Покаянные стихи — это особый вид древнерусского литературно-певческого творчества, расцвет которого пришелся на XVI-XVII столетия. Этот ныне почти забытый вид духовной музыки некогда олицетворял высшие духовные устремления средневекового человека. Узнать об этой старинной традиции, а также послушать подлинные духовные стихи (а не распространенные произведения XX века, выдаваемые ныне за духовные стихи) можно на страницах нашего сайта в статье музыковеда и исполнительницы Полины Терентьевой.
Стихи умиленные
Покаянные стихи — это особое литературно-певческое творчество, расцвет которого приходится на XVI–XVII столетия. Это произведения письменной традиции, в которых зафиксированы не только текст, но и мелодия.
Несомненно, это авторские песнопения, хотя имена их создателей остались неизвестными. Создание этих стихов подчинялось определенному канону, этикету. Человек работал так же, как и его многочисленные предшественники. Однако, по мнению сочинителей стихов, истинным их творцом был всё же Бог, а человек мог быть только сотворцом, соработником, поэтому не было принято заявлять о своём авторстве.
Исполнение «Сей стих о любви», знаменный распев, гл. 1
Песнопения эти назывались «стихи покаянны», а иногда пояснялось — «стихи умиленны, чтобы душа пришла к умилению». Термин «умиление» имел немного другую окраску, чем сейчас — это означало скорбь, смирение. Таким образом, «покаянны» и «умиленны» оказывались синонимами.
Среди исследователей за покаянными стихами закрепилось название «ранняя русская лирика». Лирика здесь понимается не в узком значении любовного произведения, а в широком, как род литературы, в котором повествование ведётся от первого лица и высказываются личные переживания так называемого «лирического героя». Если эпос начали записывать с XI века, то лирика оформилась как жанр и была записана лишь к XVI столетию.
Древнерусские монастыри — сокровищница покаянных стихов
Песнопения эти не имеют отношения к фольклору, к устному народному творчеству, разве что несколько стихов перешли в полуустную (то есть, был записан только текст) традицию.
Мы с уверенностью можем говорить о монастырском происхождении покаянных стихов. Об этом свидетельствуют форма записи, стилистика текста и мелодики, тематика, а также несомненная близость к Священному Писанию и богослужебным текстам. Прозаический текст стихов вырастает из богослужебной гимнографии, а мелодии основаны на попевках знаменного распева.
Как записывались стихи покаянны? Книга в Древней Руси была не просто ценной вещью, но и фактически святыней — писать книгу было долго и дорого (речь идёт о богослужебных книгах, которые заметно преобладали над остальными). Стихи покаянны не записывались в отдельные сборники, это было бы слишком накладно. Они фиксировались на свободных участках богослужебных певческих книг: на полях или последних листах рукописи.
Первые записи относятся к концу XV столетия, расцвет этого жанра приходится на XVI–XVII века.
На вопрос «когда появились стихи покаянны» невозможно ответить однозначно, мы можем лишь высказывать предположения. Обычно жанр проходит некий период донотного существования, который может быть довольно длительным и обретает фиксацию, когда количество произведений сильно возрастает и становится трудно удержать в памяти такой большой объём произведений. Обычно указывается на начало XV столетия как на время, когда такие стихи могли появиться.
Одним из первых был записан стих «Седе Адам». Его текст практически полностью совпадает со стихирой-славником на воззвахах в неделю об изгнании Адама из рая. Восклицание «увы мне!», которое в стихире встречается дважды, в стихе разрастается в горькие возгласы «Увы мне, увы мне! Раю мой, раю, мой прекрасный мой раю!», которые трижды прослаивают композицию, напоминая припев.
Исполнение стиха «Седе Адам»
На похоронной процессии
Основными источниками вдохновения для древних песнотворцев были Панихида и Постная триодь. В Триоди содержится наибольшее количество текстов покаянного характера, а в песнопениях Панихиды происходит размышление о судьбе души, о бренности земного.
Текст стиха «Восплачи, яко Петр», по-видимому, отталкивается от тропаря Великого покаянного канона Андрея Критского (среда, песнь 8): «Яко разбойник, вопию Ти: помяни мя, яко же Петр, плачу горце; ослаби ми, Спасе; зову, яко мытарь, слезю, яко блудница; приими мое рыдание, якоже иногда ханааныни».
Исполнение стиха «Восплачи яко Петр», знаменный распев, гл. 5
Обилие текстов из панихиды дало П.А. Бессонову, собирателю и исследователю духовных стихов, основание полагать, что стихи покаянны могли петься на траурных шествиях.
Исполнение стиха «На путь бо иду», знаменный распев, гл. 6
Тексты этих песнопений отличаются мастерством изложения, их авторы были не просто грамотными людьми, они прекрасно владели пером и были посвящены в тонкости современного им литературного стиля.
Если в стихах устной традиции преобладают сюжеты, определённый рассказ, то в стихах покаянных сюжетность в содержании находится на последнем месте. Для них характерно развитие основной мысли, которая заявляется в начале. Так, в стихе «Человече, на торгу житейстем еси» говорится, что пока мы живём, мы как бы находимся на торгу, то есть можем что-то приобретать, а после смерти «торг разыдется» для нас. В развитии этой мысли читаем: «купи си милостынею помилование от Бога, смирением — вечную жизнь, правдою — житие некончаемо, чистотою — венец, кротостию — в рай вхождение и со ангелы пение» и т. д.
Исполнение стиха «Человече, на торгу житейстем еси», знаменный распев, гл. 5
Тексты составлялись по законам риторики с тезисом, развитием мысли и выводом. Так, в лаконичном стихе «Господи, страха Твоего боюся» чётко прослеживаются три части, каждая из которых равна предложению. В первой части высказывается основная мысль: «Господи, страха Твоего боюся и лукавое творити не престаю». Вторая часть развивает эту мысль с использованием метафор, где Бог и человек предстают как судия и подсудимый и как врач и больной: «Кто на судищи судии не боится, или кто исцелитися хотя, врача прогневает, яко же аз». В третьей части следует вывод: «Долготерпеливе Господи, на немощь мою умилосердися и помилуй мя».
Оплетание цитат священного Писания
Текстам покаянных стихов присущи эмоциональная приподнятость и яркая образность, характерные для поэзии. Такие тексты можно назвать стихотворениями в прозе. Иногда это обилие перечислений или горьких возгласов (вспомним стих «Седе Адам»), некое нагнетание переживаний, которое вводит слушателя в особое состояние. Вспомним стих «Восплачи яко Петр»: «Восплачи, яко Петр, восстени, яко мытарь, прибегни, яко сын блудный, умилися яко Ахав, прослезися яко блудница, зови, яко хананея, предстой, яко вдовица» и т. д.
Одним из распространённых литературных приёмов также было словесное «оплетание» цитат из Священного Писания. Мы слышали подобный пример в «Стихе о любви» первого гласа, где за словесным вступлением цитируются стихи 4-8 из тринадцатой главы Первого послания апостола Павла к коринфянам. Подобный приём перекликается с искусными изображениями переплетающихся орнаментов и букв в оформлении рукописей.
В стихе «Человече, вся восприял еси» близко к тексту пересказывается стих из того же послания апостола Павла (2:9): «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».
Исполнение стиха «Человече, вся восприял еси», знаменный распев, гл. 5
Певческая композиция стихов покаянных не имеет ничего общего ни с привычным для нас куплетным строением, которое свойственно фольклорным духовным стихам и подавляющему большинству песен, ни с чередованием одной-двух певческих строк, свойственных былине. В стихах покаянных мы видим пример более ранней организации песнопения, так называемую тексто-музыкальную форму, где музыка полностью зависит от текста, то есть с обновлением текста обновляется и мелодия. В то же время творчество это каноничное, то есть нельзя было придумать свою мелодию.
Распевщик (так назывался человек, который создавал песнопения) опирался на уже существующие краткие мелодические обороты — попевки. Каждая попевка охватывает примерно 4-10 слогов, то есть соответствует словосочетанию. Попевки принадлежат к одному или нескольким из восьми гласов, таким образом, они обеспечивают мелодическое своеобразие каждого гласа. Задачей распевщика было грамотно соединить попевки между собой и с текстом, при этом донести эмоциональный посыл текста и раскрыть мелодическое богатство гласа. Чем большее количество попевок использует распевщик, тем его песнопение становится интереснее с мелодической стороны.
Таким образом, распевание текста напоминает составление орнамента из уже готовых деталей. Проведём аналогию с иконописью: при создании иконы используются уже готовые прориси, которые мастеру нужно только раскрасить, однако грамотно и правильно написать икону — это большое искусство и духовный труд. Если ныне в господствующей церкви каноничность в иконописи сохранилась, то в современной церковной музыке она, к сожалению, оказалась утраченной.
Стихи о смрадном пьянице и языческих статуях
Как мы уже говорили, подавляющее число стихов лирически-исповедального характера близки по текстам и сюжетам Постной триоди или Панихиде. Но мне бы хотелось остановиться на разнообразии сюжетов стихов покаянных. Так, певческой проповедью можно назвать «Стих, порицающий пьянство» шестого гласа: «Рече Господь к пьянице: «О, злый человече пьяный, смрадный и окаянный! Погубил еси свою душу злым и проклятым хмельным питием и посрамил еси святое Христово крещение, како отрекохся от сатаны и всех дел его. А ныне вся его повеления исполняеши. Праздники Христовы не почитаеши, а злому и проклятому хмельному питию предаешися и без памяти всякое зло дееши. О, человече, о, беззаконниче! Воспомяни сие и помысли како пияницы живут на сем свете: наги и босы ходяща, гладу и мразу терпяще и без всякой почести на земли живуще. Тело бо их сотлеша и красота помрачишася, и ненавидеша пьяницу земнии человецы аки зверя хищнаго (…)»».
Краткий стих восьмого гласа «О, велико Божие милосердие» по краткости напоминает плакат, который можно было бы повесить в храме: «О, велико Божие милосердие, доколе огнь с небеси не снидет и не пожжет вся глаголющая в церкви во время святаго пения».
Духовный стих мог откликаться на современные события, по сути, выполняя функцию публицистики, как, например, стих пятого гласа «Приидите внидем в царствующий град Москву». В некоторых рукописях этот стих имеет подзаголовок «Стих на установление языческих статуй на Спасской башне Московского кремля». Это отклик на следующее событие: в 1624-1625 годах над башней был возведён многоярусный верх, заканчивающийся шатром, а в нишах были установлены статуи в античном стиле. Большинство горожан было возмущено тем, что статуи были нагие. Тогда было решено сшить для них однорядки (долгополая одежда без воротника с длинными рукавами). Но возмущение не утихло, так как эти скульптуры оказались выше иконы Спаса Нерукотворного.
Для человека XVII столетия, который мыслил иерархически, выше должно помещаться то, что главнее. В этом весь пафос духовного стиха, который предлагает православный взгляд на это событие: «Приидите, внидем в царствующий град Москву и видим вси разумно, како явися прелесть вражия от злых врагов эллинских волхвов, иже своим чарованием и злым умышлением прельстиша владомых и многоразумных начальников Российския державы, ругающеся нашей православной вере, яко вознесоша кумиры своя и поставиша их над враты градными превыше Господа нашего Исуса Христа, еже есть нерукотворенный, Богом посланный ко Авгарю эдесскому князю на исцеление и всем верным на спасение. Тем же ныне, братие, восплачем и возопием ко Всемогущему Богу, дабы избавил нас от идольского поклонения, молитвами Богородицы и всех святых Твоих помилуй нас». Надо сказать, что статуи не простояли долго: в пожаре 1654 года они обгорели и рассыпались. Исходя из этого, мы можем довольно точно датировать стих второй четвертью XVII века.
Стих «Гордому и глупому, до крылоских скупому» четвёртого гласа выражает упрёк хозяину, не угостившему певчих: «Текущо из бочки пиво сыченое, пиют его люди многи, а нам, крылошаном, ничего не дают. Камень же ты еси, скупый хозяин. На тебя же поставлена тюрьма, крепко утвержена, на ноги железы и кандалы изготовлены».
Жанр стихов покаянных значительно выделяется из сферы духовных стихов. Это элитарное творчество, выросшее из церковного искусства, но гораздо более эмоциональное и непосредственное, поднимающее основные вопросы человеческого бытия и философски над ними размышляющее. Стихи эти доносят до нас живые голоса людей Древней Руси, и в этом их непреходящее значение.
Комментариев пока нет