На прошлой неделе вышла в свет книга «Иконы старообрядцев Причудья» — итог многолетних изысканий активиста объединения «Русская школа Эстонии», бывшего инженера, а ныне исследователя художественного творчества староверов Эстонии Юрия Мануйлова.
450-страничная книга рассказывает о старообрядческих общинах Эстонии, об истоках иконописи в Прибалтике и начале деятельности мастерской.
Ранее Юрий Мануйлов издал каталог с описанием икон из собрания известного таллиннского коллекционера Гуннара Сависаара. Однако новая работа значительно объемнее, и, по признанию автора, далась ему гораздо труднее.
Монография охватывает творчество известного старообрядческого иконописца Гавриила Ефимовича Фролова, большая часть жизни которого — с 1880-х годов и до кончины в 1930-м — связана с эстонским Причудьем, его мастерской, а также его учеников и последователей.
Наследие Фролова
«Фроловых было три брата, — рассказывает Мануйлов. — Старший, Давыд, стал довольно известным юристом. Гавриил тоже было пошел по его стопам, но отец, сам иконописец, настоял на том, чтобы он занимался тем, к чему с ранних лет проявил талант. Младший Тит тоже писал иконы, но наиболее ценное наследие оставил Гавриил».
— В книге имеется глава, посвященная деятельности иконописца Филиппа Андреевича Мызникова, автора иконостаса в деревне Варнья, и представлен новый взгляд на его творчество.
Отдельные главы посвящены творчеству учеников Фролова — Пимена Софронова и Марка Солнцева. Особую ценность книге придает наличие списка известных автору работ причудских мастеров.
Всего в книгу Мануйлова вошли 626 икон кисти Фролова. Столько Мануйлов смог найти, сфотографировать, описать. По его оценке, это примерно четверть всех икон, написанных Фроловым в Причудье за сорок лет. «Часть икон погибла, часть находится у людей, которых я не знаю», — пояснил Юрий Николаевич.
Основная трудность в работе над книгой, по словам автора, была связана с особенностями мира старообрядцев, в который чужаков они не допускают. Он познакомился с членами общества «Причудье», главой старообрядческих общин Эстонии Павлом Варуниным. И старообрядцы чуть шире приоткрыли исследователю свой мир.
«С частными владельцами дело было иметь немного проще, а вот в свои моленные и церкви они нас с фотографом пускали неохотно и очень ненадолго», — говорит Мануйлов.
Помимо икон в книгу вошел также рассказ о жизни и творчестве Фроловых, об особенностях фроловской иконописи, и еще одна большая глава, которая поначалу не планировалась. «Научным редактором я попросил стать сотрудницу московского Исторического музея Елену Юхименко, — пояснил Мануйлов.
— Уже в ходе работы она сообщила, что московские старообрядцы обнаружили 90 страниц переписки Гавриила Фролова с единоверцами, и посоветовала включить ее в книгу. Действительно, эти письма добавили книге ценности».
Фролов, обосновавшись в причудской деревне Рая, не только писал иконы, но и основал мастерскую по обучению иконописи, на свои деньги построил церковь. «Сохранились, например, письма Фролова к московским книготорговцам с просьбой продать его книги, так как он нуждается в средствах для строительства церкви», — отметил Мануйлов.
Инженер с иконой
Интерес к изобразительному искусству проявился у Юрия Николаевича еще в детстве, которое прошло в Нальчике, столице Кабардино-Балкарии. «Рисованием не занимался, но собирал марки, покупал альбомы с репродукциями, — вспоминает Мануйлов. — Уже тогда меня заинтересовали иконы.
Наверное, это от бабушки, которая водила меня в церковь и вышивала крестики мне на майках, так как нательный в школе могли заставить снять. А ее сестра, окончившая только два класса церковно-приходской школы, учила меня церковно-славянской грамоте. В пятом классе я читал «Житие святой Ольги».
В библиотеке интересующемуся иконописью школьнику могли предложить только краткие сведения об Андрее Рублеве и Феофане Греке, да несколько репродукций наиболее известных икон. Однако иконка, имевшаяся в семье Юрия, была на них совсем не похожа. Отсутствие ответов на его вопросы только разжигало любопытство.
Получив техническое образование, Мануйлов приехал в Таллинн. Работал мастером, инженером-технологом. Сначала на заводе «Двигатель», потом в таллиннском филиале всесоюзного института «Атомэнергостройпроект». И параллельно изучал искусство иконописи и собирал иконы.
«Работа у меня была интересной, особенно в проектном институте, часто ездил в командировки на атомные станции, — вспоминает он. — Меня ценили как специалиста, и, наверное, я мог бы сделать неплохую карьеру, но в то же время нарастала какая-то внутренняя неудовлетворенность. Наверное, это был пресловутый кризис среднего возраста. Но стоило мне полностью погрузиться в мир иконы, как я обрел гармонию с самим собой и с окружающим миром».
Сегодня Юрий Мануйлов является признанным знатоком иконописи, экспертом по оценке предметов старины. Последние лет двадцать занимается реставрацией икон, а однажды решился сам написать икону. «Диапазон мастерства иконописцев весьма широк — от примитивных деревенских богомазов до кремлевских мастеров, — говорит он. — Я же для себя избрал школу сравнительно несложных икон-краснушек, которые в свое время тысячами писали в Холуе Владимирской области».
Но главный интерес Мануйлова состоит в познании тайн иконописи. Например, отдельная большая тема — надписи на лицевой и оборотной стороне иконы. «Давно уже я обратил внимание на какие-то таинственные знаки на старообрядческих иконах — точки, кружки с крестиками, черточки, — рассказывает Юрий Николаевич.
— Оказывается, это цена иконы. Например, два перечеркнутых кружка и пять палочек означают, что икона стоит 2 рубля 50 копеек».
По словам Мануйлова, этой древнейшей системой обозначения цифр старообрядцы пользовались вплоть до середины XIX века.
Или, к примеру, на оборотной стороне иконы «Чудо Архангела Михаила в Хонех» Мануйлов распознал такую запись: «Сын мой Петр Иванов пошел морем вкруг света из Кронштадта…».
И дата — сентябрь 1805 года. И исследователь углубился в историю мореплавания, чтобы выяснить, в какой именно экспедиции могла побывать эта икона.
Чудесные явления
«Есть просто доски с неким изображением, и есть иконы, способные творить чудеса», — говорит Мануйлов.
У него дома хранится картотека с фотографиями, насчитывающая примерно 70 000 единиц икон. Каждую из них он держал в руках. Есть у него и большая коллекция самих икон. Формируется она помимо его воли, уверяет Мануйлов.
Вот, например, история иконы «Ангел-хранитель Иоанн Богослов». Исследователь приобрел ее на Севере, но вскоре решил продать. «Возвращаясь домой, заболел и уже дома, поставив икону на полку, лег спать с температурой, — вспоминает Мануйлов.
— Под утро я отчетливо увидел стоящего у кровати ангела, который сказал: «Ты умрешь, если продашь эту икону». Потом священники мне объяснили, что это и есть чудесное явление».
Кажется, об иконах Юрий Мануйлов знает уже буквально все. Однако уверяет, что «белых пятен» здесь еще много — и продолжает изыскания.
Официальная презентация издания состоится в понедельник, 16 декабря, в Художественном музее в Кадриоргском дворце (г.Таллин, Эстония). Начало презентации в 12.00.
Комментариев пока нет