Из старинного купеческого рода
Валентина Яковлевна Цыбина родилась в 1894 году в городе Ржеве. Она происходила из старинного купеческого рода. Семья Якова Феодоровича Цыбина до революции и после владела мастерской ковровых изделий. Валентина окончила 6 классов школы. Проживали Цыбины в г. Ржеве по ул. Бехтерева, д. 88, квартал 49. Валентина Яковлевна жила с родителями — отцом Яковом Феодоровичем, матерью Наталией Захаровной, братом Николаем и тетей Дарией Алексеевой.[1]
С 1918 по 1921 годы Валентина Цыбина работала конторщицей на льнопункте, а с 1921 по 1923 — в ржевской заготконторе.[2]
Валентина Яковлевна была членом церковного Совета, регентом хора Первого Покровского старообрядческого храма. Она прекрасно знала крюковое пение, ее голос был чистым и звонким. Цыбина пользовалась авторитетом среди прихожан, у нее были хорошие организаторские способности.
Арест регента
4 мая 1930 года сотрудник Ржевского Окротдела ОГПУ Питкевиц заявился в дом к Цыбиным, с ордером № 76 на обыск и арест Валентины Яковлевны. В ходе обыска было изъято следующее: «1) переписка на 94 листах, 2) удостоверение личности № 1232621, 3) фотографий 18 шт., 4) разные брошюрки религиозного характера 90 штук, 5) молитвенные книги с молитвами за бывших царей (неразборчиво) штук. Каковые на основании ст. 183 УПК были предъявлены понятым и занесены в настоящий протокол».[3]
Валентина Цыбина была арестована, пожалуй, по самому громкому делу 1930 года, заведенному на ржевитян-старообрядцев. Кроме нее были арестованы еще шесть человек, посещавших Покровскую старообрядческую церковь. Среди арестованных был и настоятель, протоиерей Андрей Попов, и диакон Иоанн Лоскутов.
Занятия знаменным пением при Покровском храме, уроки Закона Божьего сильно мешали советской власти. Каждую спевку власть принимала за антисоветское собрание, каждый субботник на территории храма у огпушников назывался «кружком, собранием ревнителей».
Череда допросов
12 мая Валентина Яковлевна Цыбина была вызвана на допрос. Допрашивл ее все тот же уполномоченный Ржевского Окружного Отдела ОГПУ Питкевиц. Привожу отрывок из допроса:
«Родилась я в семье мещанина-торговца и по окончании школы — приблизительно в 1907 году, стала помогать отцу в торговле стоя за прилавком. В 1914 и потом прошла краткосрочные курсы по оказанию первой помощи раненым. После окончания курсов служила в Ржевском лазарете. В 1918 году я поступила конторщицей на льнопункте в гор. Ржеве и при слиянии пункта с потребсоюзом перешла на службу в потребсоюзе, а потом в Ржевскую заготконтору где служила по день ликвидации пункта с 1923 года. С этого времени я нахожусь безработной. В феврале 1929 я была исключена из профсоюза и лишена избирательных прав как член семьи торговца находившаяся на иждивении отца-торговца. Будучи по вероисповеданию старообрядка я вступила в церковный кружок 1-ой Покровской старообрядческой церкви в 1910 г. с 1918 году я была назначена (неразборчиво) (вероятно, регентом — прим. автора) хора и членом церковного совета по день ареста.
О существовании какой-либо другой организации при церкви я совершенно ничего не знаю, не знаю также и о том, что при церкви существовали группы детей для преподавания закона Божьего, равно мне ничего неизвестно о преподнесении священнику адреса за успешную организацию разных групп и обществ. Помню, в 1927 году по инициативе иподиакона — ныне умершего Григория, я — Цыбина, Куричкова Екатерина и Сарафанникова Ольга произвели опрос прихожан на предмет организации при церкви братства, но не имея в этом еще опыта, мы обратились к священнику Попову, который нам дал советы и указания по организации братства. В это же время я вместе с отцом ездили в Ленинград и я об этом об организации братства говорила с епископом Геронтием, который меня послал в религиозное братство на громовском кладбище. В церкви — в то время находился наш священник Попов, который меня отрекомендовал прихожанам и после службы я пошла вместе с тремя (неразборчиво) в помещение братства находящегося недалеко от кладбища. Кто эти трое по должности в братстве и каковы их имена и фамилии я не знаю. В братстве — в Ленинграде я поучила устав братства и подробные указания для организации братства в Ржеве. По приезде в Ржев, я совместно с Куричковой и Сарафанниковой составили список желающих вступить в братство, каковых насчитали человек 50, потом созвали собрание организационное для окончательного разрешения этого вопроса и приема устава, а потом пошли в Адмотдел для (неразборчиво) (вероятно, регистрации — прим. автора) братства, в регистрации братства отказали. Цель и задачи братства — изучения быта и истории старообрядчества. Председателем совета был избран Григорий, секретарем Сарафанникова членами совета — Я — Цыбина, Куричкова Екатерина и Сазонова Мария Васильевна. Между священником и церковным активом была постоянная дружба, на именинах и в день рождения друг другу ходили в гости. Так например в день рождения Попова к нему собирались члены церковного совета, кто персонально не помню Куричкова всегда бывала Я — Цыбина — остальных не помню. В день Ангела Попова собравшиеся пили чай, читали поздравления, пели многая лета, зачитывали стихотворения, написанные мною и Куричковой, о чем еще говорили не помню. Добавляю, что приблизительно в 1921 году была попытка организовать детей, но для какой цели я не знаю. По этому вопросу я тогда еще была вызвана в милицию где была опрошена. Присутствовала я при преподнесении Попову адреса за успешную организацию группы при церкви, я не помню. В Громовскую кладбищенскую церковь в Ленинграде я пошла по своему желанию без направления Геронтия».[4]
23 мая 1930 года Валентине Цыбиной и другим обвиняемым по следственному делу № 354 было предъявлено обвинение в организации хора певчих для борьбы с Советской властью.[5] В этот же день В. Я. Цыбина снова была допрошена:
«По существу предъявленного мне обвинения по ст. 58 п. и 11 УК. Виновной себя признаю в принятии активного участия по руководстве хором украшении и уборке церкви, организации братства, праздновании именин с приглашением Попова, Лоскутова и Куричковой и участии на именинах у Попова где зачитывались стихотворения Куричковой и равно и мои.
Больше ни в чем виновной себя не признаю, так как хор и братство не преследовали политические цели. Также наши сборища на именинах не имели политический характер.
Хор единую форму одежды не имел, я никогда не стремилась придать певчим одинаковую форму и на средства собранные от пожертвований не покупала платков и платья для хора. Также не покупались мною лестовки для детей, участников хора. Проповеди Попова об антихристе я слышала несколько раз, но не считала преступными. Лично я ни с кем не имела беседы об антихристе и его пришествии.
Мое мнение, что антихрист еще не пришел, придет он и когда он придет — я не знаю, (неразборчиво) у меня дома была книга «Антихрист», но я ее совершенно не читала и никому читать не давала».[6]
Допрос от 28 мая 1930 г.: «Я неоднократно слышала проповеди свящ. Попова об антихристе и я этим вопросом заинтересовалась. В 1928 г. Попов пришел ко мне на квартиру и подарил мне Книгу «об антихристе». Почему именно эту книгу он мне подарил, а не другую, и откуда ему стало известно, что я интересуюсь антихристом, я не знаю. Но с Поповым об антихристе я не говорила, вернее — не помню».[7]
Проповеди отца Андрея Попова об антихристе власть восприняла «близко к сердцу» и даже с неким испугом.
Екатерина Григорьевна Куричкова
Екатерина Григорьевна Куричкова родилась в 1900 году в крестьянской семье. С рождения она была почти слепа, однако имела тонкий музыкальный слух. Екатерина получила среднее образование, жила с отцом на ул. Зубцовская, д. 96 (ныне ул. Гагарина).
Екатерина являлась прихожанкой Первой Покровской старообрядческой церкви и певчей, несмотря на слепоту, она искусно руководила клиросом, исполняя молитвословия по памяти. 4 мая 1930 года она вместе с В. Я. Цыбиной была арестована.
В архивном уголовно-следственном деле № 20726с имеются написанные ею стихотворения под заголовком «Мои впечатления от прочтения журнала «Безбожник».
Ниже привожу эти уникальные и ранее не публиковавшиеся стихотворения:
«Вот я взяла безбожник, его стала читать,
От ужаса кровь в жилах вдруг стала остывать.
От боли сжалось сердце и замерла душа.
Из глаз неудержимая слез хлынула струя.
О Боже, какой злобою, на нас дышут враги,
«Сотрем, сотрем» кричат они, «церкви с лица земли».
Что создано веками и в дар Творцу дано,
Неверными руками, разрушится оно.
В опасности великой, корабль наш ведь стоит,
Ветер, буря злая, грозят все разрушить.
Вокруг нас волны, беснуются ревут,
Того и жди, корабль наш совсем зальют.
О наш Премудрый Кормчий, всесильный наш Творец,
Отец любвеобильный, спаси своих овец.
Не даждь на расхищенье, злых хищников волков,
Не даждь на посмеянье безбожников врагов.
Не даждь на поруганье, святыни дорогой,
Не дай совсем изсякнуть, ключу воды живой.
Ведь в церкви лишь спасение, мы черпаем всегда,
Без нея нет спасенья и не буде никогда».[8]
Стихотворение Е. Г. Куричковой без заголовка:
«Заря чудная лишь только для нас засветилась,
Тучей черной грозною, вдруг небо покрылось.
Налюбоваться не успели, мы золотым востоком,
Насладиться не могли мы священной работой.
На пути великом жизни,
Буря нас застала,
Много много уж деревьев,
Она поломала.
А вокруг нас буйный ветер,
Злобно так шумит,
Разрушиться до основания,
Наш корабль грозит.
Враг наш злобный и коварный,
«Нет Бога» кричит,
«Истребим, уничтожим все церкви» вопит»…»[9]
Обвинение
В. Я. Цыбина и Е. Г. Куричкова обвинялись в том, что «входили в к/р группировку, принимали активное участие в организации нелегальных кружков, вели агитацию против власти и распространяли рукописи к/р характера, т.е. в преступлении, предусмотренном ст. 58–10–11 УК РСФСР».[10]
Уже в июле 1930 года дело на ржевских старообрядцев было решено «представить для внесудебного рассмотрения в Особое Совещание ОГПУ через З.О., предварительно препроводить таковое на заключение прокурору».[11]
Приговор певчим
10 сентября 1930 года Тройкой ПП ОГПУ по Запобласти слушалось дело по обвинению семи старообрядцев, прихожан Покровской церкви. Решение в отношении ржевитян было принято следующее: «6) Куричкову Екатерину Григорьевну — заключить в концлагерь сроком на три года. 7) Цыбину Валентину Яковлевну — выслать через ПП ОГПУ в Сев. Край сроком на три года, считая срок всем семи с 4/5-30г».[12]
Возвращение В. Я. Цыбиной. Реабилитация
Отбыв срок наказания, Валентина Цыбина вернулась во Ржев, где оставалась регентом и прихожанкой Покровской старообрядческой церкви. Упокоилась в 50-х гг.. Похоронена на старообрядческом кладбище.
О дальнейшей судьбе Екатерины Григорьевны Куричковой сведений нет.
3 апреля 1989 года В. Я. Цыбина, Е. Г. Куричкова и другие были реабилитированы: «Цыбина В. Я. подпадает под действие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв политических репрессий, имевших место в период 30–40-х и начала 50-х годов». И. о. пом. Прокурора Калининской области И. К. Воронцов. Начальник подразделения УКГБ СССР по Калининской области А. Б. Туркевич».[13]
Примечание: В цитатах из архивных документов сохранена орфография, пунктуация. Поскольку на некоторых копиях листов архивного уголовно-следственного дела не пропечатана нумерация, в нескольких сносках проставлена двойная нумерация (существующая изначально и та, которая была выстроена автором).
[1]. Архив УФСБ по ТО. Д. 20726с. Л. 19.
[2]. Архив УФСБ по ТО. Д. 20726с. Л. 20.
[3]. Архив УФСБ по ТО. Д. 20726с. Л. 18.
[4]. Архив УФСБ по ТО. Д. 20726с. Л. 29-32.
[5]. Архив УФСБ по ТО. Д. 20726с. Л. 33.
[6]. Архив УФСБ по ТО. Д. 20726с. Л. 38-39.
[7]. Архив УФСБ по ТО. Д. 20726с. Л. 46/87-47.
[8]. Архив УФСБ по ТО. Д. 20726с. Л. 65/111.
[9]. Архив УФСБ по ТО. Д. 20726с. Л. 43, 44/86.
[10]. Архив УФСБ по ТО. Д. 20726с. Л. 72.
[11]. Архив УФСБ по ТО. Д. 20726с. Л. 67/113, 68/114.
[12]. Архив УФСБ по ТО. Д. 20726с. Л. 67/113, 69/114а.
[13]. Архив УФСБ по ТО. Д. 20726с. Л. 72.
Комментариев пока нет