В дни Рождественского поста и вплоть до начала марта на просторах парка-музея Коломенское открыта обширная экспозиция «Невьянское чудо». Выставка оставляет сильные впечатления, пускай даже несколько неоднозначные. Есть на что посмотреть, и есть чем проникнуться. Создана позитивная атмосфера, подобраны лучшие образцы памятников истории искусства и культуры, но самым, пожалуй, захватывающим является момент обнаружения — а в чем же подвох? Но обо всем по порядку.
Итак, входя на территорию усадьбы, буквально с первых шагов попадаешь в новую реальность. За каменными стенами остается шумная и заполошная Москва, тревоги и волнение уходят. Погружаешься в реконструированный мир прошлого, пусть направленный в основном на туристов, но заботливо хранимый и оберегаемый. Холод и зимняя аскетика липовой аллеи, пронзительное карканье галок, монументальность храмов настраивают на новую волну и погружают современного урбанизированного пришельца в русскую историю, которой в этом месте пронизан буквально каждый метр. Очень легко представить, как несколько сотен назад по этим дорожкам прохаживались цари, бояре, князья, раздумывая о том, как же жить дальше в этой непредсказуемой, быстрой на расправу, жестокой, но святой Руси…
День будничный, а значит, народу вокруг почти нет: несколько мам с детьми, да стайка школьников задорно скачут за ряженым рослым боярином — отправились покорять местные выставки.
Сам Сытный двор расположен почти в самом углу усадьбы — заходишь, и попадаешь в мир музейной неторопливости, яркий и загадочный мир невьянской иконописной школы и уральских старообрядцев.
Основные характерные черты знаменитой невьяновско-заводской иконописной школы заметны даже неспециалисту — насыщенные цвета, смелые сочетания красок, обилие золота и тонкое письмо ликов святых.
Существует версия, что изначально невьяновская школа зародилось под влиянием и контролем выговской старообрядческой иконописи. В невьянской и выговской манерах письма наблюдаются схожие черты — то сильно обеленные лики, то, наоборот, подчеркнуто темные, то преувеличенно вытянутые фигуры святых, то даже некая объемность в лицах. В целом, захватывает четкая и искусная манера письма, передача малейших деталей в одежде, кое-где даже кажется, будто иконописец, инкрустируя золотом край одежды, приклеил готовую расшитую тесьму.
Каждый найдет на выставке то, что его особенно заинтересует: тут есть и каменная форма для тиражирования литых икон, есть палитра и инструменты старых мастеров, приведен черновой набросок будущей иконы, блестят начищенные старые кацеи и нательные кресты, есть и замечательные старые фотографии, с которых настороженно и строго смотрят на нас предки. Поражают иконы в литых и бисерных окладах — камни на них так и сияют в электрическом свете.
Отдельно хочется сказать о прекрасных образцах древнерусской одежды. Даже не верится, что 200-300 лет назад мастерицы были способны сотворить такую красоту: любовно вышитые сарафаны, кокошники, платки и повойники легко дадут фору любому, даже самому изысканному современному наряду.
Не случайно в стародавние времена девушкам почти с младенчества готовили приданое, а став постарше они и сами любовно вышивали долгими зимними вечерами, тихонечко напевая венчальные и обрядовые песни.
Впрочем, на выставке присутствуют некоторые странные экспонаты, а к некоторым даны некорректные подписи.
Так, вызывает некоторое недоумение то, что представленные на выставке подручники названы «подушками молитвенными старообрядческими», древнерусская лестовка получила наименование «четки старообрядческие». Очевидно, и в тоже время очень странно, что во время подготовки выставки не привлекались специалисты и консультанты в сфере старообрядческого быта и старообрядческой культуры.
Некоторые экспонаты выставки подтвердили эти подозрения. Просматривая прекрасные древние книги, среди которых и Четверо Евангелие, крюковые певческие образцы и Поморские ответы, датированные 1787 годом, посетители неожиданно видят книгу Феофилакта (Лопатинского) «Обличения неправды раскольническия», в которой с гравюрами и ярой полемикой приводится информация о том, что мощи древлепочитаемых святых Илии Муромца и Иосифа Многоболезненного имеют правые руки с перстосложением, почти один в один напоминающим новообрядное трёхперстие.
Казалось бы, какое отношение имеют религиозные воззрения тверского архиепископа Феофилакта (Лопатинского) к старообрядческой культуре Урала? Никакого. Не исключено, что подобный экспонат добавлен из идеологических соображений, с целью хоть как-то девальвировать в глазах посетителей ценность и цельность старообрядческой традиции. Традиция, мол, интересна, имеет значимую культурную историю, но по большому счету давно изобличена трудами Лопатинского…
С этого момента отношение к выставке как-то меняется, начинаешь уже замечать, что не все иконы имеют двуперстное крестное знамение, а много как раз с таким, какой приведен в книге. В одном месте икона Спаса с четким двуперстием соседствует с иконой Богоматери, на которой ручку Христа можно с одинаковой вероятностью отнести как к двуперстному, так и трехперстному сложению.
Как относиться к такому неожиданному ходу, каждый волен решать сам. Однако хотелось бы, чтобы создатели подобных выставок руководствовались, прежде всего, просветительским и научным подходом к их созданию, а название выставок отражало бы их содержание.
Комментариев пока нет