Выставка древних книг и икон в Гурьевском краеведческом музее стала одним из наиболее ярких событий культурной жизни уходящего года. Как в век космических скоростей и высоких технологий древлеправославные христиане сумели сохранить древнерусскую духовную культуру, остается лишь удивляться. Причем сохранили ее не в засушенном виде, не в историческом гербарии, а в повседневной жизни. Выставка «Культура древней Руси» была организована при активном участии настоятеля древлеправославного Храма поселка Урска — отца Андрея Марченко, он же и рассказал об истории древних книг и икон.
Традиции иконописи
В витринах выставки 20 икон, почти все они из частных коллекций, владельцы предоставили семейные реликвии для того, чтобы люди могли увидеть своими глазами, что сокровища старины существуют не где-то в Москве или в Питере, но и у нас в Сибири.
Иконы всегда считались более ценными, чем книги, и прежде всего потому, что книги печатают на станке (рукописные не в счет, в них вложена душа писца!), а иконы являются художественными произведениями, каждая из них уникальна. Можно разделять иконы на школы, а сказать, какая лучше и какая хуже — нельзя. Интерес к иконам большой, и не только со стороны верующих, но и коллекционеров. Древлеправославные храмы довольно часто подвергаются нападениям, поэтому все ценные иконы хранятся в частных коллекциях. Ещё до церковного раскола в русской иконописи наметились изменения, вызванные влиянием западноевропейской живописи. Поскольку не старообрядцы откололись от православия, а «официальная» церковь отпала от исконной древлеправославной веры, начиная со второй половины XVII века старообрядцы выступили защитниками византийского и древнерусского канона в иконописи. Стали активно выступать против нововведений, а в иконописных мастерских свято соблюдали древние каноны и традиции.
Одним из важнейших расхождений между старообрядцами и никонианами был вопрос о перстосложении. В старообрядческом изобразительном искусстве повсеместно встречается двоеперстие. Отличалось и написание аббревиатуры имени Иисуса Христа. Старообрядцы отвергают никоновское нововведение — написание имени Христа как Иисус — «IИС. ХС». Единственно правильным считается написание имени Христа как Исус и аббревиатуры «IС. ХС». Третья особенность — символом Евангелиста Mapкa у старообрядцев является орел, а Евангелиста Иоанна — лев, на православных иконах посленикoнoвскoго периода — наоборот. Еще одним существенным разногласием старообрядцев и официальной церкви был вопрос о форме креста. На всех старообрядческих иконах в pyках святых, на маковках церквей всегда изображаются только восьмиконечные кресты. И никогда не встречаются четырехконечные или шестиконечные. На старообрядческих иконах также никогда не встречаются изображения новых святых, канонизированных русской православной церковью уже после раскола.
С древних времен староверческие мастера пишут на обработанных досках — наборных щитах, соединенных шпонкой, чтобы их не вело. Сверху наклеивают поволоку (льняную ткань), на ней делается левкас (меловой грунт), который шлифуют, и только потом пишут.
Часто доски делают с ковчегом (ковчег — углубление в иконной доске, символизирующее границу мира земного и небесного); в работе используют только темперные краски, не признают масляных красок и смешанной техники, внедренной в иконопись с XVII века. Деревянные иконы старообрядцев характеризуются темными ликами.
«Черные доски»
Древлеправославные христиане сумели тщательно собрать и любовно сохранить древние иконы и книги — бесценное сокровище Святой Руси. Если бы не староверы, не жалевшие сил и денег на поиск и приобретение икон и ветхих рукописей старопечатных книг, то они были бы навсегда утрачены.
Иконы — свидетельства духовного величия и высочайшего подвига той части русского народа, которая сохранила верность благочестию. Выставка икон позволяет всем людям прикоснуться к святыням русского православия, с их помощью войти в духовное общение с нашими благочестивыми предками.
На выставку попала известная икона «Троеручица», или Домаскинская. Ее передал один человек (сам неверующий) из Миасса с Урала, этой иконе около 150 лет.
Научный сотрудник музея Ольга Распопина была свидетелем такого явления: во время работы выставки в музей приходили женщины (старались пораньше, чтобы было меньше народу), вставали на колени и молились у икон: «Утоли болезни», «Взыскание погибших», «Неопалимая купина» (сибирское письмо), Михаила Архангела, мучеников Кирика и Иулиты, «Похвалы Пресвятыя Богородицы».
На выставке была уцелевшая икона из деревни Каменки Залесовского района Алтайского края (там в 1871 году был построен первый древлеправославный храм) святителя Николы Чудотворца (уральская школа). «Смоленская» икона Божией Матери с Богомладенцем попала в музей из Хакасии.
Намоленные иконы
Протоиерей Андрей Марченко:
— Часто бывает, что если верующий человек молится и его прошение удовлетворено, то он связывает это с иконой. Такую икону называют «намоленная», о них слагают легенды, чтобы им поклониться, проезжают тысячи километров. На самом деле нет такого понятия! Намоленных икон не существует. Создание паломнического ажиотажа вокруг старых икон — это новообрядческий способ обогащения. Исключение составляют иконы, прославленные совершающимися через них чудотворениями. Например, иконы Богородицы: «Владимирская», «Смоленская», «Казанская», «Феодоровская» и другие. Имеются в виду подлинники. Их почитание всегда было особым. 7-й Вселенский Собор заповедовал православным христианам поклоняться всякой иконе, сделанной подобающим образом, хоть новой, хоть написанной давно. Безусловно, обращаться с церковной вещью, у которой есть история, более приятно, она эмоционально располагает к молитве, хотя на самом деле верующие молятся не иконам, а изображенным на них. Икона лишь является проводником божественной благодати.
Если бы иконы были сильны сами по себе, то знаменитая чудотворная «Казанская» икона Божией Матери смогла бы себя защитить (ее украли, сорвали драгоценный оклад и продали, а саму икону сожгли в печи). Икона — это только образ. Молятся первообразу, то есть тому, кто изображен на иконе. Икона вторична, и даже не очень важно, какая именно. Вообще старые иконы, которые совсем развалились, сжигают в печи при мироварении (миро используется при крещении).
Литые иконы
Старообрядцы свято хранят древние иконы. В пору гонений иконы постоянно перевозили на новое место. Иконы падали, трескались, ломались. Литые иконы оказались более подходящими к условиям постоянного странствования. Именно поэтому начался расцвет старообрядческих литых крестов, икон и складней. В крупных старообрядческих центрах сложились школы литой иконы. Литые иконы небольшого размера легко воспроизводить по образцу, они удобны при использовании. Их характерная черта — обилие надписей на полях.
Литые иконы отличаются изяществом, тонким литьем. Орнаменты заполнены многоцветными стекловидными эмалями. На выставке представлены маленькие литые иконы, двустворчатые и трехстворчатые складни.
Наиболее распространенными образами в старообрядческом литье являются Богоматерь и многочисленные святые. Кстати, в старину при случае староверы могли и сэкономить. Если один святой помогает от одного, а другой от другого, то неплохо иметь одну икону, где изображены они оба. А еще лучше — четыре-пять полезных для дома и семьи святых на одной доске.
В старину у крестьян пользовались популярностью святые покровители скота и пашни. Нередко на иконах изображают по 6-8 фигур святых. Эти иконы служат домовыми иконостасами. В них по центру обязательно расположен крест, вокруг которого размещаются литые образки и складни.
Религиозность староверов слитна с образом жизни. Старая русская икона, признаваемая древлеправославными христианами, это окно в другой, божественный мир. Иконой благословляют при крещении, во время свадьбы, при отделении семьи сына от родителей, перед смертью. Большинство из них представляют историческую и художественную ценность.
На выставке побывало много народу, каждый шел за своим: одни — помолиться, другие — увидеть древности. Иконы все в «возрасте», им по 150-200 лет. Вряд ли кто-то будет оспаривать тот факт, что человек живет в непознанном мире, что, рассуждая о глубинах космоса и о существовании Бога, мы не знаем о том, что находится в океане, на глубине 300 метров! Да, убежденность в существовании Бога противоречит научным воззрениям. Да, доказать существование Бога невозможно, всегда останется вопрос, а кто создал его? Но люди верят в него, и в этом чудо. Вера сама по себе является чудом. Изменение мировоззрения тоже чудо.
Христос сказал: «Блаженны же те, которые не видели и веруют». Остается лишь принять и согласиться.
Источник: vestnik-belovo.ru
А не являются ли подобные явления элементами оязычивания Православия, когда появляются такие сопоставления "святой — земная функция"?
> Если один святой помогает от одного, а другой от другого, то неплохо иметь одну икону, где изображены они оба.
…
> В старину у крестьян пользовались популярностью святые покровители скота и пашни.
Из многочисленных лекций того же Осипова, а он в свою очередь ссылается на св.Отцов, мы знаем, что это крайне нехорошо клянчить у Бога и Святых решения земных проблем, ибо это характерная черта язычества — когда религия есть методика решения земных проблем через богов. Поэтому когда в молитвенниках появляются целые разделы — кому молиться от неурожая картошки, а кому для повышения медоносности пчел — то чем такое Православие принципиально будет отличаться от язычества?
Интересно, это какая наука противоречит вере в Бога? Все ведущие ученые говорят об обратном!
Буквально на днях читал пару рассказов Ф.Е.Мельникова на тему диспута с атеистами о существовании Бога. Нет научных методов доказать, что Бог есть, но нет и научных методов доказать, что Бога нет. И есть множество косвенных причин считать, что Бог есть. Но ввиду отсутствия прямых научных методов каждый как хочет так и считает.