«Кто ищет, тот всегда найдет».
Известную пословицу можно вполне поставить под сомнение, когда речь идет о поисках общин староверов или телефонов священников. Старообрядческая Церковь, готовая, казалось бы, к проповеди «вовне», на деле остается все такой же закрытой от общества и… от самих себя. В одной песне — помните? — поется: «И все ж тебя я ищу по свету, опять тебя я ищу по свету, ищу тебя среди чужих пространств и веков». Оставаясь в изоляции, мы рискуем потерять тех, кто ищет свою тропинку к храму…
В поисках затерянного храма
- Как связаться с общиной в Орехово-Зуево?
- Где найти ближайшего к Приобью старообрядческого священника?
- Есть ли храм РПСЦ в Нижнем Тагиле?
С этими и другими подобными вопросами — среди которых, например, однажды был такой: «Где спастись от пагубы мира?» — ко мне обращаются довольно регулярно. Звонят разные люди — и свои, староверы, которые воспринимают меня, журналиста, своего рода энциклопедическим справочником со всей необходимой информацией, и чужие — те, кто никогда меня не знал, не видел, но нашел мои данные не то в уральской старообрядческой газете «Община», ставшей, по счастью, популярной не только среди верующих, не то где-то на просторах интернета.
Оказывается, связаться со мной несоизмеримо проще, чем найти, скажем, контакты священника Леонтия Пименова или любого другого пастыря-старовера, или адрес общины какого-нибудь нижегородского или сибирского храма. Несколько лет, старательно реагируя на каждое такое обращение — и от заключенных одной из удмуртских колоний, и от «ищущего истины» (нениконианского — подчеркивал он!) священника из-под Нижнего Новгорода — я не щадил времени и сил, чтобы помочь людям организовать им обратную связь. Увы, не всегда — а, честно говоря, очень редко, — удавалось сделать это впрямую.
Но, скажем, чтобы не «убить» надежду у ищущего, к примеру, общину где-нибудь на юге России, приходилось давать или контакты священника в Ростове-на-Дону, или, банально, телефон приемной Московской Митрополии Старообрядческой Церкви. — Мы не распространяем такие данные, — тяжко вздыхая, передал мне как-то один прихожанин ответ, который ему дали по телефону в историческом центре старообрядчества Москвы, когда он попросил связаться с одним из наших священников.
В старообрядчество узкими вратами
И я вдруг понял, что Русская Православная Старообрядческая Церковь, хотя и декларирует открытость и доступность, остается если и не такой же недоступной, как в годы сначала царской, а позже и советской власти, то и явно не с широко открытыми дверями для всех желающих и нуждающихся.
Тех, кто приходит, у нас не выгоняют и принимают тепло, насколько это возможно в общении с иноверными, но такие встречи, получаются, рассчитаны лишь на тех, кто живет или уже находится поблизости от старообрядческого храма или действующей общины, а если нет? Если человек — в сотнях километрах от ближайшего уголка Божия, если у него под рукой лишь случайный телефон, увиденный в газете или на случайно встреченном староверском сайте, а есть желание узнать о ком-то из староверов, кто поблизости, прийти, пообщаться, словом, сделать первый шаг?
А вот — полнее симптоматичная история, которая буквально вопиет о проблеме. Рассказывает ее уральский старообрядец Сергий Обиход: «В 2013 году я жил и работал в крупном сибирском городе, где познакомился с одним парнем, назову его Алексеем, который очень интересовался старообрядчеством. Встретились мы с ним в кафе. Увидев серьезные намерения и живой интерес к вере, я предложил ему собираться вместе на молитву. Он согласился и по воскресеньям и праздникам стали молиться у меня дома. Несколько раз я пытался наладить общение с местной общиной РПСЦ, созванивался с председателем, просил сообщать, когда и где они молятся. Обратного ответа долгое время не было. Потом, когда мне наконец-то сообщили адрес молитвенного дома, я спросил, могу ли прийти вместе с гостем? И получил отказ. Председатель сказал: „Алексею лучше вначале к священнику“. Так вот „вежливо“ отказал. Получается, человек, заинтересовавшийся староверием, не может вживую со старообрядцами ни пообщаться, ни помолиться?! А я не мог сказать Алексею, мол, иду молиться с другими, а ты уж извини.
Слава Богу, Алексей сейчас часто ездит в Челябинск. До храма в Миассе „всего-то“ 100 километров. Двери этого храма открыты для всех, что очень радует. И на праздник Пасхи нынче удалось моему знакомому помолиться в церкви, немного поговорить со священником. Супруга Алексея хочет принять крещение, а затем и венчаются. Надеюсь, потом они смогут приходить молиться и в общину своего города. Не совсем понятно, почему человек, который хочет присоединиться к Церкви, не может молиться со всеми. Меня подобные явления смущают и возмущают. Осторожность — хорошее качество, но в разумных пределах. Мы не имеем права обрекать старообрядчество на изоляцию. О какой проповеди может идти речь в таких условиях?! Если бы в первые века верующие так себя вели, что осталось бы от благовестия Христова? Согласитесь, что этот случай заставляет серьезно задуматься. Надо говорить об этом, в том числе и с духовенством. И, наверное, не допускать такого отношения к тем, кто хочет быть с нами»…
Политика открытости
И как же тут не вспомнить покойного митрополита Андриана Четвергова, который с сожалением говорил, по сути, все о том же, и подчеркивал, что подавляющее большинство старообрядческих храмов находятся на окраинах городов или в таких глухих сельских местах, что найти их — это уже сродни большому подвигу. А уж дозвониться, подчас, и вовсе нереальная задача. Конечно, вовсе не потому, что «телефон не отвечает» — нет его, этого телефона, в открытом доступе! А кому он нужен в «закрытом»? Не думаю, что так получилось специально, но наши общины и храмы, формально открытые интересующимся со стороны людям, остаются де-факто закрытыми в глобальном смысле этого слова. А какого-то одного справочника не было, нет и, наверное, не будет.
Про Орехово-Зуево я начал не случайно. В минувшем августе возникла необходимость у нескольких христиан разыскать координаты этой общины и лично связаться с настоятелем. И что вы думаете? Я потратил полтора часа в этих, как позже выяснилось, бесперспективных поисках, нашел в интернете какие-то контактные телефоны, которые, оказалось, давно не действуют. Боюсь даже предположить, каково это — искать старообрядческие общины не закрытых ото всех беспоповцев, поморцев или часовенных, а прекрасно контактирующих с миром белокриницких, скажем, где-нибудь на Дальнем Востоке. Увы, мы — РПСЦ — так и не выработали какого-то собственного контакт-центра, где можно было бы оперативно получить необходимые телефоны и адреса храмов, связаться и обсудить с единоверными братьями все, что нужно.
Помню, как в феврале 2014-го, когда уже начались проблемы в сопредельной Украине, я пытался по газетным делам найти контакты общины нашей Церкви в Маме Русской, что в Крыму. Звонил по всем имеющимся в сети телефонам, написал на все доступные интернет-адреса, и все оказалось напрасным — ни ответа, ни «доброго здоровья». И это притом, что под рукой у меня всегда интернет, мобильная и стационарная связь, словом, есть все, что, казалось бы, могло в любой момент обеспечить связь с любой общиной в стране и даже за ее пределами. Увы, все это бесполезно, когда нет ни справочников, ни виртуальной версии своего рода «желтых страниц Старообрядческой Церкви» с той или иной столь подчас необходимой контактной информацией. И об этом, скорее всего, «на местах» вообще не догадываются, полагая, что если им не звонят — значит, ни у кого такой потребности нет.
Конечно, я понимаю, что лично мне проще и, наверное, часто куда важнее бывает найти те или иные данные, чем старушке из какой-нибудь деревни, но опыт показывает, что пожилым людям, среди которых немало активных, много путешествующих или готовых решать какие-то церковные вопросы не по телефону, а лично, связи также необходимы. Былое время приучило всех нас к тому, что «на поверхности» старообрядцев нет, но почему же и сейчас, во время открытости и свободы вероисповедания, многие «наши» почему-то живут по тем же принципам затворничества, скрытности, хотя это не всегда полезно нам и тем, кто нас ищет. Этим мы сами отрубаем этот современный, способный без чьего-либо постоянного участия работать на нас, элемент проповеди и того, что называется «Милости просим»! Чувствую, мне возразят: дескать, кто ищет, тот всегда найдет. Но, позвольте, какими усилиями, препонами?!
Предвижу также, что главный аргумент в публикации или не-публикации контактных данных будет тот, что, дескать, многие храмы РПСЦ хранят старинные предметы религиозного смысла, поэтому нарочно давать потенциальным злоумышленникам телефоны и адреса не стоит. Что ж, в этом есть рациональное зерно, но тогда останется лишь пожелать всем, кто когда-то будет искать необходимые контакты общин и приходов, — своим и чужим — удачи в разгадывании ребусов и правильных попаданий пальцем в небо.
Выход есть?
И все же, я лично очень надеюсь, что рубрика «Старообрядческие храмы» на портале «Русская вера» сумеет заполнить имеющийся вакуум и станет полноценным справочником со всей необходимой информацией об общинах и храмах. Но, чтобы это было возможно, необходима воля епархиальных епископов, благочинных, настоятелей и председателей общин, от которых в данном случае зависит в прямом смысле — все.
А пока мы имеем то, что имеем: прежнюю замкнутость, отсутствие полноценной справочной информации о самих себе, и тех, кто нас безрезультатно ищет. Хотя, при чем тут мы, грешные??? Ищут-то Бога… Как бы нам потом из-за этой закрытости не пришлось отвечать за свои дела. Вернее, за бездействие.
От редакции:
Раздел «Храмы и общины» сайта «Русская вера» посвящен действующим общинам и храмам всех старообрядческих согласий. Сейчас заполняются визитные карточки Русской Православной старообрядческой Церкви и Русской Древлеправославной Церкви. В перспективе — Древлеправославная Поморская Церковь, Федосеевское согласие и многое другое. Также здесь можно будет узнать о старообрядческих общинах и храмах, находящихся за пределами России и стран СНГ.
И касательно отношения к проповеди. Вот вопрос-ответ на эту тему с этого же сайта: http://ruvera.ru/vopros/dar_slova Не знаю, либо я не правильно и не в полном объеме понял ответ, либо у старообрядцев действительно иной взгляд на необходимость публичной проповеди и "работы с населением".
Дерзну предположить, что пока все-таки корень обозначенной в статье проблемы кроется в ориентированности старообрядцев на затворничество. Факт гонений и необходимости прятаться утерял актуальность, но превратился в элемент культа который "заботливо" протащили через века и продолжают подогревать и сейчас.
Дело проповеди, действительно, полезное и нужное. Но кто мы в этом деле, не "лопата ли в руках Божиих"? Сам Он знает кого просветить и ждет нашего покаяния, присоединения к Церкви. Кто знает, может через долгий поиск внешний человек приобретет более осознанное зерно веры, как золото добывают в дальних Сибирских рудниках, глубоко под землей.
И сами проповедники иногда выглядят нелепо. Часто, один мудрый взгляд благообразного старца и тихое слово проповедует более, чем тысячи гениальных мыслей "ревнителя древлего благочестия".
Исус проповедовал, апостолам дар многих языков был дан, чтобы проповедовать. Так что путь проповеди дан с самого начала. А насчет более осознанной веры… Почти всех в начале жизни учат читать, писать, считать. Но все ли становятся великими писателями, или учеными, или другими выдающимися деятелями? Нет. Значит ли это, что всеобщее обязательное обучение можно отменить — раз единицы полноценно реализуют привитые таланты? Думаю, ответ очевиден — без этого всеобщего начального обучения не станет и тех единиц которые становятся учеными, артистами и т.п. Так что учение, как и проповедь — считаю необходимая мера которая совершенно не гарантирует, что люди обретут веру, но без которой гарантированно упадет число тех, кто все же веру обретет.