предположим, есть некий царь, и у него его царский сын, и он хочет построить город, и повелит сыну, царствующему вместе с ним, создать город. Он же, приняв повеление, приведет к разумному совершению. Так, когда Отец умыслил все сотворить, Сын сотворил по Отчему мановению. В силу этого мановения Отец сохраняет власть и господство надо всем, а Сын тоже имеет власть над всем творением, и ни Отец не перестал быть Владыкой творений, ни Сын другим каким-то творением обладает, но тем же самым. Как уже было сказано, не ангелы эти творения сотворили, но Сын Единородный, прежде всех веков рожденный, как сказано: «Все через него было создано», не исключая ничего, сотворенного Им. [Раздел отсюда до конца параграфа 22 в изданном греческом тексте отсутствует — примечание переводчика]. И много возлюбленные свидетельствуют об истинности Христа, свидетельствует Отец о Сыне, о Сыне свидетельствует Дух Святый, сходящий плотью взора голубина. Свидетельствует Гавриил архангел, Марии благовествуя. Свидетельствует Мария, Бога родивши. Свидетельствует блаженное место яслей. Свидетельствует Египет, ведь он принял Владыку телом, еще когда тот был младенцем. Свидетельствует Семион, взявший его на руки со словами: «Теперь ты отпускаешь раба своего, Владыка, как ты говорил, с миром, ведь увидели мои глаза твое спасение». И Анна пророчица благоговейная, целомудренная и постница, хорошо свидетельствует о нем. Свидетельствует Иоанн Креститель, великий среди пророков, положивший начало Новому завету и некоторым образом соединяющий собой оба завета, Ветхий и Новый. Среди рек свидетельствует Иердан, среди морей свидетельствует Тивериадское море, свидетельствуют слепые и хромые исцеленные. Свидетельствуют мертвые воскрешаемые, и бесы свидетельствуют, говоря: «Перестань! Что тебе до нас, Исус, Сын Бога Живого! Знаю Тебя, кто ты: Святой, Божий». Свидетельствуют ветры, которым Он запрещает и которые останавливает, пять хлебов свидетельствуют, пять тысяч насытившие, дерево святое крестное свидетельствует, до сего дня у вас видимое, и по вере от него берущими отсюда вселенную уже всю наполнили, финиковых пальм в зарослях свидетельствуют ветви, «Осанна, Сын Давыдов», тогда хвалящие. Гефсимании свидетельствует — только Иуда еще настолько лишен понимания! Святой Голгофа свидетельствует, и камень, лежащий до сего дня, солнце, сейчас сияя, свидетельствует, ведь тогда оно померкло во время спасительных страданий. Тьма свидетельствует, ведь тогда она была «от шестого часа до девятого». Свет свидетельствует, сиявший от девятого часа до вечера. Гора Елеоньская святая свидетельствует, ведь с нее Он взошел ко Отцу, и рождающие дожди облака свидетельствуют, приняв в себя Владыку, и небесные врата свидетельствуют, ведь о них сказал Певец: «Поднимите князья свои ворота, войдет Царь славы». Это было вам сейчас сказано Господней благодатью.
23. Возвратившись же к поведанию веры, остановим здесь слово. Все сотворил Христос, ангелов ли, господства ли, престолы, не потому, что Отец хуже мог создать, но потому, что Он захотел, чтобы обладал сотворенными Им Сын, Сам Ему дает план сотворения. Ведь, почитая своего Отца, Единородный сказал: «Не может Сын творить сам по себе ничего, только то, что видит Отца творящим: то, что Он творит, то же и Сын творит». И еще: «Отец мой до сих пор делает, и Я делаю»: и никакого нет среди делающих противоречия: «Ведь все Моё — Твоё, и Твоё — Моё», сказал в Евангелии Господь. И это можно явно увидеть из Ветхого и Нового завета. Говоривший «Сотворим человека по образу нашему и по подобию» явно обращался к кому-то присутствующему. Еще более явно у Песенника: «Ведь Он сказал — и они возникли, Он повелел — и были созданы» — Отец повелевает, а Сын творит все по воле Отца. Об этом прикровенно говорит Иов: «Один распростерший небо и ходящий, как по суху, по морю», — являя понимающим, что ходящий ногами по морю Он и есть тот, кто прежде сотворил небеса. И еще сказал Господь: «Или ты сотворил живое существо из земного брения?» И далее: «Перед тобой открывают со страхом ворота смерти?» Явно, что сошедший в ад из человеколюбия, Он сначала из брения сотворил человека, и Он Христос Сын Божий единородный, миру творец: «Был в мире, и мир через Него получил бытие» и «к своим пришел», как учит нас Евангелие. Христос — творец не только видимых, но и невидимых: Им создано все, по Апостолу, что на небесах и на земле, видимое и невидимое, или престолы, или господства, или начала, или власти: все Им и в Нем были созданы, и Он прежде всех, и всё Им держится. Если и о самом времени скажешь, то и тому творец Исус: «В эти последние дни говорил нам Сыном, кого назначил наследником всему, Им же и веки сотворил». Слава Ему теперь и всегда и в веки векам, аминь.
Переводчик: Кирил Меламуд
Комментариев пока нет