Страницы церковной истории обычно посвящены значительным явлениям и событиям: жизнеописаниям святых и церковных деятелей, Вселенским и Поместным Соборам, историям основания крупных монастырей, духовным движениям и ересям. Истории небольших христианских общин обычно затмеваются этими явлениями.
Исследователи и церковные писатели редко задерживаются на подробностях провинциальной жизни, и обычно, обронив несколько слов, вновь устремляются к описанию великого и значимого. Однако истории христианских общин — это вовсе не малозначительные крупицы на церковном небосклоне. Каждая из этих маленьких историй складывается из судеб десятков и сотен людей, их личного подвижничества и совершенствования, и в конечном итоге христианского спасения.
И если история жизни одного отдельного знаменитого подвижника-мученика, отшельника или богослова является, в первую очередь, очерком его индивидуального опыта и личного подвига, то история жизни общины — это совокупность множества судеб, семей, родов и поколений.
Сегодня мы публикуем первую часть исторического очерка, посвященного истории общины города Лысково Нижегородской области, подготовленную членом этой общины, известным старообрядческим автором Михаилом Барминым.
История общины г. Лыскова началась 10 декабря 1999 года
История общины — той, которую мы знаем сейчас.
Начало пути к возрождению. А что же было до того? А ранее была борьба малого стада за свою жизнь, совесть и душу.
После раскола большое село Лысково принадлежало казне. Местное население достаточно легко приняло новины патриарха Никона. Однако множество окрестных сел, особенно заволжских (левобережных), остались верны дораскольной православной вере.
В начале XX века христианами Лыскова была обустроена частная моленная, которая была освящена как домовая церковь. Настоятелем этой моленной являлся иерей о.Иерофей Горшков, а богослужения в ней продолжались до 1936 года.
В лихие годы борьбы с христианством и религией в целом, которую проводили, в частности, известные черные личности, подобные Генриху Ягоде (Енох Гершенович Иегуда) и продолжателю его кровавых дел Николаю Ежову, были арестованы и репрессированы почти все священнослужители, уставщики и другие активные христиане нашего края. Вот лишь несколько, что приходят на память: о.Иерофей Горшков, его сын Гавриил, о.Кирил Бушуев, о.Стефан Хапугин.
После такого безбожного погрома Церковь Христова ушла в катакомбы на несколько лет. То, что удалось спасти из разоряемых храмов, миряне использовали для устроения тайных моленных. Люди как могли скрывали священников и иных преследуемых за веру.
Хочется отметить стойкость людей в те годы. Это пример служения Богу для нас, ныне живущих поколений, свободных от притеснения. Приведу пример. Рассказывал мне владыка Алимпий (митрополит Алимпий (Гусев) (1929- 2003) — прим. ред.), что в детстве как-то зимним утром его отец Капитон Иванович разбудил его с братом и сказал, что они едут за сокровищами, которые им даст бабушка из отдаленной деревни, что в 30 километрах.
Дошли они с санками до этой деревни и видят, что в нетопленом доме на печи под тулупом лежит немощная старушка. Они погрузили ее на санки и отвезли к себе домой. По возвращении дети спросили отца, когда же она им сокровища даст? А он им ответил, что уже дала, это сокровище на небе у Бога, что мы сделали хорошее дело, спасли больную и немощную женщину.
В конце 30-х годов, незадолго до своего ареста, о.Стефан Хапугин успел освятить домовую церковь в доме родителей присно памятного владыки митрополита Алимпия. В этой тайной церкви несколько раз служили литургию священники, вынужденные постоянно перемещаться по причине гонений, подобно древним в первые века христианства.
В послевоенные годы, когда гонения со стороны властей ослабли и кое-где, пусть и с трудностями, вновь стали открывать храмы, в Лыскове этого сделать не удалось. Наверное, это произошло во многом из-за страха за детей. Некоторые семьи староверов Лыскова были разлучены после арестов. Многие из них умерли в заточении. Поэтому когда открылся храм в Нижнем Новгороде (тогда город Горький), старообрядцы из Лыскова стали по возможности ездить туда. Впрочем, путь в 90 километров был непростым и тяжелым из-за отсутствия прямого транспортного сообщения.
Надо было как-то обустраивать христианскую жизнь в самом Лысково. Поэтому долгие годы (около 30 лет) сосредоточением духовной жизни нашего района была тайная моленная в доме Виктора Дмитриевича Бармина. Христиане молились там безпоповским чином службу во все праздники и воскресные дни. К сожалению, всех желающих моленная не могла вместить. Да и большие молитвенные собрания было проводить опасно.
В хрущевские времена на В. Д. Бармина неоднократно доносили «бдительные граждане страны, где Бога отменили официально». После подобных доносов приходили сотрудники из органов, осматривали дом, забирали на допросы, иногда оставляли на ночь. Но Господь не допустил полного разорения своего стада. Приходили, но ничего не находили, забирали, но видя твердость и ввиду отсутствия каких-либо доказательств — запугивали и отпускали.
По этим причинам Виктор Дмитриевич старался регулировать состав приходящих людей. Самые людные Богослужения проводились на Пасху. Даже был крестный ход вокруг печки. Да, сейчас это может кому-то показаться смешным, но тогда особенно были важны любые символы и обряды, какие были доступны, чтобы чувствовать единение общины в служении Христу.
В конце 1975 года умер В. Д. Бармин, но успел оставить себе смену Климентия Бушуева — это сын о.Кирилла Бушуева. И уже в его доме до 1995 года продолжалась жизнь Лысковской общины.
Так же большой вклад в сохранении духовной жизни общины в трудные годы безбожной советской России внесли священники Нижегородского (Горьковского) храма, они регулярно приезжали в Лысково для совершения треб. Ну и конечно будущий митрополит Алимпий, служивший диаконом в Нижнем Новгороде.
Во второй половине 80-х годов, когда повеяло ветром перемен, Герман Викторович Бармин и еще несколько активных людей предложили организовать официальную старообрядческую общину и ходатайствовать о передаче ей одного из храмов — Спасо-Преображенского собора, расположенного на красивом и видном месте города, напротив дома владыки Алимпия. Фото этого храма многие могли видеть в журналах календаря в разные годы. Но эта инициатива не нашла должной поддержки у членов общины.
Сказались десятилетия, прошедшие вне полноценной церковной жизни. Пожилые опасались, что послабления верующим со стороны властей будут недолгими. Молодежь и средний возраст уже приспособились к текущей мирской жизни, некоторые даже вступили в КПСС. Некоторым была удобна такая двойная жизнь. В родном городе, где тебя все знают, ты обычный гражданин, «сын страны советов», а поехал в Нижний Новгород — и ты уже в храме православный христианин, исповедуешься и причащаешься тела Христова. Ну а дома снова просто светский гражданин …. Многие даже не старались уже ходить на моление к Климентию Кирилловичу Бушуеву, стеснялись. Ну и конечно дети тоже не ходили.
Результат — община таяла на глазах. Во времена гонений В. Д. Бармину приходилось невольно ограничивать желающих прийти помолиться Богу. Приходилось создавать определенную очередь. А когда наступила оттепель, когда стало разрешено свободно молиться и открывать храмы, то стеснение перед миром и банальный конформизм стал помехой на пути к Христу!!!
В 90-е года ситуация стала еще хуже. В 1994 году после продолжительной болезни упокоился Г. В. Бармин, имевший большой авторитет для многих. В 1996 году умирает от старости Климентий Кириллович Бушуев, едва справив 100 летний юбилей. И наступила тишина….На пять лет.
Далее автор вынужден вести рассказ от первого лица.
Эти пять лет тишины в г. Лысково совпали с пиком моей молодости, когда будучи полон сил, энергии и желания хотел изменить жизнь к лучшему. В эти годы, бывая в разных приходах, пребывая подолгу в Москве, я постоянно задавался вопросом, почему тут и там возрождаются храмы, образуются общины, а я приезжаю домой, а там как в глухом лесу, можно месяцами жить и не видеть своих единоверцев и даже родственников.
А в городах и селах, где живут церковной общинной жизнью, люди всегда видят друг друга в храме и общаются в естественной для верующего человека среде. А у нас в Лыскове только похороны собирали людей на молитву! Постепенно я начал чувствовать дискомфорт от родного города. Встречаясь в Лысково с родственниками и знакомыми, кто еще посещает хотя бы несколько раз в году храмы в Нижнем Новгороде или в Большом Мурашкино, понял, что за последние годы у них тоже назревает желание изменить собственное положение отверженных. Но останавливает страх, что не получится и для постройки нового храма нужно много денег.
5 декабря 1999 года, в воскресение, я пригласил родственников и знакомых христиан г. Лыскова к себе домой. Собралось более 20 человек, в основном по одному или два представителя от семьи. Это было первое собрание будущей общины.На этом собрании я высказал следующее предложение.
В старой части города есть законсервированное двухэтажное здание цеха Строчевышивальной фабрики, здание имеет внешне немного запущенный вид, но вполне крепкое. На смежном участке остов сгоревшего здания ДОСААФ (кирпичный первый этаж) и гаражный бокс. Общая площадь земельного участка около 40 соток. Все это находится в коммерчески неперспективной части города.
А потому, вполне возможно, нам удастся собрать необходимую сумму на покупку здания и присоединить смежный участок с остатками ДОСААФ. Здание переоборудовать как временную церковь, расчистить площадку от сгоревшего здания и строить новую церковь, имея надежную базу для собирания общины. Такой вариант показался собранию вполне выполнимым.
Составили письмо с подписями — ходатайство к митрополиту Алимпию, дабы он благословил на создание (возрождение) общины. Владыка встретил эту инициативу несколько прохладно. Он знал, что многие в Лысково уже отошли от церкви, а иные были в КПСС. Высказал мнение, что, может быть, тем, кто остался неравнодушным, проще купить автобус и ездить в Н. Новгород или в Б. Мурашкино. Я разъяснял владыке, что нас не так уж мало, что на собрании были только представители от семей, и только те, кого я смог найти и пригласить, и у многих есть дети.
Владыка все еще сомневался, видимо, проверяя решимость. В этот момент пришла нежданная помощь: в покои митрополита вошел о.Леонид Гусев (впоследствии св. инок Ливерий). Узнав, зачем я приехал, он радостно воскликнул: «О, владыко, что тут думать! Благословляй! И надо же, я только сегодня сон видел: я в Лыскове, там церковь, и я в ней служу!». После этих слов как-то уверенней я стал и спокойней, что все получится.
И владыка благословил. Это было 10 декабря 1999 года, в день празднования иконы Знамения Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы. Кто-то может считает иначе, но я начал исчисление лет возрожденной общины с этого дня.
Сначала все шло гладко. 19 декабря (тоже приятно знаменательный день) были приняты собранные документы в министерство юстиции на регистрацию. В день Богоявления Господня 19 января мы получили документы о регистрации. И тут мы столкнулись со стеной в лице местного благочинного РПЦ МП и находящихся под его мощным давлением бюрократов.
Выражалось это таким образом. Остов здания ДОСААФ (пять лет стоявшее после пожара никому не нужным) оказалось вдруг крайне необходимым в решении жилищного вопроса для учителей и врачей. И вот-вот должна начаться его реконструкция. Просим показать соответствующие документы, озадаченные чиновники ссылаются, что документы в архитектуре, архитектура в недоумении заявляет, что там планируется столовая для детского дома, но документов нет — они в разработке в Нижнем Новгороде, а где именно, никто не знает ….
Ну что ж, не получилось с участком. А что с цехом? Идем к собственнику на фабрику и, не представляясь, интересуемся зданием цеха. Директора на месте нет, но по телефону слышим просто восторг: приходите завтра, обо всем договоримся, в цене обязательно сойдемся. Но на следующий день директор, грустно потупив глаза, сообщает: «Городу «вдруг понабилось» это здание, а городу они должны налоги. Так что, извините».
Начинаю понимать, что бродить от двери к двери на местном уровне смысла нет. Еду в администрацию губернатора Нижнего Новгорода. И, как оказалось, не зря. Именно в этот день в общественной приемной работала сотрудница, которая оказалась прихожанкой нашего храма в Нижнем. В обход протокола она дала прямой телефон секретаря-референта губернатора.
С этим контактом приезжаю в Москву к владыке Алимпию и прошу, чтобы он своим авторитетом посодействовал продвижению вопроса на более высоком уровне. Тут нужно напомнить, что вл. Алимпий очень не любил контакты с внешним, светским миром. И не очень верил, что что-то получится. Но всё же согласился помочь.
Владыка дал распоряжение своему секретарю связаться с администрацией губернатора области Ивана Петровича Склярова. Секретарь-референт, выслушав просьбу о встрече владыки с губернатором, сказала, что тот сейчас очень занят, просила позвонить через месяц или….
Но неожиданно вечером того же дня владыка позвонил мне и сообщил, что встреча с губернатором назначена через 3 дня. Случилось так, что И. П. Скляров позвонил лично владыке вечером, извинился за недоразумение и сообщил, что он готов ко встрече в любое удобное для владыки время. Это было тем более удивительно, что до сего дня губернатор никогда не встречался с представителями нашего согласия и никак не интересовался нами. Но по промыслу Божию мы увидели разительную перемену.
Перемена наступила во всем. Накануне встречи с губернатором 1 марта 2000 г. вл. Алимпий прибыл в Лысково. Поехали в администрацию города, а там тоже удивительная перемена. Оказывается, владыку все уже ждут: и главы администрации, и пресса. Руководство в нетерпении порадовать нас, что все вопросы уже решены положительно.
2-го марта наша небольшая делегация (преосвященный митрополит Алимпий, св. протоиерей Леонид Гусев, диакон Иоанн Гусев, председатель Лысковской общины Михаил Бармин) встретились с И. П.Скляровым. Встреча была достаточно долгой — более двух часов, основной вопрос был решен в течение 10 минут. Он выслушал суть вопроса, посмотрел панорамный вид объектов на фотографиях. Сказал, что это ерунда какая-то, и тут же позвонил главе администрации Лысковского района, достаточно жестко отчитал его и наказал на будущее не мешать, а помогать общине старообрядцев. Нужно заметить, что этот жесткий разговор повлиял не только лично на главу района, но и на всю администрацию. С того памятного дня уже прошло 13 лет, в руководстве района менялись люди, но отношение до сих пор очень благожелательное.
Остальное время визита прошло необыкновенно тепло. Буквально с первых минут прошла скованность в общении. Было очевидно, что губернатору вл. Алимпий очень понравился и он ему как-то доверяет. Говорили очень много о личном, Иван Петрович спрашивал духовного совета по нескольким вопросам. Рассказывал о себе и своей семье. Напоследок на нашем письме-прошении поставил свою резолюцию о денежной помощи общине г. Лыскова. Со словами: «Это вам на первое время, а там посмотрим».
Владыка Алимпий в конце беседы, чтобы предупредить светскую форму прощания, сказал, что хотел бы благословить Ивана Петровича по христианскому обычаю и объяснил, как это делается у нас в церкви. Губернатор все сделал правильно, с большим воодушевлением. После чего провожал нас не только до дверей кабинета, но даже до лифта. Заверив, что будет рад встрече в любое время.
Уже 4-го марта, не дожидаясь полного оформления документов, община приступила к работе в приобретенном здании цеха. Работы было много, а предварительный срок освящения был назначен владыкой на 16 апреля. Владыка Алимпий напомнил, что в 1967 году, когда в Н. Новгороде закрыли наш храм на ул.Гоголя и дали взамен здание храма на Бугровском кладбище, в котором находилась красильня, община отремонтировала его и совершила переезд менее чем за один месяц!
Несмотря на наш горячий порыв, мы все же не были столь сильной общиной, как нижегородцы, и делали лишь первый шаг к возрождению духовной жизни в городе. К 16 апреля мы были на 90% готовы, но все же отложили освящение, чтоб потом не переделывать то, что в спешке могли сделать не так.
И вот этот день настал. Настал, как поется в песне «Мгновения» Р. Рождественского, слова которой здесь вполне уместны и отражают настроение того дня:
И ты порой почти полжизни ждешь,
Когда оно придет, твое мгновение.
Придет оно большое, как глоток,
Глоток воды во время зноя летнего.
А от себя лично скажу, это был лучший день в моей жизни!
Прежде всего, хочется перечислить тех, без вклада которых ничего бы не случилось. О вл. Алимпии и о. Леониде Гусеве уже писал выше. Остается добавить, что они из своих личных средств покрыли 75% суммы покупки здания цеха. Они же подарили недостающие иконы, необходимые для освящения, в т.ч. напрестольный крест и облачения для престола и жертвеника.
О. Александр Карабанов предоставил множество книг. в т.ч. богослужебных: почти полный круг Миней, напрестольное Евангелие, полный новый набор для Евхаристии, антиминс (Божиим промыслом попавший к нему буквально за 2 месяца до освящения — этот антиминс ранее был в нашем храме в с. Красный Яр, до его закрытия), комплект священнического облачения, несколько икон.
Александр и Наталия Енышевы приобрели 2 хороса (малое паникадило), 4 больших, 6 малых (выносных), 4 подвесных подсвечника, запрестольный семисвечник, множество лампад, водосвятную и младенческую купели, ткани и многое другое. Они же дали средства на приобретение гаражных боксов с сопредельным земельным участком.
Все они не имели личной заинтересованности, так как не проживали в Лысково, но оказали такую помощь, без которой трудно представить столь скорое возрождение храма. Мы, община, очень благодарны им за данную нам возможность поработать в устроении храма!
Невозможно в рамках одной статьи отметить всех, но низкий им всем поклон. Ибо даже малый вклад сделал этот праздник столь прекрасным, и вдохнул новую жизнь в почти «усохший виноградъ».
16 июля 2000 года Преосвященный митрополит Московский и всея Руси Алимпий освятил церковь во имя явления чудотворной иконы Божией Матери Казанской. Ему сослужили протоиерей о. Леонид Гусев (впоследствии св.инок Ливерий), о.Геннадий Заботин, о.Александр Карабанов, о.Алексей Думнов, о.Никола Егоров, о.Василий Кадочников, диаконаы Тимофей Овчаров, иеродиакон Варнава Страхов, чтецы Михаил Витушкин и Федор Лебедев.
Этот праздник собрал всех христиан района, из других общин приехало множество старообрядцев, помещение не смогло вместить всех молящихся. В этот же день, по окончании молитвы, был представлен проект будущей (ныне уже построенной церкви) архитектора Александра Петровича Долнакова.
Александр Петрович предоставил свой труд в дар общине как свой вклад в возрождение веры в родном краю Нижегородском.
Владыка Алимпий дал свое благословение, и на месте будущего храма поставил свой автограф на проекте. За отсутствием стола владыка писал на любезно предоставленной спине А. П. Долнакова. Таков был спринтерский бросок в 224 дня от идеи до финиша, и нового старта.
Комментариев пока нет