Сайт «Русская вера» продолжает публикацию материалов, посвященных судьбам старообрядческих священнослужителей, пострадавших в годы сталинских репрессий и гонений на религию. Дело священника Зотика Любимова вошло в общий процесс так называемого старообрядческого фашистско-монархического центра, якобы замышлявшего свергнуть Советскую власть и вернуть на престол династию Романовых. По этому обвинению были арестованы сотни священников и епископов, взорваны старообрядческие храмы, включая знаменитую церковь Громовского кладбища Санкт-Петербурга.
Пастырское служение
Зотик Иванович Любимов родился в 1886 году в городе Казалинск Ташкентского уезда Сырдарьинской области Казахской ССР (ныне Кызылординская область Казахстана), в семье крестьян. В 1910-х годах женился на девице Ефимии. У Любимовых было большое хозяйство. 20 сентября 1917 года Зотик был рукоположен в сан священника епископом Амфилохием (Журавлевым) Уральским на приход поселка Редут к храму Успения Пресвятыя Богородицы.
Затем был направлен на служение в город Уральск, а после — в поселок Круглоозерный. В 1921 году у Любимовых родился первый сын — Василий, а в 1924 году — дочь Ольга. В середине 1920-х годов Любимовы перебрались в город Оренбург, где проживали на улице Колодезной, 190. В 1926 году у Зотика и Ефимии родился сын Владимир, а в 1929 году — дочь Зинаида. В период коллективизации хозяйство Любимовых было раскулачено. Очевидно, причиной тому стало не богатство, а сословная принадлежность семьи — жена и дети священника. Однако других обвинений Зотику в тот период не предъявлялось.
Так, воспитывая детей в православной вере, трудясь во славу Божию, и жила большая семья старообрядческого священника, пока не наступил 1937 год.
Арест священника
2 августа 1937 года в Управлении НКВД по Оренбургской области был подписан ордер № 978 на обыск и арест старообрядческого священника Зотика Ивановича Любимова. На следующий день сотрудники НКВД пришли в дом 190 по улице Колодезная. Существует информация, что на момент ареста Зотик Любимов работал столяром на артели «14 годовщина Октябр. Революции».
Дело, заведенное на старообрядческого священника, энквэдэшники моментально принялись раскручивать. Протоирей Зотик обвинялся в том, что:
«являлся членом контр-революционной церковно-сектантской, повстанческой организации, входил в диверсионно-террористическую группу Миснянкина, совершил поджог мастерской артели, вел подготовку к убийству секретаря Обкома Горкина, занимался сбором средств в пользу испанских фашистов» [1].
Признание любыми способами
Сотрудники НКВД хотели признаний Зотика в этих действиях. Человек, не совершавший и даже не помышлявший о поджогах, убийствах, конечно же, отрицал все предъявленные ему обвинения. Но умение ждать и умение мучить были главными приоритета органов НКВД. Так, спустя месяц протоирей Зотик вдруг дал признательные показания, признался, что совершил поджог мастерской, вел подготовку к убийству и агитировал против советской власти. Здесь, пожалуй, лишь можно предположить, какими зверскими способами энкэвэдэшники добились таких показаний, добились, чтобы священник оговорил себя.
Приговор
Таким образом, уже 9 сентября 1937 года Тройка УНКВД по Оренбургской области слушала: «Дело Оренбургской Опергруппы НКВД № 2742 по обвинению ЛЮБИМОВА Зотика Ивановича, 1886 г. рождения, уроженца г. Казалинска КССР, проживал в г. Оренбурге, до 1931 г. служил попом в старообрядческой церкви. Убежденный монархист, в 1931 г. в целях маскировки формально отказался от сана священника, поступил в учреждение. Являлся членом контрреволюционной церковно-сектантской повстанческой организации, входил в диверсионно-террористическую группу МИСНЯНКИНА, совершил поджог мастерской артели, вел подготовку к убийству секретаря Обкома ГОРКИНА. Занимался сбором средств в пользу испанских фашистов» [2].
Тройка УНКВД постановила:
«ЛЮБИМОВА Зотика Ивановича РАССТРЕЛЯТЬ, лично принадлежащее имущество КОНФИСКОВАТЬ. Секретарь тройки Макаров» [3].
На следующий день, 10 сентября 1937 года, старообрядческий священник протоирей Зотик был расстрелян.
Выписка из акта. Постановление тройки УНКВД Оренбургской области от 9 сентября 1937 года, о расстреле ЛЮБИМОВА Зотика Ивановича, приведено в исполнение 10 сентября 1937 года в 22 часа. Секретарь тройки (Троельников)» [4].
Так одним росчерком пера был приговорен к смерти отец семейства и добрый священник.
Возвращение честного имени
В 50-е годы начались процессы по реабилитации невинно репрессированных. 20 октября 1958 года в г. Оренбурге проходило судебное заседание.
«Под председательством председателя областного суда тов. Куц, членов президиума Кудимова и Мановых. С участием областного прокурора тов. Селуянова. По докладу члена Областного суда Болдырева рассмотрел по протесту и.о. прокурора Оренбургской области дело по обвинению Любимова З. И. Установил: Постановлением тройки УНКВД Оренбургской области от 9 сентября 1937 г. Любимов Зотик Иванович, 1886 года рождения, уроженец г. Казалинск Казахской ССР, беспартийный, с низшим образованием, ранее не судим, до ареста работал столяром артели «14 годовщина Октябрьской революции», проживал в г. Оренбурге, осужден к высшей мере наказания — расстрелу. Постановлением тройки Любимов признан виновным в том, что он являлся членом антисоветской церковно-секстанской организации, по заданию которой в 1936 г. совершил поджог мастерской артели, вел подготовку к убийству секретаря Обкома партии, проводил вербовку в организации новых лиц. Протест внесен на предмет отмены данного Постановления тройки УНКВД в отношении Любимова З. И. и прекращении дела производством за отсутствием состава преступления.
Прокурор т. Селуянов просил протест удовлетворить. Президиум Областного суда находит протест обоснованным.
Обвинение Любимова основано на признании своей вины, показаниях, отпущенных по другим делам — Некрасова И. Г., Пивкина В. И. и Голота И. А., допросы которых написаны трафаретно, в копиях, причастных к делу Любимова. Указанные показания неконкретны и не находят своего объективного подтверждения. Допрошенные в процессе дополнительной (неразборчиво) С. В.Коршунов и Ф. З. Мингалов, знавшие Любимова по совместной работе, характеризуют его с положительной стороны, (неразборчиво) время данные свидетели показали, что антисоветских проявлений от Любимова не слышали, мастерская артели ни в 1936, ни в другое время не горела и не поджигалась.
В то же время установлено, что дело на Мяснянкина, проходящего по показаниям осужденного как руководитель диверсионно-террористической группы антисоветской агитации, в состав которой якобы входил Любимов, за отсутствием в его действиях состава преступления производством прекращено в 1936 г, также прекращено дело на проходившего соучастником группы Колокольцева.
Руководствуясь Указом от 19 августа 1955 г. Президиум Областного суда, постановил: Постановление тройки УНКВД Оренбургской области от 9 сентября 1937 года в отношении Любимова Зотика Ивановича отменить и дело на него в порядке ст. 4 пункта 5 УК РСФСР производством прекратить. Председательствующий А. Куц» [5].
Вышеуказанные факты подтверждают нелепость обвинений, предъявленных о. Зотику. Выдуманный поджог артели уже говорит о том, что целенаправленно уничтожались совершенно невиновные люди. Таким образом, спустя 21 год с расстрела о. Зотика его честное имя было возвращено ему. И хотелось бы надеяться, что все пострадавшие в XX веке от безбожников будут реабилитированы.
Вечная память!
Комментариев пока нет